Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Презентация "Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет"

Презентация "Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет"

Презентация "Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет" - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Презентация "Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет":
Cкачать презентацию: Презентация "Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет"

Презентация для классов "Презентация "Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет <br><br>Подготовила: <br>Учитель-логопед <br>МКДОУ
1 слайд

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет

Подготовила:
Учитель-логопед
МКДОУ Нововоронежский детский сад №8
Неведрова А.С.

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет<br>В процессе диагностики речевого развития ребенк
2 слайд

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет
В процессе диагностики речевого развития ребенка, педагог:
проверяет соответствие развития речи ребенка возрастным нормам;
проводит диагностику словарного запаса ребенка и его понимание обращенной речи;
проводит обследование звуковой культуры речи ребенка;
проводит обследование грамматического строя речи;
проводит обследование связной речи ребенка.

Возрастные нормы развития речи дошкольников<br>В 3 года ребенок:<br>общается простыми предложениями;
3 слайд

Возрастные нормы развития речи дошкольников
В 3 года ребенок:
общается простыми предложениями;
использует преимущественно существительные, глаголы, реже – прилагательные;
знает некоторые обобщающие слова (игрушки, животные, овощи и др.);
может менять словоформу, добавляя уменьшительно-ласкательный суффикс;
склоняет существительные по числам;
начинает овладевать навыками согласования существительных с прилагательными, может допускать ошибки при согласовании в роде;
с помощью взрослого составляет короткий рассказ по картинке или серии картинок;
правильно произносит губно-губные (Б, М, П и их мягкие варианты), заднеязычные (К, Г, Х и их мягкая вариация), переднеязычные (Н, Д, Т и их мягкие варианты), свистящие, осваивает звуковой образ шипящих;
различает на слух твердые и мягкие звуки;
имеет в словарном запасе около 1 000 слов.

В 3 года в детской речи появляется такое явление как словотворчество: ребенок, усваивая нормы родного языка, иногда создает новые слова. Словотворчество – не повод паниковать, наоборот, оно является важной составляющей для формирования языкового чутья.
Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет<br>Возрастные нормы развития речи дошкольников<br>
4 слайд

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет
Возрастные нормы развития речи дошкольников
В 4 года ребенок:
имеет в словарном запасе до 4 000 слов;
в основном, для общения использует как простые, так и сложные предложения;
может запоминать короткие стихотворения, рассказы, потешки;
может менять высоту голоса, говорить с восклицательной или вопросительной интонацией;
может выделять главные признаки предмета и называть совершаемые действия.

В 5 лет:
происходит активное усвоение грамматических категорий родного языка
слоговая структура и звукопроизношение должны быть полностью сформированы (могут возникнуть трудности со звуком [р]);
ребенок может составлять не только рассказ-описание, но и повествование;
совершенствуется связная речь (может пересказывать более длинные сказки и рассказы без помощи взрослого, дает развернутые ответы, делится своими впечатлениями);
постепенно начинает овладевать навыками чтения;
развивает свои моторные навыки.


Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет<br>Возрастные нормы развития речи дошкольников<br>
5 слайд

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет
Возрастные нормы развития речи дошкольников
К 6-7 годам:
грамматический строй полностью сформирован;
звуковая сторона полностью сформирована;
ребенок может читать целыми словами, понимая смысл прочитанного;
умеет писать не только печатные, но и прописные буквы.

К 7 годам у ребенка должна быть сформирована основа для дальнейшего обучения в школе и овладению коммуникационными навыками.


Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет<br>Обследование словаря детей<br><br>Цель этой диа
6 слайд

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет
Обследование словаря детей

Цель этой диагностики – определить словарный запас ребенка и его понимание обращенной речи.

во время обследования логопед смотрит на развернутость ответов, распространенность предложений;
специалист просит ребенка выполнить простую и сложную инструкции;
детей старшего дошкольного возрастов логопед просит рассказать смысл прочитанного им небольшого рассказа, проверяет точность использования слов, состояние словарного запаса;
все задания сопровождаются наглядным материалом: картинками, действиями и предметами.

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет<br>Обследование словаря детей<br>При обследовании
7 слайд

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет
Обследование словаря детей
При обследовании логопед использует наглядный материал.
Ребенку предлагают выполнить следующие задания:
Назвать части тела на кукле. Назвать части лица.
Логопед раскладывает картинки, предлагает назвать каждую и подобрать к ним обобщающее слово. Лексические темы специалист подбирает в соответствии с возрастом.
Назвать малознакомые предметы.
Логопед описывает слово, используя глаголы. Ребенок должен его назвать.
Назвать слова, имеющие схожее значение.
Логопед показывает картинку, ребенку нужно назвать действие, которое там показано.
Назвать схожие по значению слова-действия.
Подобрать антонимы.
Сказать какой формы предмет.
Назвать цвета и оттенки.
Определить какие предметы, изображенные на картинке, на вкус, на ощупь.
Логопед показывает ребенку изображения и предлагает ответить на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Сказать из чего сделан предмет.
Логопед рассказывает о предмете так, чтобы ребенок смог угадать слово-прилагательное.
Назвать притяжательные прилагательные.
Взрослый предлагает ответить на вопросы как, когда.
Сосчитать предметы по порядку.
Назвать местоимения единственного и множественного числа.

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет<br>Обследование словаря детей<br>Пример: <br>Средн
8 слайд

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет
Обследование словаря детей
Пример:
Средний дошкольный возраст
Методика «Назови одним словом»
Цель: проверка умения обобщить одним словом предметы и изображения на картинках, сгруппированные по функциональному признаку: игрушки, одежда, овощи.
Ход обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинки с изображением одежды и овощей, а также игрушек и назвать их одним словом.

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет<br>Обследование словаря детей<br>Пример: <br>Средн
9 слайд

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет
Обследование словаря детей
Пример:
Средний дошкольный возраст
Методика «Скажи наоборот»
Цель: диагностика умения употреблять слова, обозначающие признаки предметов.
Оборудование: картинки с изображением предметов, имеющих противоположные признаки: здоровая-больная; чистые - грязные, белый-черный; толстая-тонкая; высокий-низкий.
Ход обследования: ребенку предлагают поиграть, подобрав слова-признаки с противоположным значением. Например: «У одного мальчика чистые руки, а у другого - какие?»

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет<br>Обследование словаря детей<br>Пример: <br>Старш
10 слайд

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет
Обследование словаря детей
Пример:
Старший дошкольный возраст
Методика «Назови животного и его детеныша»
Цель: выявление уровня сформированности словарного запаса.
Оборудование: картинки с изображением домашних и диких животных и их детенышей.
Ход обследования: ребенку показывают картинку с изображением одного из животных и предлагают назвать его и его детеныша. В случаях затруднения взрослый берет картинки и помогает ребенку ответить: «Это кошка, а у нее детёныш - котенок. А это собака, как называется ее детеныш?»

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет<br>Обследование словаря детей<br>Пример: <br>Старш
11 слайд

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет
Обследование словаря детей
Пример:
Старший дошкольный возраст
Методика «Кто как двигается?»
Оборудование: картинки с изображением рыбы, птицы, лошади, собаки, кошки, лягушки, бабочки, змеи.
Ход обследования: взрослый предлагает ребенку ответить на вопрос «Как двигается?»: рыба… (плавает), птица... (летает), лошадь ..(скачет), собака... (бегает), кошка... (крадется, бегает), лягушка… (прыгает), бабочка... (летает).

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет<br>Обследование звуковой культуры речи<br>Диагност
12 слайд

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет
Обследование звуковой культуры речи
Диагностика речевого развития дошкольников включает в себя проверку:
произношения всех групп звуков;
слоговой структуры;
выразительной стороны речи.
Обследование звукопроизношения проводят в следующем порядке:
изолированного проговаривания звука;
произношение его в слогах и словах.
Для проверки слоговой структуры используют изображения. Логопед просит ребенка повторить слова с разными типами слогов. В самом конце предлагают задания со словами, имеющими сложную слоговую структуру.
Чтобы проверить умение ребенка управлять силой, высотой и выразительностью голоса, специалист предлагает ребенку сказать фразы тихо, громко и своим обычным голосом. Также логопед просит дошкольника проговорить предложения с различной интонацией: вопросительной, восклицательной.

Специалист обращает внимание на четкость произношения звуков на примере чистоговорок, скороговорок. Он смотрит на повседневную манеру малыша общаться, темп его речи, высоту голоса.
На основе всех наблюдений логопед делает вывод о состоянии звуковой стороны речи.

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет<br>Обследование звуковой культуры речи<br>Примеры:
13 слайд

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет
Обследование звуковой культуры речи
Примеры:
Средний дошкольный возраст:
Методика «Будь внимательным»
Цель: диагностика умения выделять определенный гласный звук из ряда предложенных звуков.
Ход обследования: ребенку предлагают поднять руку, если он услышит гласный звук «а» («у, и»). Воспитатель за экраном произносит ряд звуков, например: а, м, у, с, а, п, и; а, у, о, ы, у и т.д.

Методика «Повтори»
Цель: диагностика умения ребенка повторить слова, сохраняя правильность слоговой структуры.
Ход обследования: взрослый последовательно называет ряд слов и просит ребенка отраженно их произнести. Предлагаются следующие слова: машина, полотенце, бабочка, матрешка, пуговица, лягушка, мыльница.

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет<br>Обследование звуковой культуры речи<br>Примеры:
14 слайд

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет
Обследование звуковой культуры речи
Примеры:
Старший дошкольный возраст:
Методика «Назови правильно»
Цель: проверка звукопроизношения.
Ход обследования: ребенку предлагают повторить слова:
С: сад, коляска, глобус.
Сь: сено, василек, такси.
3: замок, незнайка.
Зь: земляника, обезьяна, и т.д.

Методика «Повтори за мной»
Цель: проверка сформированности умения ребенка произносить слова различной слоговой структуры в предложениях.
Оборудование: сюжетные картинки.
Ход обследования:
Милиционер стоит на перекрестке.
Золотые рыбки плавают в аквариуме.
Фотограф фотографирует детей.

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет<br>Обследование грамматического строя речи<br><br>
15 слайд

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет
Обследование грамматического строя речи

Сюда входит диагностика:
понимания обращенной речи;
словоизменения;
словообразования.

Задания подбирают с учетом возрастных особенностей ребенка.

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет<br>Обследование грамматического строя речи<br>Блок
16 слайд

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет
Обследование грамматического строя речи
Блок "Понимание речи" включает в себя следующие задания:
выполнение простой инструкции и состоящей из двух действий.
понимание предлогов: ребенку нужно показать на картинке нужные действия и предметы.
понимание предложений с причинно-следственной связью.
В блоке "Словоизменение" логопед предлагает задания:
на склонение существительных по падежам;
на изменение прилагательных по родам;
на подбор глагола к существительному;
на склонение числа существительных по родам;
согласования существительных с прилагательным, числительным;
склонение глаголов по временам.
В блоке "Словообразование" проверяют, как ребенок умеет образовывать не только существительные, но и прилагательные, и глаголы:
образование глаголов путем добавления к основе приставок.
образование глаголов с противоположным действием.
образование уменьшительно-ласкательных существительных.
образование существительных, обозначающих профессию.
образование прилагательных от существительных.
образование глаголов от прилагательных.
подбор однокоренных слов.

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет<br>Обследование грамматического строя речи<br>Прим
17 слайд

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет
Обследование грамматического строя речи
Пример:
Средний дошкольный возраст:
Методика «Спрячь игрушку»
Цель: диагностика понимания и активного использования простых и сложных предлогов: в, на, за, под, из, с, со, из-под.
Оборудование: игрушки - зайка, машинка, коробка.
Ход обследования: ребенку предлагают выполнить ряд действий и ответить на вопросы. Например: «Спрячь зайку под машинку. Куда спрятал зайку? достань зайку. Откуда достал зайку? Спрячь зайку в коробку. Куда спрятал зайку? Достань зайку. Откуда достал зайку» и т.д.

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет<br>Обследование грамматического строя речи<br>Прим
18 слайд

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет
Обследование грамматического строя речи
Пример:
Средний дошкольный возраст:
Методика «Один - много»
Цель: диагностика умения образовывать имена существительные во множественном числе.
Оборудование: картинки с изображением одного и нескольких предметов: белка - белки. кукла - куклы, письмо - письма, охотник -охотники, гнездо - гнезда, петух - петухи, колесо - колеса.
Ход обследования: ребенку предлагают рассмотреть и назвать картинки с изображением одного и нескольких предметов.

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет<br>Обследование грамматического строя речи<br>Прим
19 слайд

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет
Обследование грамматического строя речи
Пример:
Старший дошкольный возраст:
Методика «Угадай, чего нет?»
Цель: выявление умения ребенка образовывать имена существительные множественного числа в именительном и родительном падежах.
Оборудование: картинки со следующим изображением: глаз - глаза; ведро - ведра; рот - рты; лев- львы; перо - перья; окно - окна; дом – дома и т.д.
Ход обследования: ребенку показывают картинки и просят назвать один предмет и много.
Если ребенок справился с первой частью задания, ему предлагают ответить на вопросы:
У тебя ведра, а у меня нет чего? (ведер).
У тебя шишки, у меня нет чего? (шишек).
У тебя деревья, у меня нет чего? (деревьев).
У тебя яблоки, у меня нет чего? (яблок).
У тебя кресла, у меня нет чего? (кресел).

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет<br>Обследование грамматического строя речи<br>Прим
20 слайд

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет
Обследование грамматического строя речи
Пример:
Старший дошкольный возраст:
Методика «Назови ласково»
Цель: выявление сформированности умения образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Оборудование: картинки с изображением большого и маленького предметов.
Ход обследования: ребенку предлагают назвать ласково предметы, изображенные на картинках: окно -... (окошечко), зеркало-... дерево-... кольцо-... яблоко-… и т.д.

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет<br>Обследование связной речи<br>Диагностика связно
21 слайд

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет
Обследование связной речи
Диагностика связной речи детей дошкольного возраста основана на составлении рассказов по серии сюжетных картинок.
В качестве опорного материала логопед может предложить слова и предложения.
Кроме сюжетных картинок ребенка просят составить рассказ-описание или повествование на основе одного изображения.
Логопед в этом блоке проверяет умение пересказывать короткие рассказы и сказки. Сначала он читает два раза текст, затем просит ребенка пересказать его. В качестве подсказки используют изображения или наводящие вопросы.
Еще одно задание в этом блоке – составление ребенком самостоятельного рассказа о значимом для него событии, где логопед оценивает звукопроизносительную сторону речи.

Кроме этого в логопедическую диагностику входит:
беседа с родителями, воспитателем;
обследование моторной сферы: общей, пальчиковой и артикуляционной;
обследование фонетико-фонематических процессов.

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет<br>Обследование связной речи<br>Примеры:<br>Средни
22 слайд

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет
Обследование связной речи
Примеры:
Средний дошкольный возраст:
Методика «Расскажи»
Цель: диагностика уровня развития связной речи.
Оборудование: сюжетная картинка «дождик».
Ход обследования: ребенку предлагают рассмотреть картинку и составить рассказ. При затруднениях ему предлагают ответить на следующие вопросы: «Кого ты видишь на картинке? Что делает девочка? Что делают мальчики?» И т.д.






Методика «Расскажи стихотворение».
Цель: диагностика уровня развития связной речи.
Ход обследования: ребенка просят рассказать стихотворение, при затруднениях взрослый начинает рассказывать сам стихотворение, например, А. Барто «Наша Таня» или «Бычок», предоставляя возможность ребенку продолжить стихотворение.

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет<br>Обследование связной речи<br>Пример:<br>Старший
23 слайд

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет
Обследование связной речи
Пример:
Старший дошкольный возраст:
Методика «Расскажи, какой».
Цель: диагностика умений ребенка использовать при описании предметов (игрушек) слова, обозначающие существенные признаки.
Ход обследования: взрослый предлагает ребенку рассказать об игрушке (предмете).
При затруднениях взрослый уточняет: «Расскажи, что ты знаешь о яблоке? Какое оно бывает? Где ты его видел?»

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет<br>Обследование связной речи<br>Пример:<br>Старший
24 слайд

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет
Обследование связной речи
Пример:
Старший дошкольный возраст:
Методика «Составь рассказ»
Цель: выявление уровня сформированности связной речи
Оборудование: картинки с изображением серии последовательных событий.
Ход обследования: взрослый непоследовательно раскладывает перед ребенком картинки и предлагает рассмотреть их и разложить по порядку: «Разложи картинки так, чтобы было понятно, что было вначале, что потом случилось и чем завершилось действие. Составь рассказ».

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет<br>Материалы для логопедической диагностики<br>
25 слайд

Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет
Материалы для логопедической диагностики

Список использованных источников и литературы:<br><br>https://defectolog-chel.ru/zanyatiya/logopediy
26 слайд

Список использованных источников и литературы:

https://defectolog-chel.ru/zanyatiya/logopediya/diagnostika-rechevogo-razvitiya
Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: «Владос», 2004 – 288с.

Благодарю за внимание!<br>
27 слайд

Благодарю за внимание!

Отзывы на uchebniki.org.ua "Презентация "Диагностика речевого развития детей от 4 до 6 лет"" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация