Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Практико-значимая работа по теме: «Формирование читательской грамотности и духовно-нравственное воспитание семиклассников на примере урока по произведению А.П.Чехова «Злоумышленник»»

Практико-значимая работа по теме: «Формирование читательской грамотности и духовно-нравственное воспитание семиклассников на примере урока по произведению А.П.Чехова «Злоумышленник»»

Практико-значимая работа по теме: «Формирование читательской грамотности и духовно-нравственное воспитание семиклассников на примере урока по произведению А.П.Чехова «Злоумышленник»» - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Практико-значимая работа по теме: «Формирование читательской грамотности и духовно-нравственное воспитание семиклассников на примере урока по произведению А.П.Чехова «Злоумышленник»»:
Cкачать презентацию: Практико-значимая работа по теме: «Формирование читательской грамотности и духовно-нравственное воспитание семиклассников на примере урока по произведению А.П.Чехова «Злоумышленник»»

Презентация для классов "Практико-значимая работа по теме: «Формирование читательской грамотности и духовно-нравственное воспитание семиклассников на примере урока по произведению А.П.Чехова «Злоумышленник»»" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

            Практико-значимая работа<br>                              по теме:<br>«Формирование чита
1 слайд

Практико-значимая работа
по теме:
«Формирование читательской грамотности и духовно-нравственное воспитание семиклассников на примере урока
по произведению А.П.Чехова
«Злоумышленник»»
Выполнил:слушатель
группы ЧГ 1-22
Балуева О.Ю.

Цель практико-значимой работы:<br>фомирование 3 групп читательских умений<br> осмысление противопост
2 слайд

Цель практико-значимой работы:
фомирование 3 групп читательских умений
 осмысление противопоставления рациональной логики, основанной на законе, патриархальному праву по совести; выявление авторской позиции и жанровых особенностей рассказа; формирование навыков выразительного чтения, работы с текстом, эстетическое воспитание учащихся.
Задачи практико-значимой работы:

Образовательные:
-знать содержание прочитанного произведения,
-умение выразительно читать, выделять средства создания комического в произведении,
-определять способы выражения авторской оценки, формулировать идею, проблематику произведения,
- давать характеристику герою.

Развивающие и коррекционные:<br>- Понимать особенности жанра <br>-развивать умение учащихся задавать
3 слайд

Развивающие и коррекционные:
- Понимать особенности жанра 
-развивать умение учащихся задавать вопросы и аргументировано отвечать на них;
-способствовать развитию умений работы со справочной и дополнительной литературой по предмету;
-способствовать развитию логического мышления;
-развивать речевую деятельность - самостоятельные связные высказывания в устной форме;

Воспитательные:
- ориентация в системе моральных норм и ценностей, воспитывать стремление к знаниям, просвещению.
-дать понятие о добре и зле.
- развивать кругозор у учащихся, уметь выразить своё отношение к данной ситуации


Ожидаемые результаты: <br>- сформировать умения находить в тексте нужную информацию, умения интегрир
4 слайд

Ожидаемые результаты:
- сформировать умения находить в тексте нужную информацию, умения интегрировать информацию из текста;
- помочь обучающимся осмыслить авторскую позицию, жанровые особенности рассказа;
- формировать навыки самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы;
- воспитывать гуманистическое мировоззрение обучающихся в процессе выявления художественной идеи рассказа и авторской позиции.
-формировалось понятие о необходимости знаний и непримиримое отношение к воровству.
- Сложить понятие о добре и зле.

        Антон Павлович Чехов<br>                    (1860-1904)<br><br><br><br>Антон Павлович Чехов,
5 слайд

Антон Павлович Чехов
(1860-1904)



Антон Павлович Чехов, известный русский писатель и драматург, родился 29 января 1860г. в г. Таганроге в многодетной купеческой семье. В детстве пел в церковном хоре, много читал, а с 13 лет пристрастился к театру. Окончил гимназию, затем медицинский факультет при Московском университете, по окончании получил специальность уездного врача. Писать начал писать еще в гимназии, первый сборник рассказов опубликовал в 1884г. под псевдонимом «Антоша Чехонте».
Чехов любил путешествовать, в 1890г. осуществил путешествие на Сахалин, чуть позже посетил Японию, Китай, Турцию, Австрию, Италию, Францию. По возвращении приобрел имение в подмосковном Мелихово, где прожил почти 10 лет, активно занимался благотворительностью и написал свои самые известные произведения. Последние годы своей жизни писатель провел в Ялте, куда вынужден был переехать из-за обострившегося туберкулеза.
В 1904 году Чехов в сопровождении супруги-О.Л. Кнеппер, актрисы МХТ, едет на лечение в Баденвейлер (Германия) и там в возрасте 44-х лет 15 июля умирает. Похоронили его в России на кладбище Новодевичьего монастыря, а в 1933г. его останки были перезахоронены. Его литературное наследие составило более 350 произведений, многие из которых позднее были переведены более, чем на 100 иностранных языков.
ТЕКСТ 1

        Впервые рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник» был напечатан в «Петербургской газете» в 1885 г.
6 слайд

        Впервые рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник» был напечатан в «Петербургской газете» в 1885 г. под псевдонимом «А.Чехонте». В 1886 г. он был включен в сборник «Пёстрые рассказы».
        В критическом обозрении Л.Е.Оболенского «Обо всём» рассказ «Злоумышленник» отнесён к числу наиболее удачных и характерных рассказов Чехова: «Мелкие штрихи, иногда в одно слово, рисуют быт и обстановку так ясно, что вы только удивляетесь этому уменью - свести в один крохотный фокус все необходимые детали, только самые необходимое, а в то же время взволновать и чувство ваше и разбудить мысль: в самом деле, вглядитесь глубже в этого следователя и в этого мужика, ведь это два мира, оторванные от одной и той же жизни; оба русские, оба в сущности не злые люди и оба не понимают друг друга. Подумайте только над этим, и вы поймёте, какая глубина содержания в этом крохотном рассказике, изложенном на двух с половиной страницах».
        Известен отзыв Л.Н.Толстого: «Злоумышленник» - превосходный рассказ… Я его раз сто читал».
        При жизни А.П.Чехова рассказ был переведен на болгарский, венгерский, немецкий, сербохорватский, словацкий и чешский языки.
ТЕКСТ 2

<br>Вопросы и задания на формирование 1 группы читательских умений (нахождение информации) по тексту
7 слайд


Вопросы и задания на формирование 1 группы читательских умений (нахождение информации) по тексту 1 и 2:
Где родился писатель? В какой семье?
Каким было детство писателя? Где он учился?
Когда появился в печати рассказ «Злоумышленник»?
Найдите в тексте отзыв критика Л.Е.Оболенского о рассказе «Злоумышленник».

Вопросы 2 группы читательских умений(понимание и интерпретация текста)<br><br>Как вы думаете, почему
8 слайд

Вопросы 2 группы читательских умений(понимание и интерпретация текста)

Как вы думаете, почему писатель подписывал забавным псевдонимом свои ранние произведения?
Попробуйте сами сформулировать определения термина псевдоним?
Вспомните какие произведения Чехова вы уже проходили?

<br>Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник».<br><br>
9 слайд


Рассказ А.П.Чехова «Злоумышленник».

<br>Текст 1<br>Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинн
10 слайд


Текст 1
Перед судебным следователем стоит маленький, чрезвычайно тощий мужичонко в пестрядинной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видные из-за густых, нависших бровей, имеют выражение угрюмой суровости. На голове целая шапка давно уже нечесанных, путаных волос, что придает ему еще большую, паучью суровость. Он бос.

— Денис Григорьев! — начинает следователь. — Подойди поближе и отвечай на мои вопросы. Седьмого числа сего июля железнодорожный сторож Иван Семенов Акинфов, проходя утром по линии, на 141-й версте, застал тебя за отвинчиванием гайки, коей рельсы прикрепляются к шпалам. Вот она, эта гайка!.. С каковою гайкой он и задержал тебя. Так ли это было?

ТЕКСТ 2<br>— Чаво?— Так ли всё это было, как объясняет Акинфов?— Знамо, было.— Хорошо; ну, а для чег
11 слайд

ТЕКСТ 2
— Чаво?— Так ли всё это было, как объясняет Акинфов?— Знамо, было.— Хорошо; ну, а для чего ты отвинчивал гайку?— Чаво?— Ты это свое «чаво» брось, а отвечай на вопрос! для чего ты отвинчивал гайку?— Коли б не нужна была, не отвинчивал бы, — хрипит Денис, косясь на потолок.— Для чего же тебе понадобилась эта гайка?— Гайка-то? Мы из гаек грузила делаем...— Кто это — мы?— Мы, народ... Климовские мужики, то есть.— Послушай, братец, не прикидывайся ты мне идиотом, а говори толком. Нечего тут про грузила врать!— Отродясь не врал, а тут вру... — бормочет Денис, мигая глазами. — Да нешто, ваше благородие, можно без грузила? Ежели ты живца или выполозка на крючок сажаешь, то нешто он пойдет ко дну без грузила? Вру... — усмехается Денис. — Чёрт ли в нем, в живце-то, ежели поверху плавать будет! Окунь, щука, налим завсегда на донную идет, а которая ежели поверху плавает, то ту разве только шилишпер схватит, да и то редко... В нашей реке не живет шилишпер... Эта рыба простор любит.— Для чего ты мне про шилишпера рассказываешь?— Чаво? Да ведь вы сами спрашиваете! У нас и господа так ловят. Самый последний мальчишка не станет тебе без грузила ловить. Конечно, который непонимающий, ну, тот и без грузила пойдет ловить. Дураку закон не писан...— Так ты говоришь, что ты отвинтил эту гайку для того, чтобы сделать из нее грузило?— А то что же? Не в бабки ж играть!— Но для грузила ты мог взять свинец, пулю... гвоздик какой-нибудь...— Свинец на дороге не найдешь, купить надо, а гвоздик не годится. Лучше гайки и не найтить... И тяжелая, и дыра есть.

<br>- Кто является главными героями рассказа?<br>Было ли вам смешно при чтении рассказа? Это состоян
12 слайд


- Кто является главными героями рассказа?
Было ли вам смешно при чтении рассказа? Это состояние сохранялось у вас до конца чтения или сменилось другим?
- За что был арестован Денис?
- Как он объясняет свой поступок?
Как речь характеризует Дениса, следователя? Приведите примеры из текста.
- «Понимал ли он, к чему это может привести?»
- Что пытается объяснить следователь Денису о его действиях и последствиях этих действий?
- Какой приговор мог получить человек, отвинчивающий гайки?  (Найдите в рассказе и прочитайте.)

Вопросы и задания на формирование 1 группы читательских умений (нахождение информации) по тексту 1 и 2:

 <br>Вопросы 2 группы читательских умений (понимание и интерпретация текста)<br><br>Почему образ Ден
13 слайд


Вопросы 2 группы читательских умений (понимание и интерпретация текста)

Почему образ Дениса дан в рассказе подробно: описан его портрет, названо имя, а следователь не имеет ни имени, ни портрета?
Почему на первый вопрос следователя так естественно прозвучало недоуменное «чаво?» крестьянина?
Какие выводы можно сделать о социальном положении Дениса?
 - Виноват ли Денис в своем проступке?
- Считает ли его злоумышленником следователь?  
- А вы как вы считаете?
- Кто виноват, что Денис стал злоумышленником?
- Что должно измениться, чтобы поступок Дениса был невозможен?

Объясните значение слов<br>- латаные порты -чиненые штаны,<br>- пестрядинная рубаха – рубаха из пест
14 слайд

Объясните значение слов
- латаные порты -чиненые штаны,
- пестрядинная рубаха – рубаха из пестряди, грубой льняной или хлопчатобумажной ткани из разноцветных ниток, обычно домотканая);
- знамо – конечно, естественно;
- живец - маленькая рыбка для ловли более крупной рыбы;
- выполозок – наружный покров насекомого, гусеницы, используется также для рыбной ловли;
- учинить – сделать, совершить;
- недоимка – невыплаченный долг, неоплаченный долг;
- умысел – заранее обдуманное намерение;
- «чаво» – простонародное – что;
- верста – 1,06км. старая русская мера длины.
- Обратите внимание на следующие формы выражений и обороты слов и найдите им современные соответствия:
- седьмого числа сего года (седьмого числа этого года)
- Иван Семёнов Акинфов (Иван Семёнович Акинфов)
- Уложение о наказаниях (Закон о наказаниях)

Выразительное чтение описания портрета Дениса Григорьева. <br>- О чём свидетельствуют детали портрет
15 слайд

Выразительное чтение описания портрета Дениса Григорьева.
- О чём свидетельствуют детали портрета мужика?
Детали портрета. О чём говорит портрет мужика?
Составьте таблицу на доске. (детали портрета записываем в левую колонку)
Латаные порты
Бедность мужика
Чрезвычайно тощий
Трудная, голодная жизнь
Пестрядинная рубаха
Рубахи из пестрядины – одежда простолюдина
Изъеденное рябинами лицо
Тяжёлые болезни
Обросшее волосами лицо, нависшие брови, нечёсаные, путаные волосы
Детали напоминают о том, как выглядели первобытные люди, свидетельствуют о дремучести
Угрюмая суровость, паучья суровость
Паук – символ дикости
- Почему в тексте употреблено слово мужичонка, а не мужик? (Слово «мужичонка» передаёт впечатление о герое как о жалком и ничтожном человеке).
- Какая деталь противоречит такому представлению о герое? (Выражение угрюмой суровости глаз противоречит представлению о мужике как о ничтожном человеке).

Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?<br>Соотнесите примеры и термины. <br><
16 слайд

Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?
Соотнесите примеры и термины.

Задания на формирование 3 группы читательских умений (умение анализировать и оценивать содержание те
17 слайд

Задания на формирование 3 группы читательских умений (умение анализировать и оценивать содержание текста, рефлексировать на его основе)
Дополните текст репликами, которые пояснили бы ситуацию, сделали бы ее ясной и для Дениса, и для судьи.
- В нашей жизни встречаются так Денисы Григорьевы?
- Ребята, а вы понимаете, к чему ведут такие действия ?
Следователь уверен в том, что мужик прикидывается дураком. Согласен ли со следователем автор?
Почему Чехов говорит, что отпустил бы Дениса на месте судьи? (Наказание без осознания вины не имеет смысла)
Чтобы вы сделали на месте судьи?
Какую тему затрагивает Чехов в этом рассказе?
Могло ли описанное Чеховым произойти в действительности?


Заключение:<br><br>В процессе проведения данного занятия были сформированы умения по нахождению и ин
18 слайд

Заключение:

В процессе проведения данного занятия были сформированы умения по нахождению и интеграции информации из текста, по интерпретации содержания произведения, по формулированию рефлексивных суждений, выражающих отношение обучающихся к прочитанному, самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, выборочного чтения.

Выполнение заданий на 1 группу читательских умений вызвало затруднения у 10% детей класса (ожидаемый
19 слайд

Выполнение заданий на 1 группу читательских умений вызвало затруднения у 10% детей класса (ожидаемый результат 86%)

Выполнение заданий на 2 группу читательских умений вызвало затруднения у 35% учащихся(ожидаемый результат 40%)

Выполнение заданий на 3 группу читательских умений вызвало затруднения у 55% детей (ожидаемый результат 50%)
Где левый ряд- ожидаемый результат, правый-по факту.

Используемые источники.<br><br>https://ilibrary.ru/text/992/p.1/index.html текст рассказа<br>https:/
20 слайд

Используемые источники.

https://ilibrary.ru/text/992/p.1/index.html текст рассказа
https://obrazovaka.ru/biblioteka/chehov/zloumyshlennik-chitat-online фото к произведению
https://www.labirint.ru/books/300657/ фото к произведению
https://www.belcanto.ru/chekhov.html фото писателя
http://www.chekhov-center.ru/?id=159 фото писателя
http://www.mochaloff.ru/melihovo/ фото усадьбы
http://chehov-lit.ru/foto/picture/130/chehov-c5-36611.htm фото усадьбы


Отзывы на uchebniki.org.ua "Практико-значимая работа по теме: «Формирование читательской грамотности и духовно-нравственное воспитание семиклассников на примере урока по произведению А.П.Чехова «Злоумышленник»»" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация