Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 71
Презентация для классов "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Консультация для
воспитателей на тему:
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Подготовила:
учитель-логопед
Захаркина С.О.
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
города Москвы «Школа № 830»
Содержание
1.1 Знакомство с понятием «мнемотехника». Актуальность проблемы развития речи детей в настоящее время. Суть метода.
1.2Принципы построения данного метода.
1.3Возрастные особенности и рекомендации по использованию.
1.4Структура мнемотехники.
1.5Обзор правил при проведении занятий.
1.6Примеры использования мнемотехники в ДОУ.
1.7Обзор литературы по теме.
Мнемотехника
- это специально разработанные приёмы и способы, обеспечивающие эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Актуальность проблемы развития речи детей в настоящее время.
Отсутствие навыков культуры речи
Бедная диалогическая речь
Бедный и скудный словарный запас
Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов
Трудности построения монолога
Плохая дикция
Мнемотехника строится
от простого к сложному:
мнемоквадрат
мнемодорожка
мнемотаблица
1.2Принципы построения данного метода.
Мнемоквадрат - одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.
Мнемодорожка – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2 - 4 предложения.
1.3Возрастные особенности и рекомендации по использованию.
1.Начинать заниматься с младшего возраста.
2.Вводить её в занятия
с 4-5 лет.
3. Для младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуются цветные мнемотаблицы.
4. Для старшего возраста монохромные схемы.
1.5 Обзор правил при проведении занятий.
1. Работу начинают с простых мнемоквадратов, потом вводят мнемодорожки. Когда ребенок понял суть заданий, можно переходить к мнемотаблицам.
2. Все рисунки должны быть четкими и понятными.
4. На одном занятии применяется не более двух мнемотаблиц.
3. Число квадратов в таблице не должно быть больше девяти. Это максимально допустимый объем визуальной информации для дошкольника.
5. Каждый день таблицы и задания меняются по тематике. В начале занятия можно просматривать схемы прошлых уроков, повторять выученное стихотворение или рассказ.
6. В старших группах нужно предлагать детям самим нарисовать таблицы по рассказу воспитателя или по своим придуманным сюжетам.
5.Проговаривание чистоговорок
СА-СА-СА – меня ужалила оса,
СО-СО-СО – стал мой нос как колесо,
СЫ-СЫ-СЫ – не боюсь я злой осы,
СУ-СУ-СУ – я осу в руке несу!
7.Заучивание стихотворений
В руки фрукты мы берем
И в корзинку их кладем:
Слива, персик, апельсин,
Груша, киви, мандарин.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
Коллаж ( Большева Т. В.)
Предметно – схематическая модель (Ткаченко Т. А.)
Сенсорно – графическая схема (Воробьёва В. К.)
Схема составления рассказа ( Ефименкова Л. Н.)
Блок – квадрат ( Глухов В. П.)
(
Коллаж –это объединение на одном листе (фланелеграфе) картинок, букв, цифр, фигур,
которые должны быть связаны одной темой
и целью.
Положительные эффекты от занятий мнемотехникой:
-мощное развитие визуального мышления;
-выработка устойчивого внимания (способность к длительной концентрации);
-формирование способности к эффективному самостоятельному обучению
Таким образом, с помощью мнемотаблиц, схем – моделей удается достичь следующих результатов:
у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
появляется интерес к заучиванию стихов;
словарный запас выходит на более высокий уровень;
дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.
1.7Обзор литературы по теме.
1.Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб, «Детство-Пресс»,2001.
2.Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.
3.Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. «Логопед», 2008, №4, с.102-115.
4.Полянская Т. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. -СПб., «ДЕТСТВО ПРЕСС» 2009.
5.Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов.