Выступление на методическом объединении для воспитателей по теме: «Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста»
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Выступление на методическом объединении для воспитателей по теме: «Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста»" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Тополек» г.Волгодонска
Развитие саморегуляции у детей дошкольного возраста
подготовила:
воспитатель высшей квалификационной категории
Костюченко Т.Н.
г .Волгодонск – 2022год
Термин «послушание»
в русском языке имеет два значения: поведение человека и его определенные обязанности.
Слушаться - регулировать собственное поведение.
Саморегуляция
- это процесс управления ребенком собственными психологическими и физиологическими состояниями, поступками, способность владеть и управлять собой, сознательное, активное следование определенным нормам и правилам.
- это способность регулировать различные сферы психической жизни и состоит из конкретных контролирующих умений в двигательной и эмоциональной сферах, сфере общения и поведения.
Особенности саморегуляции
1. Осознанность действий - для чего, зачем надо выполнять это задание.
2. Активное включение в деятельность - С. Л. Рубинштейн выделяет два отношения к деятельности: зависимое, пассивное или активное, деятельное отношение.
3. Планирование деятельности – умение ребёнком выделить последовательность своей деятельности.
4. Контроль и коррекция – это означает, как ребёнок может по ходу выполнения задания контролировать правильность выполнения и исправлять увиденную ошибку.
Виды саморегуляции
Двигательная
сфера
Контролировать свои движения
Эмоцио-
нальная сфера
Произвольная регуляция эмоций
Сфера поведения
Управлять своим поведением
Сфера общения
Регулировать свое общение
Двигательная сфера
Умения, способствующие саморегуляции:
1. произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении;
2. различать и сравнивать мышечные ощущения;
3. определять характер ощущений («напряжение-расслабление», «тяжесть-легкость», др.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями («сила-слабость», «резкость-плавность», темп, ритм);
4. менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.
Эмоциональная сфера
Умения, способствующие саморегуляции:
* произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает;
* различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивленно, страшно и т.п.);
* одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие;
* произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу.
Сфера общения
Умения, способствующие саморегуляции:
* управлять, понимать и различать чужие эмоциональные состояния;
* сопереживать (т.е. принимать позицию партнера по общению и полноценно проживать прочувствовать его эмоциональное состояние);
* отвечать адекватными чувствами (т.е. в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).
Сфера поведения:
Умения, способствующие саморегуляции:
*определять конкретные цели своих поступков;
*искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей;
*проверять эффективность выбранных путей: действиями, ошибаясь и исправляя ошибки, опытом чувств, опытом прошлых аналогичных ситуаций;
*предвидеть конечный результат своих действий и поступков;
*брать на себя ответственность.
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника
Компоненты регуляторных способностей:
* контроль импульсивного поведения, следование правилам;
* целеполагание и создание замысла – это умение действовать согласно внутренней поставленной задаче, а не внешне заданному стимулу (по инструкции, указанию);
* планирование: постановка цели, обдумывание шагов для ее достижения, сохранение последовательности действий, их выполнение и сравнение с изначально задуманным;
* оценка своего действия;
* способность длительное время удерживать информацию и оперировать ей;
* умение переходить от одного вида деятельности к другому, от выполнения одной инструкции к другой.
Художественная литература и устное народное творчество
«Чтение - это окошко, через которое дети познают мир и самих себя». В. Сухомлинский
В ходе бесед, наблюдения социальной жизни, а также преимущественно в процессе знакомства с детской литературой следует познакомить дошкольника с произведениями, в которых подчеркиваются значимость и социальное одобрение таких волевых качеств личности, как целеустремленность, настойчивость.
Очень полезны беседы с дошкольником о его настроении, о его действиях и отношениях с другими людьми. В таких беседах взрослый как бы выводит ребенка за пределы конкретной ситуации и помогает ему осознать себя.
Наша задача:
Приучение к дисциплине и развитие у детей саморегуляции взаимосвязаны. Когда мы хотим добиться дисциплины у детей, необходимо помочь им в первую очередь выработать самодисциплину, то есть разумное управление собственными желаниями, порывами, побуждениями.
Другими словами, научить ребенка следовать требованиям общества, обходясь без личных обид, и в то же время удовлетворять личные запрос без ущерба для общества. Фундамент послушания закладывается в раннем детстве. Чтобы успешно научить ребёнка контролировать свои порывы, приучить к дисциплине, очень важно приучать его к навыкам самоконтроля.
Наша задача- добиться, чтобы ребенок все меньше и меньше зависел бы от нас в правлении и контроле своих желаний.