"Формирование УУД на уроках в соответствие с требованиями ФГОС ООО."
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 43
Презентация для классов ""Формирование УУД на уроках в соответствие с требованиями ФГОС ООО."" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Понятие «универсальные учебные действия»
В широком значении означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком (собственно психологическом)- совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Функции универсальных учебных действий
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
— создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному званию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области
Виды универсальных учебных действий
личностный;
регулятивный (включающий также действия саморегуляции);
познавательный;
коммуникативный.
Регулятивные действия
целеполагание - постановка учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня
освоения знаний, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Личностные действия
личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.
нравственно-этическая ориентация, в том числе и
оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и
личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Познавательные универсальные действия
общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
структурирование знаний;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Знаково-символические действия:
моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково - символическая);
преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные действия
анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
синтез - составление целого из частей, в том числе
самостоятельное достраивание с восполнением недостающих
компонентов;
выбор оснований и критериев для сравнения, сериации,
классификации объектов;
подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
доказательство;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.
Коммуникативные действия
обеспечивают
социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
умение слушать и вступать в диалог;
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Типы уроков
1) уроки «открытия» нового знания;
2) уроки рефлексии;
3) уроки общеметодологической направленности;
4) уроки развивающего контроля.
УРОКИ «ОТКРЫТИЯ» НОВОГО ЗНАНИЯ
1этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
2 этап актуализации и пробного учебного действия;
3 этап выявления места и причины затруднения;
4 этап построения проекта выхода из затруднения
5 этап реализации построенного проекта;
6 этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
7 этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
8 этап включения в систему знаний и повторения;
9 этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
УРОКИ РЕФЛЕКСИИ
1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидуальных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап включения в систему знаний и повторения;
9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.
УРОКИ РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ
1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;
2) этап актуализации и пробного учебного действия;
3) этап локализации индивидуальных затруднений;
4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
5) этап реализации построенного проекта;
6) этап обобщения затруднений во внешней речи;
7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
8) этап решения заданий творческого уровня;
9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности
1урок (Проведение контрольной работы)
1)определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность («хочу»);
2)актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности («надо»);
3)исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий («могу»);
4)установить форму и процедуру контроля;
5)предъявить критерий выставления оценки.
II урок (Анализ контрольной работы)
1)организовать мотивирование учащихся к коррекционной деятельности («хочу» - «надо» - «могу») и формулировку ими основ ной цели урока;
2)воспроизвести контролируемые способы действий (нормы);
3)проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости - согласование их оценок с оценкой учителя.
Учащиеся:
1)уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках на основе рефлексивного метода);
2)на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднений;
3)выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.
УРОКИ ОБЩЕМЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
формируют представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему
формируют представления о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие.
организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации.
Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
-выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
1)создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
2)актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);
3)установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).
этап актуализации и пробного учебного действия
- подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
1)воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;
2)активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);
3)актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);
4)попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;
5)зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.
этап выявления места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей
1)проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;
2)зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);
3)соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).
этап построения проекта выхода из затруднения - постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
1)в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);
2)предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;
3)выбрали способ построения нового знания (как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);
4)выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего) - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.
этап реализации построенного проекта - построение учащимися нового способа действий формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса
1) на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;
2) при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;
3) применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;
4) зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи;
5) зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.
этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия.
1) решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;
2) при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.
1)организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
2)организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;
3)создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;
4)для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.
этап включения в систему знаний повторения является включение нового способа действий в систему знаний
1)выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;
2)организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;
3)организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;
4)при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.
этап рефлексии учебной деятельности на уроке
-самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
1) организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;
2)учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;
3)намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).
Этапы формирования УУД
1-этап - вводно - мотивационный.
2- этап - открытие математических знаний
3- этап - формализация знаний.
4- этап - обобщение и систематизация.
РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД
познавательные УУД это умение ученика:
выделять тип задач и способы их решения
осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач
различать обоснованные и необоснованные суждения,
обосновывать этапы решения учебной задачи,
производить анализ и преобразование информации
проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.)
устанавливать причинно-следственные связи
владеть общим приемом решения задач
создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач
осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий
Коммуникативные действия
·желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»)
знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими
умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации
регулятивные действия -это способность:
выбирать средства для своего поведения
планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм.
Планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки
Начинать и заканчивать свои действия в нужный момент
личностные УУД
Уровень развития морального сознания
Присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения
Полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации
Жизнь на уроке должна стать подлинной
Урок-это педагогическое произведение
При подготовке урока:
Сценарный план- свобода выбора форм , способов , приемов обучения
Самостоятельная деятельность учащихся
Организация деятельности детей в направлении:
-поиск и обработка знаний
-обобщение способов действий
-постановка учебной задачи
-..
Цель учителя:
организация деятельности детей в направлении
-поиска и обработки знаний;
-обобщения способов действий;
-постановки учебной задачи и т.д.
Общие методические принципы
Субъективизация
Метапредметность
Деятельностный подход
Рефлексивность
Импровизационность
Учить детей сегодня трудно,
И раньше было нелегко.
Читать, считать, писать учили:
«Даёт корова молоко».
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
Но от учителя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаем вам, чтоб дети в вашем классе
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций, новизны!
Урок-
Учет реальных потребностей и интересов ученика
Включение в разные виды деятельности, важные для конкретного ученика
Организация поисковой деятельности
Ученик промысливает происхождение важнейших понятий, анализ своей работы с этим понятием
Личностное развитие учащегося, формирование собственной системы мировоззрения
Сохранение культуры мышления и культуры формирования целостного мировоззрения
Обеспечение целостного представления об окружающем мире
Саморазвитие ученика и расширение кругозора его познания
Конструирование системы занятий
Вводные занятия-
вводный семинар, лекция, проблемная лабораторная работа, защита учениками индивидуальных образовательных программ
Основная часть-
Урок-исследование , проблемный семинар, групповые и индивидуальные занятия, эвристическое погружение, концептуальная лекция, деловая игра.
Тренинг -
Семинар дифференцированный, групповой, ПРЗ, лабораторная работа, мозговой штурм, урок по индивидуальным целям учеников, консультация , взаимообучение.
Контроль -
Защита творческих проектов и работ, урок-собеседование, урок-зачет, урок устного опроса, контрольная работа, рецензирование, урок-самопроверка, экзамен.
Рефлексия -
Урок-анкетирование, круглый стол, графическая и цветовая рефлексия деятельности, индивидуальные и групповые уроки –отчеты, самооценки учеников, итоговое рефлексивное занятие