Консультация для педагогов "Роль пальчиковых игр в коррекции отклонений речевого развития детей"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 39
Презентация для классов "Консультация для педагогов "Роль пальчиковых игр в коррекции отклонений речевого развития детей"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Консультация для педагогов
РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В КОРРЕКЦИИ ОТКЛОНЕНИЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
Подготовила
воспитатель МБДОУ №114
Фурса О.А.
Макеевка
2023 г.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
В настоящее время увеличивается число детей с нарушением речи, поэтому проблема развития мелкой мускулатуры рук будет актуальной, поскольку пальцевая моторика подготавливает почву для последующего формирования речи
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ
ОБУСЛОВЛЕНА
Значимостью сформированности мелкой моторики рук для успешной подготовки дошкольников с нарушениями речи к обучению в школе,так как развитие двигательной сферы является важным условием общего психического развития
Поиском эффективных методов коррекции, направленных на нормализацию речевого развития детей
СТЕПЕНЬ ПРОБЛЕМЫ
На педагогическую значимость работы по коррекции моторики у детей, имеющих речевые нарушения, обратили внимание Л.З.Арутюнян, Р.Д.Бабенкова, Л.И.Белякова, В.В.Воронкова, Ю.Ф.Гаркуша, В.А.Гринер, И.А.Грошенков, М.М.Кольцова, И.Ю.Левченко, В.И.Лубовский, Е.М.Мастюкова, Е.В.Оганесян и др. исследователи.
Все авторы подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, и особенно для развития речи
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ГИПОТЕЗА
Эффективным средством коррекции отклонений речевого развития дошкольников, благотворно влияющим на формирование активной детской речи и исправление ее недостатков, является использование пальчиковой гимнастики и пальчиковых игр
Достижение максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений возможно только при условии регулярного включения их в жизнедеятельность детей
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ:
анализ психолого-педагогической и методической литературы
ЭМПИРИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ: изучение документации, наблюдение, педагогический эксперимент
ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ: количественный и качественный анализ данных с использованием методов математической обработки
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Специалисты в области детской психологии и логопедии установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики рук.
Если развитие движений пальцев соответствует возрасту (норма), то и развитие речи тоже в пределах нормы, если же развитие пальцев отстает - отстает и развитие речи, хотя общая моторика при этом может быть в пределах нормы и даже выше.
Проверка на большом количестве детей показывает данную закономерность.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Поскольку существует тесная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
В коррекционно-развивающей работе с дошкольниками широко используются различные современные развивающие методы и приемы коррекции мелкой моторики, такие как:
кинезитерапия
японская методика пальцевого массажа
гидрогимнастика
Су-Джок терапия
игровые упражнения
кинетический песок и др.
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Эффективным средством коррекции отклонений речевого развития дошкольников, благотворно влияющим на формирование активной детской речи и исправление ее недостатков являются пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
На практике применяется как пассивная гимнастика, так и активная
ПАССИВНАЯ ГИМНАСТИКА – самомассаж, рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой. В комплекс входят упражнения трех видов: самомассаж тыльной стороны кистей рук, самомассаж ладоней, самомассаж пальцев рук.
АКТИВНАЯ ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА предусматривает выполнение упражнений пальцами обеих рук, как с предметом, так и без него
РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию и делятся на группы:
Игры – манипуляции
Сюжетные пальчиковые упражнения
Пальчиковые кинезиологические упражнения
Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук
Методика руководства пальчиковыми играми зависит от возраста дошкольников
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:
МБДОУ «Ясли-сад № 114 комбинированного типа г.Макеевки»
группа компенсирующей направленности
для детей с нарушением речи
в количестве 10 чел. 6-7 года жизни
8 испытуемых имеют диагноз –
ОНР II и III уровня
недоразвития речи
2 ребенка имеют ФФНР
ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
I этап – констатирующий эксперимент
II этап – формирующий эксперимент
III этап – контрольный эксперимент
ЦЕЛЬ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ:
УСТАНОВЛЕНИЕ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МОТОРНОГО ПРАКСИСА У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДЕТЬМИ В ПРОЦЕССЕ БЫТОВОЙ
И ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЦЕЛЬ: изучение уровня сформированности навыков самообслуживания у детей, выявление степени самостоятельности выполнения культурно гигиенических процедур, навыков, необходимых для выполнения продуктивных видов деятельности
ПАРАМЕТРЫ НАБЛЮДЕНИЯ:
- культура умывания
- культура еды
- культура одевания
- навыки рисования, лепки, аппликации
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ: изучается качество выполнения
трудового навыка, самостоятельность. Баллы суммируются, данные ранжируются по трем уровням:
от 3–2,8 баллов – высокий уровень
от 2,7–1,8 баллов – средний уровень
от 1,7 баллов и меньше – низкий уровень
сформированности навыков
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
(МЕТОДИКА Г.А. ВОЛКОВОЙ)
1 СЕРИЯ
ЦЕЛЬ: изучение уровня развития движения кисти руки
2 СЕРИЯ
ЦЕЛЬ: изучение уровня развития движения пальцев
3 СЕРИЯ
ЦЕЛЬ: проверка точности и согласованности движений пальцев рук
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ
0 БАЛЛОВ – уровень развития навыка не сформирован. Ребёнок не выполняет действия самостоятельно, ждёт помощи от взрослого, отсутствует навык культуры
1 БАЛЛ – уровень развития навыка сформирован в недостаточной мере. Требуется помощь педагога, основные элементы движения выполнены, но присутствуют неточности выполнения.
2 БАЛЛА – уровень развития навыка сформирован в достаточной мере. Ребёнок самостоятельно справляется с действиями, с точностью выполняет последовательность движений
ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ – действия самостоятельны.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ– допускают ошибки во время действий, могут самостоятельно их исправить.
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ – дети не справляются с заданием, действия выполняют при помощи взрослого.
ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В 3 ЗАДАНИЯХ (по методике Волковой Г.А.)
ИТОГ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ:
Уровень развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями сформирован недостаточно
На основании проведенной диагностики выявлена закономерность: чем ниже уровень общего недоразвития речи у детей, тем хуже у них развита мелкая мускулатура рук, тонкие дифференцированные движения, зрительно–моторная координация
Следовательно, нужна целенаправленная работа по устранению выявленных недостатков у дошкольников
ЦЕЛЬ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭТАПА:
развитие моторики рук детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями посредством введения пальчиковых игр и упражнений в организованную образовательную деятельность и в повседневную жизнь в группе и на прогулке
ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ:
СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ И
ЗОНЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:
сухие бассейны со сменными наполнителями
пластиковые контейнеры с природными материалами,
крупами, пуговицами
индивидуальные контейнеры с набором для общего комплекса пальчиковой гимнастики
зубные щетки
мячики-ежики
прищепки
шнурки с узелками
эспандеры и др.
ФОРМИРУЮЩИЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ:
ВИДЫ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР :
Игры с пальчиками и пальчиковые «шаги»
Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками
Пальчиковые игры со скороговорками
Пальчиковые игры с потешками и стихами
Физкультминутки, пальчиковая гимнастика
Пальчиковый алфавит
Пальчиковый театр
Театр теней
Пальчиковые игры с использованием су-джок
Пальчиковые игры с использованием лепбука
ФОРМЫ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР
ТРАДИЦИОННЫЕ:
самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание)
игры с пальчиками с речевым сопровождением
пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём
игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек
кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней
игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
ФОРМЫ РАБОТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР
НЕТРАДИЦИОННЫЕ с использованием бросового, природного, хозяйственно-бытового материала (крышки от бутылок, скорлупа от грецкого ореха, контейнер от Киндер- сюрприза) и др.
СУ-ДЖОК ТЕРАПИЯ
НАУЧИЛСЯ ДВА ОРЕХА МЕЖДУ ПАЛЬЦАМ КАТАТЬ
МЯЧИК МОЙ НЕ ОТДЫХАЕТ, НА ЛАДОШКЕ ОН ГУЛЯЕТ
УПРАЖНЕНИЯ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ШАГИ
1 ЭТАП: отхлопать или отстучать ритм стихотворения, затем «прошагать» указательным и средним пальчиками этот ритм по столу.
2 ЭТАП: знакомство с дорожками, по которым ребенок будет «шагать» пальчиками. Начинали работу с самого легкого варианта — «шаги» указательным и средним пальцами
3 ЭТАП: предполагал работу одноименных пальчиков обеих рук без речевого сопровождения, т.н. содружественные (одновременные) движения пальчиками обеих рук
4 ЭТАП: дети выполняли одновременно разнотипные движения пальцев рук (пальчики одной рукой «шагают вверх», другой — «вниз»)
ЦЕЛЬ КОНТРОЛЬНОГО ЭТАПА ИССЛЕДОВАНИЯ
выявить динамику изменений уровня движений моторики рук у детей в процессе выполнения ими бытовой и продуктивных видов деятельности
ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА I И III ЭТАПАХ ЭКСПЕРИМЕНТА
ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА I И III ЭТАПАХ В ЗАДАНИЯХ 1 СЕРИИ
ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ НА I И III ЭТАПАХ В ЗАДАНИЯХ 2 СЕРИИ
ДИНАМИКА ИЗМЕНЕНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ НА I И III ЭТАПАХ В ЗАДАНИЯХ 3 СЕРИИ
ВЫВОДЫ:
1. В результате проведенного исследования подтвердилась закономерность, обнаруженная учеными о том, что уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, т.е. существует взаимосвязь между развитием речи и мелкой моторикой
В ходе наблюдений за детьми было отмечено, что чем ниже уровень общего недоразвития речи у дошкольников, тем хуже у них развита мелкая мускулатура рук, тонкие дифференцированные движения, зрительно–моторная координация
ВЫВОДЫ:
2. Решение проблемы возможно только в тесном взаимодействии всех участников воспитательно-образовательного процесса. Только совместная работа и тесное сотрудничество могут привести к эффективному результату и позитивным изменениям в речевом развитии дошкольников
3. Результаты проводимой работы подтвердили, что использование пальчиковых игр и упражнений позволяет:
- регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у дошкольников
- повысить у детей интерес к подобным упражнениям, превратив их в занимательную игру
- облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма
ВЫВОДЫ:
4. Главное золотое правило для получения результата: игры и упражнения, пальчиковые разминки и занятия продуктивной деятельностью должны проводиться систематически. Только постоянная тренировка мелкой моторики рук позволит подготовить базу для развития умственной и речевой деятельности детей
5. Целенаправленная работа по коррекции психомоторики необходима не только при явных нарушениях в двигательной сфере, но и в случаях незначительных, малозаметных особенностей в психомоторном развитии ребенка, а также в профилактических целях для предупреждения отклонений в психическом и речевом развитии у детей группы риска и часто болеющих дошкольников
6. Комплекс коррекционных мер по развитию мелкой моторики дошкольников можно рекомендовать педагогам не только специализированных, но и массовых групп для включения в оздоровительно - развивающую работу с детьми
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анищенко Е.С. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. - М.: Эксмо, 2008.
2. Антакова-Фомина, Л.В., Стимуляция развития речи у детей путем тренировки движений пальцев рук. [Электронный ресурс] http://studbooks.net/734288/psihologiya/teoreticheskie_issledovaniya_razvitiya_m elkoy_motoriki_detey_doshkolnogo_vozrasta.
3. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.
4. Белая, А.Е. Пальчиковые игры. /А.Е.Белая- М.: «Астрель», 2011.
Всего: 39 источников