Развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 233
Презентация для классов "Развитие орфографической зоркости у учащихся на уроках русского языка" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Из опыта работы учителя начальных классов Брянцевой Марины Владимировны МОУ СОШ №23 г. Комсомольск-на-Амуре
«Грамотное письмо – не просто движение пишущей руки а, особая речевая деятельность. Чем развитее ребёнок, чем богаче его словарь и синтаксис, чем правильнее его произношение, тем легче даётся ему правописание». Н.С. Рождественский • Как помочь учащимся писать грамотно? • Как развивать орфографическую зоркость? • Как добиться грамотного письма у детей?
провести теоретический анализ литературы по данной теме; изучить степень развития орфографической зоркости учащихся класса; изучить приёмы и применять на уроках русского языка формирования орфографической зоркости у учащихся; разработать «орфографические разминки» для учащихся, обеспечивающих формирование грамотного письма;
Формирование орфографической зоркости – одна из главных задач уроков русского языка в начальной школе, так как с ней связано приобретение орфографического навыка
1. Зрительный фактор срабатывает при запоминании непроверяемых написаний. Слуховой фактор. Пишущий человек, как известно, всегда отправляется от слышимого.Поэтому он должен хорошо слушать и слышать то, что говорит учитель или, что он сам себе проговаривает. Поэтому учитель должен развивать фонематический слух. 3. Рукодвигательный фактор. Любого орфографического навыка можно достичь только при помощи упражнений, т.е. при ритмичном движении пишущей руки. 4. Проговаривание. Большую роль в формировании орфографического навыка играет, орфографическое проговаривание. Проговаривание так как надо писать.
увидеть орфограмму в слове; определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико-орфографической теме относится, вспомнить правило; определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы; определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи; решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму; написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы
Они «должны быть по возможности, самостоятельными т.е. действительными упражнениями, а не кажущимися только». «Упражнения ...должны быть систематическими», т.е. «всякое новое упражнение должно находиться в связи с предыдущим,опираться на них и делать шаг вперёд» «пусть дети приобретают понемногу, но не теряют ничего из приобретённого и пользуются им для приобретения нового»;
«Упражнения должны быть логические... Это даёт возможность находить главную мысль, привязать к ней второстепенную, схватить самую систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят». «Упражнения... должны быть устные и письменные, и при том устные должны предшествовать письменным». «чем больше развивается дар слова в детях тем меньше должен помогать им учитель, тем самостоятельнее должны быть упражнения».
Использование алгоритмов позволяет средне – и слабо -успевающим школьникам воспроизвести ход рассуждения по применению правила, показать путь его сокращения и способствует выработке умения правильно определять орфограммы. Алгоритм даёт возможность «собрать» в единое целое изученный материал, дать его в обобщённом виде и в то же время конкретизировать каждое орфографическое правило.
Для оценки сложившегося положения в обучении правописанию отмечу ряд отрицательных факторов. Понижение уровня чтения, особенно самостоятельного, статистика фиксирует в последние годы существенное снижение у школьников читательского интереса. Если высокую культуру чтения считать фактором грамотного письма, то её снижение – одна из причин неблагополучия в правописании.
Родственники - Вы кто такие? - Я Гусь, это – Гусыня, это наши Гусята. А ты кто? - А я ваша тётя – Гусеница. Тётя?
Вставь безударные гласные в корне слов. Напиши четыре предложения, используя данные слова Г лодать, в твях, л тали, п рнатые, д ревьях, к рмушки. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите безударные гласные, которые пропущены? Какие гласные ещё могут быть безударными? я и е о а
Вставь пропущенные буквы Ч…сто идут д…жди. Плохо без з…нта и пл…ща. На дв…ре лужи. Тихо кругом. Улетели из с…дов гр…чи и др…зды Вчера они долго кружились над п…лями и х…лмами.
Найдите и выпишите слова, которые «спрятались». Мнсубботааяюшнаюкзснпятницабжмесяццжлгшзвторникчщэъгшщз Понедельниккмювчерабгедфзол Средаяюэъьмкнеделярсжчетвергхзчкзыемкхпвоскресеньеникфрспл ноябрькжцумр
Проверяем: Мнсубботааяюшнаюкзснпятницабжмесяццжлгшзвторникчщэъпонедельниккмювчерабгедфзсредаяюэъьмкнеделярсжчетвергхзчкзыемкхпвоскресеньеникфрспноябрькжцумр Как назвать можно одним словом? Назовите лишние слова. Запишите дни по порядку дней недели. Воскресенье, понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота – неделя. Со словом МЕСЯЦ придумайте предложение. В слове ноябрь обозначьте звуки и буквы.
Прочитайте. Подумайте, какую букву надо вставить. Запишите слова в 2 столбика по орфограммам. Гр…за, р…синка, б…рёза, пл..та, с…рняки, гор..д, вр..дитель, ш..лун, к…пуста, к..вёр, т…шина, к…ртина, зап..х, комнат…а, в…дро, кр…вать, н…род, п…года, к…льцо, в…дичка, пом…дор, т…мнота, р…жок ур…жай.
ВЫПИСАТЬ ТОЛЬКО ТЕ СЛОВА, В КОТОРЫХ ПРОПУЩЕНА БУКВА А …ВТОБУС, Д…РОГА, Т…ВАРИЩ, Р…БОТА,…ВТОМОБИЛЬ, П…ЛЬТО, ПЛ…ТОК, СТ…ЛИЦА. АВТОБУС, РАБОТА, АВТОМОБИЛЬ, ПАЛЬТО, ПЛАТОК
Спишите, вставьте пропущенные буквы. З…мой в л…су т…шина. На ду…ках и б…рё…ках л…жит пуш…стый с..жок. Вот упала с ве…ки мя…кая сне…ная ша…ка. По тро…ке б…жит на коро…ких ла…ках см…шная мы…ка.
Зимой в лесу тишина. На дубках и берёзках лежит пушистый снежок. Вот упала с ветки мягкая снежная шапка. По тропке бежит на коротких лапках смешная мышка. Проверь: Во 2 предложении обозначить части речи. В 3 предложении подчеркнуть главные члены предложения.
Найди и исправь ошибки. Запиши текст правильно. Мы чясто ходим на соседний болшой прут лавить рыпку. Переходим его по шадкому масту. И вот мы на бирегу. На лугу у пруда растут галубые незабутки. В трафке прыгают кузнечики.
Мы часто ходим на соседний большой пруд ловить рыбку. Переходим его по шаткому мосту. И вот мы на берегу. На лугу у пруда растут голубые незабудки. В травке прыгают кузнечики. Проверяем:
Письмо по памяти. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет. Он плывёт себе в волнах На раздутых парусах.
Письмо по памяти. Прочитайте, найдите ошибки. Харошо идти палями, без трапинок и дарог. Светит солнышко над нами, дует тёплый витерок.
Письмо по памяти. Хорошо идти полями, без тропинок и дорог. Светит солнышко над нами, дует тёплый ветерок.
Зима. Тишина в лесу. На снегу у куста большой след. Вот слева ещё следы. А если это медведь?. Нет, медведь спит. На ветке я вижу птичку. Это дрозд? Нет, это клёст. У него особый клюв. Он похож на клещи. Спишите текст, выделите изученные орфограммы.