Акцентное вычитывание текста как путь формирования читательской грамотности
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 97
Презентация для классов "Акцентное вычитывание текста как путь формирования читательской грамотности" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
«Акцентное вычитывание текста как путь формирования читательской грамотности»
Автор: Ельцова Светлана Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ ХМР «СОШ с.Селиярово»
«Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Кандидат филологических наук Иноземцева Н.В.: «…Уровень читательской грамотности учащихся-подростков не растет, а только снижается»
«Меньше 20% современных подростков читают книги, газеты или журналы каждый день, но при этом больше 80% из них постоянно сидят в социальных сетях»
Акцентное вычитывание - «вычерпывание» из текста определенных моментов, существенных для понимания авторской позиции.
При подготовке к акцентному чтению возможна следующая последовательность действий:
1) определение главной идеи (совокупности смыслов) текста;
2) выбор акцента чтения (например, героя, с позиции которого мы будем смотреть на происходящее);
3) прочтение текста в соответствии с выбранным акцентом;
4) прочтение текста под другим углом зрения;
5) выявление и уточнение авторской позиции
Недопёсок – это молодой песец, персонаж одноимённого рассказа Ю. Коваля. Опираясь на текст, сделайте вывод о том, что писатель симпатизирует недопёску?
Недопёсок Наполеон Третий был важный зверь. И хотя не стал ещё настоящим песцом, а был щенком, недопёском, директор очень его уважал.
Мех Наполеона имел особенный цвет — не белый, не голубой, а такой, для которого и название подобрать трудно. Но звероводы всё-таки подобрали — платиновый.
Мех этот делился как бы на две части, и нижняя — подпушь — была облачного цвета, а сверху покрыли ее темно-серые шерстинки — вуаль. В общем, получалось так: облако, а сверху — серая радуга. Только мордочка была у Наполеона темной, и прямо по носу рассекала ее светлая полоса.
Виды текстов на уроках английского языка
описание (отрывок из рассказа, стихотворения, описание человека, места, предмета и т.д.);
повествование (рассказ, стихотворение, повесть, басня, письмо, статья в газете или журнале, статья в учебнике, инструкция, реклама, краткое содержание фильма, спектакля, пост блога, материалы различных сайтов и т.д.);
рассуждение (сочинение-размышление, комментарий)
Чек-лист 1. Подготовка к чтению вслух
Прочитайте текст про себя.
При чтении особое внимание обратите на:
имена, фамилии, отчества людей;
географические названия;
незнакомые слова;
сложные слова;
термины и понятия;
ударения, поставленные в самом тексте;
формы числительных.
Во время чтения запоминайте главные мысли, подчёркивайте ключевые слова. Это поможет подготовиться ко второму заданию — пересказу текста.
Интерактивный приём «Карусель»
Цель: сформировать у обучающихся умение читать вдумчиво, критически оценивать и анализировать содержащуюся в тексте информацию.
Учитель заранее подготавливает текст, чтобы мотивировать детей к поиску, задаёт им несколько вопросов. Возможно, на какие-то из них ребята смогут ответить, а на какие-то нет. Это сработает как стимул, ребята захотят узнать ответы на вопросы, вызвавшие затруднения. Несколько учеников образуют круг, каждому школьнику раздаются тексты. Учитель задаёт первый вопрос, ученики должны найти в тексте ответ на вопрос, подчеркнуть его прямо в тексте, а рядом поставить номер вопроса. Как только это сделано, ученик передаёт свой планшет с текстом своему соседу по часовой стрелке. Сосед проверяет правильность (если ответ ошибочный, его можно исправить), и только потом звучит второй вопрос. Вопросов не должно быть много. Целесообразнее, если их будет столько, сколько учеников принимает участие в интерактивной игре. В итоге к ребятам возвращается их планшет, где должны быть помечены все правильные ответы. Приём завершается общей проверкой ответов на все вопросы. В результате использования интерактивного приёма «Карусель» текст будет проанализирован и проработан дважды, что обеспечит прочность усвоения изучаемого материала. Этот приём универсален, его можно использовать при организации как групповой работы, так и индивидуальной.
Волонтерское движение в России.
В современной России активно возрождаются традиции волонтерского движения. В переводе 2.с французского «волонтер» - 1.это человек-доброволец, имеющий привычку заботиться о людях, помогать им без какой-либо выгоды. А награда за это – благодарность и признательность людей.
Принято считать, что международное волонтерское движение берет своё начало во Франции. После Первой Мировой войны в 1920 году, под Страсбургом, был осуществлен 3.первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные фермы в районе мест наиболее ожесточенных боёв между немецкими и французскими войсками. С тех пор волонтерство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба.
Российское волонтерское движение появилось гораздо раньше, и изначально было связано с деятельностью православной церкви, позднее – с инициативой первых 4.некоммерческих объединений (НКО) – земств, участники которых (учителя и врачи) много делали для русского крестьянства. В России же возникло и 5.первое женское волонтерское движение «Сестры милосердия», которые во время русско-турецкой войны добровольно отправились на фронт, чтобы помогать раненым солдатам.
В последние годы в России заметно активизировалось волонтерское школьное движение. Волонтерское движение охватывает учащихся самых разных возрастов. Программа волонтерского движения в школе предусматривает для ребят выполнение посильной общественно-полезной работы, предполагает участие школьников в различных социально-значимых проектах и акциях. Особо популярно 6.такое общественное движение как «Волонтеры Победы». Основными целями движения являются сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне. Волонтеры гордятся прошлым, ценят настоящее и смело смотрят в счастливое будущее России!
Вопрос 1. Каково значение слова «волонтер»?
Вопрос 2. Из какого языка слово «волонтер» было заимствовано в русский язык?
Вопрос 3. Чем занимались участники первого международного волонтерского проекта?
Вопрос 4. Что означает аббревиатура НКО?
Вопрос 5. Как называлось первое женское волонтерское движение в России?
Вопрос 6. Как называется общественное движение, поставившее цель сохранение исторической памяти о Великой Отечественной войне?