Доклад на тему: "Реализация компетентностного подхода в начальном общем образовании"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Доклад на тему: "Реализация компетентностного подхода в начальном общем образовании"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Реализация
компетентностного
подхода в начальном
общем образовании
Учитель начальных классов
Кулакова Э.В.
Ценностно-смысловая компетенция
Компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными представлениями ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Эта компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
Ценностные ориентиры содержания
учебных предметов
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
Ценностно-смысловая компетенция проявляется в способности:
формировать свои ценностные ориентиры по отношению к изучаемым предметам и видам деятельности;
владеть способами самоопределения;
уметь принимать решения, брать на себя ответственность;
осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.
Учебно-познавательная компетенция
Совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Сюда входят знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Овладение креативными навыками продуктивной деятельности: добывание знаний непосредственно из реальностей, владения приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.
Учебно-познавательная компетенция проявляется в способности:
ставить цель и организовывать её достижение;
организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку деятельности;
ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
выступать устно и письменно с докладом о результатах своего исследования.
Социокультурная компетенция
Круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сферах.
Социокультурная компетенция проявляется в способности:
владеть знаниями и опытом типичных социальных ролей;
определять свое место и роль в окружающем мире;
владеть культурными нормами и традициями;
владеть эффективными способами организации свободного времени;
владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, зрителя.
Ключевые социокультурные компетенции обучающихся:
познавательная
эстетическая
трудовая
личностная
общественная
экологическая
Коммуникативная компетенция
Включает знание способов взаимодействия с окружающими людьми, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения.
Коммуникативная компетенция проявляется в способности:
уметь представить себя устно и письменно;
выступать с устным сообщением, вести учебный диалог;
владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);
владеть способами совместной деятельности в группе.
Виды работ по формированию коммуникативных умений :
составление предложений на заданную тему;
составление предложений по опорным словам (Отправиться в поход, собирать коллекцию, прилетели птицы);
упражнения на основе образцов:
составление предложений по вопросам;
составление предложений, аналогичных данному.
Виды работ по формированию коммуникативных умений :
4. конструктивные упражнения:
восстановление деформированного текста;
деление текста на предложения;
ступенчатое, по вопросам, распространение данного предложения;
соединение 2-3 предложений в одно;
построение предложений заданного типа или по моделям (с однородными членами).
5. работа над изложением;
6. творческие упражнения.
Информационная компетенция
При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, компьютер и др.) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.
Информационная компетенция проявляется в способности:
владеть навыками работы с различными источниками информации;
ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное;
владеть навыками использования информационных устройств;
применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии.
1. перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек.
2. задания: «Проверь по словарю», «Произноси правильно»;
3. выяснение значения омонимов, многозначных слов, переносных значений слова, смысла предложения;
4. работа со словарем, направленная на поиск определенных словарных слов;
5. задание: «Ты прочитал в Словарике, что такое атмосфера. Влияет ли атмосфера на жизнь Земли? Дочитай текст. Выясни условия, необходимые для жизни на Земле.»
Примеры заданий:
Здоровьесберегающая компетенция
Освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития. Выражается в непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формирование психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, внутренняя экологическая культура, комплекс качеств, связанный с основами безопасной жизнедеятельности.
Здоровьесберегающая компетенция проявляется в способности:
иметь позитивное отношение к своему здоровью;
знать и применять правила личной гигиены;
владеть элементами психологической грамотности;
владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки, самоконтроля;
уметь подбирать индивидуальные средства и методы развития своих физических качеств.
Из опыта работы по формированию ключевых компетенций
Актуализация знаний уч-ся
Специфика проведения минутки чистописания
На доске: лампа, ветка, отлетел
- Определите букву, которую мы будем писать на чистописании. Она находится в корне глагола и обозначает в нем непарный звонкий мягкий согласный звук (л)
Актуализация знаний уч-ся
Словарно-орфографическая работа
На доске: т..желый, про…ка, со..нце, с..лонка, то…, б..лезнь
- Соедините последовательно буквы, являющиеся орфограммами в данных словах, вы узнаете новое словарное слово (яблоко)
Этап открытия нового знания
Проблемно-поисковый метод
1.Определи способ образования слов: подосиновик, осиновый, яблочко, яблочный.
2.Может ли слово быть без корня? без приставки? без суффикса?
3.Может ли в слове быть два корня? Как называются такие слова? Как называется такой способ словообразования?
4.Сформулируйте тему сегодняшнего урока (учимся писать слова с двумя корнями)