Презентация опыта работы «Развитие креативного мышления и творческих способностей на уроках физической культуры»
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 115
Презентация для классов "Презентация опыта работы «Развитие креативного мышления и творческих способностей на уроках физической культуры»" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Развитие креативного мышления и творческих способностей на уроках физической культуры
Автор: Антонова Н.Г.,
учитель физической культуры
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа с. Заволжье муниципального района Приволжский Самарской области
Юридический адрес: 445554 Самарская область, муниципальный район Приволжский, с. Заволжье, ул. Школьная, дом 22
тел/факс 8(84647)97447e-mail [email protected]
Понятие креативности происходит от английского слова «creativity», что в переводе означает «создание, созидание».
В психологии креативность это:
- умение создания интересных идей;
- предложение неожиданных решений проблем;
- отклонение от привычных алгоритмов мышления.
Перед школой всегда стоит цель: создать условия для формирования личности, способной к творчеству и готовой обслуживать современное производство.
Поэтому общеобразовательная школа, работающая на будущее, должна быть сориентирована на развитие творческих способностей личности.
Креативные способности учащихся
Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают “…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действия, направленные на созидание”.
Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству.
А зачем креативность самим детям?
Во-первых, во многих видах деятельности она служит важнейшей предпосылкой ее результативности.
Во-вторых, в подростковом и юношеском возрасте задача «режиссуры собственной жизни», жизненного и профессионального самоопределения является креативной по своей сути.
В-третьих, развитие креативности, создающее предпосылку для реализации творческого потенциала в социально приемлемой форме, – эффективный путь профилактики асоциального поведения.
Факторы, определяющие
проявление творческое мышления
Природные задатки и индивидуальные особенности;
Влияние социальной среды;
Зависимость креативности от характера и структуры деятельности.
Как развить креативность?
1. Подумайте, как можно сделать это по-другому.
2. Старайтесь применять к своей задаче подходы из других сфер знаний и деятельности.
3. Подумайте, что может улучшить качество и ценность работы или вещи.
4. Измените структуру или процесс деятельности.
5. Не игнорируйте случайные мысли.
6. Старайтесь абстрагироваться от знаний и полагайтесь на интуицию.
7. Оглядывайтесь по сторонам.
ТРИЗ
— это педагогическая система, ведущей задачей которой является обучение творческой личности, способной находить самые нестандартные решения в разных областях жизни.
Сама аббревиатура «Триз» расшифровывается как «теория решения изобретательских задач. Методика возникла ещё в середине ХХ века.
Игра
– самый эффективный способ обучения детей младшего возраста. Через специальные игры, задания можно ознакомить детей с тризовскими приемами, методами и инструментами творчества. В качестве обязательных элементов эти игры должны содержать изобретательские задачи. Их можно использовать на всех занятиях.
Плюсами игровой формы являются
1. Реальность ситуации
2. Вовлеченность участников. Дух соревнования
3. Возможность погрузиться в детали и один и тот же инструмент посмотреть в разных ситуациях и с разных сторон (поиграть им)
4. Высокая мотивация и концентрация внимания к процессу обучения
Развитие ассоциативного мышления
Задачи:
- приобретение навыков выхода за рамки привычных цепочек рассуждений;
- развитие связной речи, воображения.
ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия
«компьютерная мышь» и «мяч».
ПРИМЕР:
компьютерная мышь напоминает живую;
мышей ловят в мышеловки, для этого туда кладут сыр;
по своей форме сыр круглый и напоминает мяч.
ЗАДАНИЕ: построить ассоциативную цепочку, связывающую понятия
«огонь» и «легкоатлет».
ПРИМЕР:
огонь горит в камине, для этого необходимы дрова, которые берут в лесу;
в лесу много животных, к примеру зайцев;
зайцы бегают быстро, как легкоатлеты.
Задачи:
- развивать ассоциативное мышление
- побуждать детей находить противоречия в том или ином явлении и разрешать их.
Составление загадок
Составление загадок
Алгоритм:
1. Выбрать объект
2. На что похож объект? Какой?(2-3 сравнения)
3. Что такое же? Что делает? Кто делает так же?
4. Чем отличается?
5. Вставить слова «Как», « но не», «а не»
6. Прочитать загадку
Знакомство детей с противоречиями
На тризовском языке это звучит так: противоречие - наличие двух противоречивых качеств в одном объекте, когда наличие одного свойства исключает возможность другого.
Необходимо постоянно открывать перед детьми «тайну двойного» во всем: в каждом предмете, каждом веществе, явлении, событии, факте.
Задачи использования противоречий:
- учить видеть хорошие и плохие качества предмета, полезные и вредные явления, их взаимосвязь;
- развивать связную речь, воображение.
Примеры противоречий
1. Мяч - это хорошо, потому что им можно играть, развивать ловкость, но мяч – это может быть плохо, потому что им можно больно ударить и нанести вред здоровью.
2. Драться плохо - сделаешь больно, но в другом случае, в драке можно защитить слабого младшего товарища.
От противоречий нельзя уйти, их надо решать или разрешать.
Практические задания на развитие творческого (правополушарного) мышления
Составление и выполнение новых комплексов ОРУ.
Составление и выполнение новых комбинаций в спортивных играх (волейболе, футболе, баскетболе) и гимнастике из ранее изученных и элементов.
3. Выполнение одинаковых (аналогичных) упражнений правыми и левыми конечностями в спортивных играх: броски, передачи, подачи, удары по мячу и т.п..
Характерные признаки развитого творческого мышления
Хорошие навыки общения, умение работать в команде (уверенность в себе, высокая самооценка).
Восприимчивость к новым знаниям и идеям, готовность принимать критические замечания.
Способность приспосабливаться к новым ситуациям.
Секрет успеха
Решение творческой задачи
Радуйся жизни
Играй с удовольст-вием
Расслабься, переключи внимание
Спи не менее 8 часов
Говори «да» любой идее
Не бойся потерпеть поражение
Заключение
На основе приемов ТРИЗа и других творческих
заданий можно использовать стандартный учебный материал для формирования нестандартного креативного мышления.
Элементы этих приемов можно использовать на
уроках физической культуры в процессе изучения практики и теории в качестве заданий для детей, освобожденных от практических занятий по состоянию здоровья.
Такой подход к обучению повышает интерес
ученика, формирует творческие способности, уверенность в себе.
Разум, единожды раздвинувший свои границы, никогда не вернется в границы прежние.
Движение дает крылья воображению.
Фридрих Ницше
Альберт Энштейн
Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Начальная школа.- 1998 г.-№4.-с.80-81.
Сидoрчук Т.А. Фoрмирoвaниe крeaтивнoсти личнoсти нa нaчaльнoм этaпe ee стaнoвлeния нa oснoвe систeмы твoрчeских зaдaний: Дис. … кaнд. пeд. нaук. - М., 1998. - 150 с.
Используемая литература:
3. Пeдaгoгикa: Учeб. пoсoбиe для студ. пeд. вузoв и пeд. кoллeджeй / Пoд рeд. П.И. Пидкaсистoгo. - М.: Пeд. o-вo Рoссии, 2000. - 640 с.
4. Слoвaрь-спрaвoчник пeдaгoгичeских иннoвaций в oбрaзoвaтeльнoм прoцeссe / Сoст. Л.В. Трубaйчук. - М.: Изд. дoм "Вoстoк", 2001. - 81 с.
Интернет-ресурсы:
www.trizminsk.org/e/prs/23201602.htm
www.sad4.trg.ru/p38aa1.html
http://www.trizminsk.org/e/prs/23201602.htm
http://www.trizway.com/art/primary/196.html
www.trizminsk.org/e/23105.htm
www.trisland.ru
http:summerscamp.ru/index.php5/
www.altshuller.ru
http://www.trizland.ru/trizba.php?id=1
http://www.natm.ru/triz