Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Функциональная грамотность на уроках географии.

Функциональная грамотность на уроках географии.

Функциональная грамотность на уроках географии. - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Функциональная грамотность на уроках географии.:
Cкачать презентацию: Функциональная грамотность на уроках географии.

Презентация для классов "Функциональная грамотность на уроках географии." онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение<br>«Богучарская средняя общеобразовательная шк
1 слайд

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Богучарская средняя общеобразовательная школа №1»

Функциональная грамотность на уроках географии


Выполнила: учитель географии
Попова Ю.С.


2022 г.

Цель и задачи данной работы:<br><br>Цель: Поделиться опытом применения приемов развития функциональн
2 слайд

Цель и задачи данной работы:

Цель: Поделиться опытом применения приемов развития функциональной грамотности на уроках географии.  
Задачи: 
- Актуализировать и обобщить имеющиеся знания по технологии развития функциональной грамотности у участников по данному вопросу, стимулировать их интеллектуальный и творческий потенциал. 

Функциональная грамотность - рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаем
3 слайд

Функциональная грамотность - рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Основные составляющие функциональной грамотности:
- Математическая грамотность
- Естественнонаучная грамотность
- Читательская грамотность
- Финансовая грамотность
- Креативное мышление.

<br><br>Задача учителя<br><br>Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учите
4 слайд



Задача учителя

Чтобы оценить уровень функциональной грамотности своих учеников, учителю нужно дать им нетипичные задания, в которых предлагается рассмотреть некоторые проблемы из реальной жизни. Решение этих задач, как правило, требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска новых решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.



Для развития функциональной грамотности учителю необходимо работать в следующих направлениях:<br>- 1
5 слайд

Для развития функциональной грамотности учителю необходимо работать в следующих направлениях:
- 1 направление: разработка заданий на функциональную грамотность
Лучше такие задания проводить в качестве разминки.
- 2 направление: самодиагностика, оценивание для обучения.
Для этого можно использовать релейные работы. Раньше их называли «задания массивом», т.е. ученикам предлагается множество заданий или задач, решить которые он может по своему выбору. На их основе составляется итоговая контрольная работа: чем больше задач решил ученик, тем больше вероятность успешного решения им контрольной работы.

- 3 направление: взаимообучение + социализация.<br>      Ученики уже привыкли к комментариям оценок
6 слайд

- 3 направление: взаимообучение + социализация.
Ученики уже привыкли к комментариям оценок учителя, и если в начальной школе это действует как поощрение, то в среднем и старшем звене оценивание учителем особенно творческих развивающих заданий не несет ценности для ребенка и не способствует его развитию. Здесь помогает оценивание по критериям работы на основе взаимооценивания. Используя таксономию Блума, учитель видит, на каком уровне роста и развития находится тот или иной учащийся.

4 направление - работа с дискретным текстом в географии, это прежде всего работа с картой, так как л
7 слайд

4 направление - работа с дискретным текстом в географии, это прежде всего работа с картой, так как любой человек должен уметь использовать карту в практических целях. Методика формирования умений работать с картами различного содержания включает:
во-первых, глубокое овладение учащимися картографическим методом исследования, для чего необходимо предусмотреть выполнение школьниками таких заданий, которые помогали бы им осознать те действия, с помощью которых они находят решение. Например, Совершите путешествие по физической карте Австралии (маршрут выберите сами, в работе используйте и другие карты). Расскажите, какая природа, будет вас окружать и с какой хозяйственной деятельностью, вы встретитесь. Во-вторых, необходимо организовать практическую работу с картографическими изображениями, выводимыми на экранах школьных компьютеров.

В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов
8 слайд

В географии функциональная грамотность формируется достижением, прежде всего, предметных результатов через:

- работу с текстом
- работу с географической картой
- работу со статистическими данными.

Работа с географической картой. <br>В образовательном стандарте сказано, что формирование картографи
9 слайд

Работа с географической картой.
В образовательном стандарте сказано, что формирование картографической грамотности – цель географического образования. В географии главный метод исследования – картографический. Задания ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по географии требуют от школьника:
- умения читать карту
- владеть приемом наложения карт
- развитого пространственного представления картографической информации.
К сожалению, чаще всего вызывают у ребят затруднения именно эти задания:
- задания на определение географического объекта по его координатам и обратная – нахождение географических координат объекта
- задание, требующее владения приемом наложения карт
задания, требующие развитого пространственного воображения и знания карты.
Подобные задания на применение полученных в курсе географии знаний есть и в КИМах ГИА (9 класс):

Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы:<br>1. «Стороны горизонта» - помогает
10 слайд

Наиболее результативными можно считать следующие приемы работы:
1. «Стороны горизонта» - помогает формировать пространственное представление и лучше запомнить карту. Например:
- укажите материки западного и восточного полушарий;
- расположи горы мира с севера на юг: Тибет, Кавказ, Анды, Кордильеры, Альпы, Тянь-Шань.
- расположи горы мира  с севера на юг: Гималаи, Кавказ, Анды, Атлас, Альпы, Тянь-Шань, Капские, Скандинавские
- расположи реки России с востока на запад: Обь, Иртыш, Енисей, Амур, Волга, Лена, Колыма.

2. «Немая карта» – учащимся раздаются пустые контурные карты, на которых они должны:<br>- отметить н
11 слайд

2. «Немая карта» – учащимся раздаются пустые контурные карты, на которых они должны:
- отметить на карте цифрами соответствующие географические объекты (учитель указывает на доске цифру – географический объект)
- написать на листочках названия географических объектов, которые указаны цифрами на выданной контурной карте.
Данные задания выполняются без использования атласов.

3. «Узнай объект по описанию»<br>  Даю краткие характеристики географическим объектам, а дети их опр
12 слайд

3. «Узнай объект по описанию»
Даю краткие характеристики географическим объектам, а дети их определяют. Например:
Часть света, расположенная только в северном полушарии и пересекаемая нулевым меридианом. (Европа)
Самый большой материк. (Евразия)
Материк, пересекаемый и экватором и нулевым меридианом (Африка)
Самый большой по площади океан. (Тихий)
Самый холодный материк.(Антарктида)

4. «Путешествие по карте»<br>Задание. На чемпионат мира по футболу, который проходил в Бразилии, при
13 слайд

4. «Путешествие по карте»
Задание. На чемпионат мира по футболу, который проходил в Бразилии, прибыли сборные команды из Южной Кореи, ФРГ, Нигерии, Австралии (можно брать любые страны). Каким путем они добирались к месту соревнований, если предположить, что они плыли на кораблях? Указать географические объекты (заливы, проливы, моря, острова, полуострова и т. д.)
Дополнительные вопросы к заданию:
- на каком материке расположена Бразилия?
- в какой его части?
- какое время года было там в июле?
- как называется столица государства?
- какие крупные города есть в стране? И т.д.
На все эти вопросы можно ответить, используя только географические карты.

5. «Найди меня»<br>Один ученик по карточке читает свое местонахождение на карте используя топографич
14 слайд

5. «Найди меня»
Один ученик по карточке читает свое местонахождение на карте используя топографические знаки, которые он показывает остальным учащимся. Ребята должны определить его местонахождение.
Пример.  Я нахожусь на С-З от (условный знак сельский населенный пункт) Лужки. Вокруг моего местонахождения расположены (условный знак узкие полосы леса). С трёх сторон мое местоположение окружено (условный знак автодорога). Итак, я нахожусь (условный знак церковь). Назовите населенный пункт, в котором она расположена.

5. Использование политических карт:  «Найди лишнее»<br>Найти лишний географический объект и дать объ
15 слайд

5. Использование политических карт: «Найди лишнее»
Найти лишний географический объект и дать объяснение выбору.
Пример 1. Бразилия, Аргентина, Перу, Колумбия, Парагвай (Парагвай не имеет выход к морю остальные имеют морские порты).
Пример 2. Монголия, Сирия, Албания, Китай, Турция. (Албания, находится в Европе, остальные в Азии).
Пример 3. Россия, Канада, США, Бразилия, Австралия, Италия (Италия маленькое по размеру государство остальные большие).
Данный прием можно использовать при изучении любых тем. Он универсален.

6. «Гонка за лидером»<br>Хорошо идет отработка знаний географической карты в этой игре.<br>К карте в
16 слайд

6. «Гонка за лидером»
Хорошо идет отработка знаний географической карты в этой игре.
К карте вызываются два, примерно равных по знаниям, ученика. Учащиеся класса по очереди называют объекты географической номенклатуры, которые не должны повторяться. Отвечающие должны быстро и правильно показать их. Показавший правильно первым зарабатывает балл.
Такая работа проводится со всем классом, требует внимания всех учеников, вызывает интерес и дает результаты.

7. Географический диктант с « ошибками»<br>Например, текст диктанта в 7 классе по теме «Евразия».<br
17 слайд

7. Географический диктант с « ошибками»
Например, текст диктанта в 7 классе по теме «Евразия».
«Наш корабль снялся с якоря на рейде порта Мурманск. Мы отправились в путь по водам (Белого моря). В трюмах находился груз для жителей (полуострова Сахалин). Обогнув с севера (остров Таймыр), корабль вышел на просторы (Баренцева моря). Вскоре на горизонте показались острова (Северная Земля), миновав которые мы продолжили свой путь на восток по водам (Карского моря). Через некоторое время прошли у берегов (полуострова Врангеля) и по водам Чукотского моря подошли к (Татарскому) проливу. Дальше наш путь шел на (северо-запад) по водам Беренгова моря к берегам (острова) Камчатка. Попутное холодное течение (Куросио) помогало нашему кораблю. Обогнув Камчатку пройдя по водам (Японского моря) корабль подошел к (полуострову) Сахалин и бросил якорь на рейде Южно-Сахалинска.»
Географические объекты, записанные в скобках, ошибочны. Учащиеся должны написать правильные объекты

8. Ассоциативные загадки – дается ассоциативное описание географического объекта (на что или кого по
18 слайд

8. Ассоциативные загадки – дается ассоциативное описание географического объекта (на что или кого похожи очертания этого объекта), а ученик должен назвать сам объект. Например:
- акула – Сахалин
- нос носорога – полуостров Сомали (Африка)
- лежащий тигр – Скандинавский полуостров
- сапожок – Апеннинский полуостров и т.п.
Данные задания, как правило, используются уже в более старших класса – 7 – 11 классы.

Использование в учебной деятельности платформы:  1С:урок<br>
19 слайд

Использование в учебной деятельности платформы: 1С:урок

Задания на контурных картах – одно из традиционных средств обучения, применяемых в учебном процессе
20 слайд

Задания на контурных картах – одно из традиционных средств обучения, применяемых в учебном процессе на уроках истории, географии, окружающего мира. До недавнего времени такие задания существовали, в основном, в бумажном виде – все мы помним голубые основы контурных карт, задания на которых нужно было выполнять цветными карандашами.
Новые технологии позволяют перевести многие привычные средства обучения в цифровой формат и придать им новые дидактические возможности. Не являются исключением и задания на картах: в настоящее время на смену бумажным картам приходят интерактивные задания на картографической основе с автоматической проверкой.

  Примеры таких карт можно найти в цифровой Библиотеке учебных   материалов 1С – это карты по истори
21 слайд

Примеры таких карт можно найти в цифровой Библиотеке учебных материалов 1С – это карты по истории географии и предмету «Окружающий мир».

«1С:Урок» — портал с интерактивными наглядными учебными материалами, предназначенный для подготовки
22 слайд

«1С:Урок» — портал с интерактивными наглядными учебными материалами, предназначенный для подготовки и проведения уроков учителями, а также для самостоятельной работы школьников.

Карты содержат разнообразные проверяемые объекты: символы или объекты, которые нужно переместить на
23 слайд

Карты содержат разнообразные проверяемые объекты: символы или объекты, которые нужно переместить на правильное место; линии или области, которые нужно нарисовать или раскрасить в разные цвета; подписи, стрелки, круговые диаграммы и тестовые вопросы с выбором одного или нескольких правильных вариантов ответа.

Каждая карта дается в двух вариантах – тренажерное задание с подсказкой и контрольное задание; в обо
24 слайд

Каждая карта дается в двух вариантах – тренажерное задание с подсказкой и контрольное задание; в обоих вариантах есть автоматическая проверка.

25 слайд

Заключение<br>Таким образом, уроки географии предоставляют прекрасную возможность создавать модель г
26 слайд

Заключение
Таким образом, уроки географии предоставляют прекрасную возможность создавать модель географически образованного человека, обладающего критическим мышлением, зрелой гражданской позицией и экологическим мировоззрением. Конфуций говорил: «Три пути ведут к знанию: путь подражания – это путь самый легкий, путь размышления – это путь самый благородный, и путь опыта – путь самый горький». Не следует бояться ошибок, поскольку ошибки могут дать иногда больше преимуществ, чем гладкий путь. Главное, верить в себя, свои силы и идти в нужном направлении».

27 слайд

Отзывы на uchebniki.org.ua "Функциональная грамотность на уроках географии." (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация