Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Консультация на тему: «Формирование креативного речевого развития у старших дошкольников»

Консультация на тему: «Формирование креативного речевого развития у старших дошкольников»

Консультация на тему: «Формирование креативного речевого развития у старших дошкольников» - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Консультация на тему: «Формирование креативного речевого развития у старших дошкольников»:
Cкачать презентацию: Консультация на тему: «Формирование креативного речевого развития у старших дошкольников»

Презентация для классов "Консультация на тему: «Формирование креативного речевого развития у старших дошкольников»" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение<br> Новосибирского района Новосибирской облас
1 слайд

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Новосибирского района Новосибирской области
«Ленинская средняя школа № 47»
структурное подразделение «Детский сад-Огонек»
Консультация на тему:
«Формирование креативного речевого развития у старших дошкольников»

Материал подготовила:
учитель-логопед
Кабочкина Е.М.

Креативное мышление <br>-процесс, способный порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных сх
2 слайд

Креативное мышление
-процесс, способный порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
Креативность
это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности.
Основой креативного мышления является воображение.



<br>Задачи ФГОС ДО<br><br>Познавательное развитие<br>Основная  цель: формирование  познавательных  п
3 слайд


Задачи ФГОС ДО

Познавательное развитие
Основная цель: формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, развитие познавательных интересов.
Задачи по ФГОС:
Развитие воображения и творческой активности;
Формирование познавательных действий, становление сознания;
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.
Речевое развитие
Основная цель: обеспечение своевременного и эффективного развития речи как средства общения, познания, самовыражения.
Задачи по ФГОС:
Развитие речевого творчества;
Овладение речью, как средством общения и культуры;
Обогащение активного словаря;
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Проблема развития<br>Проблема развития речевого творчества в системе образования детей в настоящее в
4 слайд

Проблема развития
Проблема развития речевого творчества в системе образования детей в настоящее время привлекает внимание психологов, педагогов, лингвистов.
Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения в любых жизненных ситуациях.
Овладение детьми навыками творческой продуктивной речевой деятельности способствует развитию фантазии и воображения ребенка; памяти и внимания, развитию восприятия; активизации и обогащения словарного запаса, при этом совершенствуется структура речи и произношение; усваиваются нормы построения предложения и целого текста, а также происходит активизация мыслительной и речевой деятельности.

Исследование проблемы<br>В исследованиях выделяются три основных направления разработки психолого-пе
5 слайд

Исследование проблемы
В исследованиях выделяются три основных направления разработки психолого-педагогических проблем развития речи дошкольников, совершенствования содержания и методов обучения родному языку:
1. структурное (формирование разных структурных уровней системы языка – фонетического, лексического, грамматического);
2. функциональное (формирование навыков владения языком в его коммуникативной функции – развитие связной речи, речевого общения);
3. когнитивное, познавательное (формирование способностей к элементарному осознанию явлений языка и речи).
Все три направления взаимосвязаны, так как вопросы развития осознания языковых явлений включаются в проблематику всех исследований, изучающих разные стороны развития речи дошкольников.

Приемы креативного речевого развития по формированию ЛГ компонентов речи<br>креативное речевое модел
6 слайд

Приемы креативного речевого развития по формированию ЛГ компонентов речи
креативное речевое моделирование;
мозговой штурм;
обратная мозговая атака;
оператор РВС;
метод «Маленьких человечков»;
метод «Хорошо—плохо»;
метод каталога;
игра «Наоборот»;
метод фантограмм;
построение цепочки противоречий;
упражнение «Ёлочка».

Креативное речевое моделирование<br>Креативное речевое моделирование объединяет в себе развитие умст
7 слайд

Креативное речевое моделирование
Креативное речевое моделирование объединяет в себе развитие умственных способностей и речевое развитие ребенка. Креативное речевое моделирование проводит­ся в несколько этапов.
1-й этап. Предлагаются несложные задания, элемен­ты которых ребенку уже знакомы.
Например, найди общее: ребенку предлагается два предмета или две картинки с изображениями предме­тов, явлений:
— лопата, сковородка;
— стол, шкаф;
— вилка, ножницы;
— книга, театр и т. д.
Нужно найти общие признаки у предметов в парах. Чем больше общего будет названо, тем продуктивнее выполнено задание.
Например, возможны такие ответы при анализе при­знаков в паре «лопата, сковородка»:
Лопата и сковородка сделаны из железа. И лопатой, и сковородкой можно защищаться.
На лопате и на сковородке можно что-нибудь пере­нести. Лопата и сковородка сделаны руками человека.
2-й этап. Ребенку называются пары слов без нагляд­ной опоры, и он также ищет сходные признаки в дан­ных названиях:
— самолет, чашка;
— стадион, слон;
— комар, роса и т. д.

Мозговой штурм<br> — это коллективный метод поиска новых идей, основная особенность которого заключа
8 слайд

Мозговой штурм
— это коллективный метод поиска новых идей, основная особенность которого заключается в разделении участников на критиков и «генераторов».
Кроме этого «мозговой штурм» предусматривает выполнение ряда правил:
· нельзя критиковать предлагаемые идеи;
· приветствуются любые идеи, в том числе фантасти­ческие;
· поощряются усовершенствование чужих идей;
· идеи следует излагать кратко.
Главная цель — получить как можно больше идей.
Обязательными условиями проведения «мозгового штурма» являются создание благоприятных условий для преодоления психологической инерции и боязни выс­казывать нелепые идеи из-за боязни их критики. Например, заключительное занятие по теме «Весна».
Мы беседуем с детьми о признаках весны. Дети их называют, а затем звучит вопрос, требующий пси­хологической активизации мышления: «А что будет, если таять начнут все снега гор, полюсов.»
Когда дети вволю нафантазируются, можно задать другой вопрос: «Ребята, а как мы поможем людям спастись от потопа?» и т. д.
«Мозговой штурм» достаточно универсальный метод, применение которого возможно на всех лексико-грамматических занятиях, в игровой деятельности.

9 слайд

Обратная мозговая атака<br>-разновидность «Мозгового штурма». Здесь процесс поиска решений разделен
10 слайд

Обратная мозговая атака
-разновидность «Мозгового штурма». Здесь процесс поиска решений разделен на три этапа.
На первом этапе выявляются все возможные недо­статки совершенствуемого объекта. На основании этих недостатков формулируются задачи.
Вторым и третьим этапом являются этапы обычного «мозгового штурма». Таким образом, отражая более полно недостатки объекта, удается находить большее число идей по его совершенствованию.
Например, занятие по теме «Огород».
Педагог беседует с детьми об огороде, как за ним ухаживают, что выращивают, когда производят посад­ку рассады и собирают урожай и т. д. Дети отвечают на вопросы. Затем педагог предлагает найти недостатки в посадке растений, самих овощах, сборе урожая. Каж­дый недостаток методом мозгового штурма анализиру­ется и совершенствуется. Например, помидор. Малень­кий — станет большим. Низко растет на тонких кусти­ках — будет расти на толстых и на уровне среднего человека. Требует постоянного ухода — вообще не надо заботиться, и т. д.

11 слайд

Оператор РВС<br>«Оператор РВС (Размер, Время, Стоимость)». Этот метод используется во многих сказках
12 слайд

Оператор РВС
«Оператор РВС (Размер, Время, Стоимость)». Этот метод используется во многих сказках и фантастических романах: главный герой становится то большим, то маленьким, время то ускоряется, то за­медляется, вплоть до полной остановки («Приключения Гулливера», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о поте­рянном времени»), может назначаться любая стоимость объекта (сказки «Сливы за сор», «Жадный раджа»).
1. Представь, что у тебя есть волшебная палочка, которая увеличивает (уменьшает) предметы. Ты прика­саешься палочкой к предмету, и он начинает быстро расти (уменьшаться). Если палочку отодвинуть от пред­мета — рост (уменьшение) прекращается.
Что получится, если ты прикоснешься этой палоч­кой к чайной ложке, гусенице, наперстку?..
2.Представь, что у тебя есть машина времени. Ты можешь путешествовать во времени в прошлое и буду­щее, можешь остановить время для всех окружающих, а сам действовать. Что бы ты стал делать, чтобы предот­вратить аварии, катастрофы, предупредить людей от злых действий?
Что бы могла сделать Красная Шапочка, имея та­кую машину времени?
3.Представь, что ты попал вместе с друзьями на необитаемый остров, там ты нашел волшебный цветок, который может предоставить вам любые три предмета (какие ты пожелаешь). Что ты попросишь?

13 слайд

Метод маленьких человечков<br>Суть метода состоит в том, чтобы представить объект в виде множества (
14 слайд

Метод маленьких человечков
Суть метода состоит в том, чтобы представить объект в виде множества (толпы) маленьких человечков. Такая модель сохраняет достоинства наглядности и простоты и не имеет присущих ей недостатков (недели­мость человеческого организма).
Техника применения метода сводится к следующим операциям:
· необходимо выделить часть объекта, которая не мо­жет выполнять требования задачи, и представить эту часть в виде маленьких человечков;
· разделить человечков на группы, действующие (пе­ремещающиеся) по условиям задачи.
Полученную модель надо рассмотреть и перестроить так, чтобы выполнялись конфликтующие действия.
С его помощью можно моделировать физическое со­стояние вещества — твердое, жидкое, газообразное, вза­имодействия между предметами. Ребенок понимает, что окружающий мир состоит из частичек, из этих части­чек состоят и твердые предметы, и вода, и воздух. Каж­дую такую частичку можно представить себе в виде маленького человечка. Если человечек крепко стоит на ногах и держится поднятыми руками за стоящих рядом других маленьких человечков — вещество твердое. Что­бы разорвать сцепление маленьких человечков — нуж­но потрудиться. Чем крепче вещество — тем плотнее стоят маленькие человечки друг к другу и тем крепче они держатся друг за друга.

15 слайд

Задания:<br><br><br>1.Попробуй смоделировать с помощью метода ма­леньких человечков воду и сметану.
16 слайд

Задания:


1.Попробуй смоделировать с помощью метода ма­леньких человечков воду и сметану. Чем будут отли­чаться модели этих веществ?

2.Изобрази с помощью маленьких человечков лепе­сток розы, дерево, аквариум, снежинку, мокрый песок.

3.Что сначала может быть жидким, потом твердым? Перечисли как можно больше веществ.

Например: вода — лед, блины, канцелярский клей, холодец...
4.Что сначала может быть твердым, а потом жид­ким? Манная крупа, лед — вода, металл...

5.Как нужно подействовать на вещество, чтобы оно превратилось из твердого в жидкое и наоборот? Пере­числи возможные способы превращений.

6.Как нужно подействовать на вещество, чтобы оно превратилось из жидкого в газообразное и наоборот?

Метод «Хорошо — плохо»<br>Этот метод развивает умение видеть во всем хоро­шие и плохие (полезные и в
17 слайд

Метод «Хорошо — плохо»
Этот метод развивает умение видеть во всем хоро­шие и плохие (полезные и вредные) стороны. Рассмот­рим какой-нибудь предмет или явление и постараемся дать как можно больше ответов на вопрос, чем это хо­рошо и чем плохо.
Например. Лексико-грамматическое занятие по теме «Весна»: идет дождь...
Хорошо
растение будет лучше расти...
по лужам можно пускать кораблики...
всю пыль прибьет к земле, дома
и улицы будут чистые...
Плохо
нельзя гулять по улице...
можно промокнуть и заболеть...
вода в реке может выйти из берегов...
Найдите хорошие и плохие стороны в следующих предметах и явлениях: падает снег, есть велосипед, со­бака в доме, дети дерутся, слышна музыка, жаркое лето.
Метод можно использовать для соревнования двух детских команд. Одна команда говорит о хорошем, дру­гая — о плохом, по очереди. Та из команд, которая боль­ше не может ничего сказать, проиграла.

18 слайд

Метод каталога<br>Метод каталога позволяет раскрепостить воображе­ние и дает возможность посмотреть
19 слайд

Метод каталога
Метод каталога позволяет раскрепостить воображе­ние и дает возможность посмотреть на изучаемый объект с неожиданной точки зрения. Он стимулирует познава­тельный интерес и порождает новые, необычные и ин­тересные идеи. Суть метода заключается в следующем: знакомясь с каким-то объектом, мы берем любой, не относящийся к этому объекту предмет и перечисляем его признаки и свойства. Затем рассматриваем каждый перечисленный признак и пытаемся понять, как он свя­зан с изучаемым объектом.
Например, знакомимся с понятием «птица». Берем любое слово — «лопата» и перечисляем ее признаки и свойства: лопата — металлическая, деревянная, копа­ет, большая, маленькая и т. д.
Что означает металлическая птица? Это может быть часть памятника из чугуна, птица с оперением с метал­лическим отливом — голубь.
Что означает деревянная птица? Это птица — рису­нок на деревянной расписной посуде, птица, у которой жесткое мясо — «как деревянное»...
Какая самая большая птица? Орел, страус и т. д.
С помощью метода каталога можно рассматривать любое понятие из лексико-грамматической темы.

20 слайд

Игра «Наоборот»<br>Эта игра позволяет лучше осмыслить действия с пред­метами и помогает найти неожид
21 слайд

Игра «Наоборот»
Эта игра позволяет лучше осмыслить действия с пред­метами и помогает найти неожиданные решения проблем. Например: карандаш используют для рисования.
Что такое антикарандаш?
Это может быть предмет, который уничтожает нарисованное, мешает рисовать там, где это­го делать нельзя.
Теперь перечислим предметы, которые могут выполнять эти функции: старательная резинка; специальная бумага, с которой через некоторое время исчезает нарисованное; специальные чернила, которые не видны в обычных условиях; датчик, определяющий качество поверхности, пригодной для рисования, и т. д.
Таким образом, можно наметить пути усовершенствова­ния вещей и предметов, подойти к изобретению нового.

22 слайд

Метод фантограмм<br>Простые приемы преобразования применяются не только к объекту и его частям, но и
23 слайд

Метод фантограмм
Простые приемы преобразования применяются не только к объекту и его частям, но и к универсальным свойствам объекта.
При составлении фантограммы по одной оси выписыва­ются характеристики объекта: вещество, физические свой­ства, способ передвижения, сфера обитания, цель и т. д. А по другой оси — типовые приемы.
ЗАЯЦ
Пример:
Бегает, наоборот — летает, ползает.
Спасается: имеет волшебные сапоги-скороходы, уве­личивается в размерах и способен съесть лису, что про­изойдет?
— Перенесем зайца из степи в море — как будет пе­редвигаться, чем питаться и т. д.?
В результате морфологического ящика получится 25 сочетаний. Результат — активизация детской речи.

24 слайд

Построение цепочки противоречий<br>Формируется какой-либо факт, процесс, явление, а затем формируетс
25 слайд

Построение цепочки противоречий
Формируется какой-либо факт, процесс, явление, а затем формируется цепочка противоречий.
Правила рассмотрим на примере.
— За окном идет снег.
— Это хорошо. Можно кататься на лыжах.
— Кататься на лыжах вредно — можно сломать ногу.
— Хорошо, что сломана нога, можно читать книгу.
— Книги читать вредно — портятся глаза.

За­дача слушателей — показать способ разрешения проти­воречия. Задача педагога — показать, что предло­женное решение порождает новые противоречия.

26 слайд

Упражнение «Елочка»<br>Записать стартовое слово, какое-нибудь имя суще­ствительное в единственном чи
27 слайд

Упражнение «Елочка»
Записать стартовое слово, какое-нибудь имя суще­ствительное в единственном числе и именительном па­деже. В течение 40 секунд к этому слову подбирают ас­социирующиеся слова.
Делать переключение каждые 40 секунд от последнего слова.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!<br>
28 слайд

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Отзывы на uchebniki.org.ua "Консультация на тему: «Формирование креативного речевого развития у старших дошкольников»" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация