Воспитательный проект «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности»
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Воспитательный проект «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности»" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Воспитательный проект
«Развитие творческих способностей
младших школьников
во внеурочной деятельности»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 21» города Тамбова
«Без стремления к новому
нет жизни, нет развития,
нет прогресса».
В.Г. Белинский
Автор:
Першутина Ольга Александровна,
учитель начальных классов
г. Тамбов
2020 г.
Краткая аннотация проекта
В рамках данного проекта сделана попытка создать, систематизировать, обобщить основные приёмы и особенности развития творческой активности обучающихся непосредственно во внеурочной деятельности.
Проект направлен на организацию образовательного процесса. Предполагается вовлечение учащихся в исследовательские проекты, творческие занятия, олимпиады, конкурсы. Школьники будут учиться принимать решения, помогать друг другу, развивать свои способности и понимать свои потребности. Условиями для реализации проекта станет развитие самостоятельности, творческому мышлению, способности анализировать и делать выводы.
Проект рассчитан на долгосрочную перспективу и охватывает всех учащихся класса.
Гипотеза
Если во внеурочной деятельности использовать не только традиционные, но и нетрадиционные (нестандартные) формы и методы обучения, ИКТ - технологии, то учебно-познавательные компетенции младших школьников на уроках повысятся, и, следовательно, повысится и результативность обучения.
Проблема
Проблема развития творческих способностей младших школьников занимает особое место в школьной практике. Современных младших школьников не устраивает роль пассивных слушателей. Они ждут необычных форм знакомства с новым материалом, в которых могли бы воплотиться их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности. Научившись анализировать, выделять главное, ученик сумеет выполнить задание конструктивного и творческого характера, подняться от репродукции знаний к творчеству, достичь нового уровня знаний.
Противоречия
- между признанием необходимости формирования
у младших школьников творческих способностей
и используемыми репродуктивными методами работы;
- между потребностью государства и общества в личности, обладающей высоким уровнем учебно-познавательной компетентности, развитием творческих способностей и недостаточным проявлением данного качества у младших школьников.
Современное общество предъявляет к образованию серьезные и важные требования: школа должна не только давать обучающимся прочные знания, но и вооружать необходимыми в жизни умениями и навыками, воспитывать в каждом ребенке человека со сформированным самосознанием, активной жизненной позицией.
Использование современных образовательных технологий создает условия для непрерывного интеллектуального и творческого развития, формирует умение ориентироваться в новых ситуациях, учит планировать собственную деятельность с позиций конечного результата.
Цель проекта:
Формирование познавательной компетенции обучающихся начальной школы во внеурочной деятельности посредством наиболее эффективных инновационных образовательных технологий, создание условий для развития творческих и самостоятельных навыков обучающихся.
Задачи проекта:
Изучить методическую литературу по данной тематике.
Провести диагностику творческих способностей учащихся.
Определить механизм реализации проекта.
Создать условия для его реализации.
Подобрать активные формы и технологии работы.
Обобщить и распространить свой педагогический опыт.
Методы реализации проекта:
анализ проблемы исследования;
изучение психолого-педагогической, методической литературы;
диагностика;
обобщение;
сравнение;
анкетирование;
тестирование;
обобщение полученных результатов;
подведение итогов.
Объект исследования
система работы по формированию
творческих способностей
обучающихся
Предмет исследования
система специальных мер педагогического
воздействия как комплекс условий и средств,
стимулирующих развитие
творческих способностей обучающихся
СОЗДАНИЕ МЕТОДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
ОСНОВЫ ПРОЕКТА
изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы;
изучение возможностей использования современных педагогических технологий во внеурочной деятельности;
соблюдение единства словесных и деятельностных форм обучения и воспитания;
формирование положительной мотивации учащихся во внеурочной деятельности;
использование внеурочной работы по формированию учебно-познавательной компетенции младших школьников;
стимулирование познавательной активности младших школьников, использование в этих целях разнообразных форм занятий, видов деятельности, дидактических средств;
осуществление контроля учителя за достигаемыми результатами в целях корректировки его дальнейшей работы с учащимися;
раскрытие интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
формирование общей речевой культуры обучающихся;
повысить качество знаний по предметам.
Мотивация
Стимулирует
интеллектуальное
развитие
Развивает
психические
функции
Повышает
познавательную
компетенцию
Повышает
работоспособность
учащихся
Механизмы реализации
тематические занятия в рамках образовательной программы;
сотрудничество с внешкольными детскими организациями;
мониторинг образовательного процесса.
Планируемые результаты
формирование положительной мотивации к обучению в начальной школе;
развитие познавательной компетенции;
раскрытие интеллектуального и творческого потенциала учащихся;
повышение качества знаний;
укрепление психологического здоровья учащихся.
распространение данного опыта формирования познавательной компетенции в начальной школе среди учителей школы.
Типы
нестандартных
занятий
Занятия
в форме
соревнования
и игр
Занятия, основанные
на формах, жанрах
и методах работы,
известных в
общественной практике
Перенесенные в
рамки занятий
традиционные формы
внеклассной
работы
Интегрированные
занятия
Занятия, основанные
на имитации
деятельности
организаций и
учреждений
Занятия,
напоминающие
публичные формы
общения
Трансформация
традиционных
способов
организации
урока
Занятия,
основанные на
нетрадиционной
организации
учебного
материала
Средства достижения цели
Нестандартные задания
Нестандартные
задания
Задания с
элементами
занимательности
Проблемные
ситуации
Конкурсы и
соревнования
Ролевые
деловые
игры
Используемые технологии
Познавательная
компетенция
Технология
индивидуального
обучения
Технология
обучения в
сотрудничестве
(учитель-ученик)
ИКТ
Коммуникативно-
диалоговая
технология
Проектная
технология
Игровые
технологии
Использование ИКТ
позволяет осуществить доступ к обширной информации;
дает возможность ярко и наглядно представить результаты исследования;
увеличивает динамику работы над развитием познавательной компетенции;
повышает качество усвоения материала;
выстраивает индивидуальные образовательные траектории учащихся;
осуществляет дифференцированный подход в обучении.
Программа дополнительного образования «Коррекция развития детей по программе «Умники и умницы» (для учащихся 3 класса)
Цель: формирование и развитие творческих способностей, необходимых образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе.
Применение презентаций
во внеурочной деятельности позволяет:
более качественно реализовать принципы наглядности и доступности в творческой деятельности младших школьников;
эффективнее использовать время занятия;
создавать проблемные ситуации, что активизирует творческую деятельность учащихся.
Создание собственного цифрового
образовательного пространства
learningapps.org
Викторина с выбором
правильного ответа
Выделить слова
Кто хочет стать миллионером?
Пазл "Угадай-ка"
Слова из букв
Расставить по порядку
Кроссворд
Найти пару
дидактические
материалы
Дидактические
материалы
Использование
элементов ИОС
Чтение художественной
литературы в
электронном варианте
Электронные
энциклопедии
Работа в программе
Microsoft
Publisher
Презентации
Создание
проектов
DVD, CD
Внедрение элементов информационной образовательной среды во внеурочную деятельность
Технология
индивидуального обучения
создание благоприятных условий для учащихся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей;
- обеспечение выполнения детьми образовательного стандарта.
К празднику «День ПОБЕДЫ» мы готовились в течение месяца, привлекали родителей, дедушек, бабушек. Учащиеся писали сочинения. Искали вещи, письма, фотографии, награды, талисманы, все то, что, так или иначе, было связано с Великой Отечественной войной. Потом оформляли выставку книг, репродукций картин о Красной, Советской, Российской армии, а также выставку рисунков на тему: «Мы против войны», шили на уроках труда пилотки, делали погоны. Рисовали праздничные открытки для ветеранов войны. Ребята очень любят обобщающие уроки, которые носят игровой характер, уроки - праздники «Будь природе другом», «День именинника», «Пернатые друзья», где вовлечены все ученики и их родители; это уроки - путешествия, уроки - экскурсии, уроки - фестивали, уроки - ярмарки, уроки - игры, например, «Улицы города», «Сигналы светофорика», «Звездный час», «Поле чудес» с различными темами, уроки-мастерские, уроки-панорамы, где рождается позитивное отношение к процессу учения; у ребят развивается любознательность, интерес к окружающему миру и способность взаимодействовать с ним. Объединение классной и внеклассной работы при подготовке и проведении обобщающих уроков и мероприятий помогает сделать школьную жизнь более яркой, насыщенной, творческой.
Основные виды внеурочной деятельности
Тамбовская областная детская библиотека
Лицейский конкурс выразительного чтения «Немного о любви»!
Осенний бал
Конкурс выразительного чтения авторский стихов
Литературно-музыкальные композиции
Внеклассное мероприятие, проведенное совместно с родителями
«Новогодние приключения Деда Мороза и Снегурочки»
Внеклассное мероприятие
«23 Февраля + 8 Марта или «Великое объединение»
Литературно-музыкальные композиции
Городской фестиваль
самодеятельного творчества
работающей молодежи
«А у нас во дворе»
Номинация:
«Художественное слово»
Участие обучающихся в олимпиадах
по русскому языку и литературному чтению муниципального уровня
Результаты анкетирования обучающихся
по вопросу удовлетворенности преподаванием русского языка и литературного чтения
по методике А. А. Андреева
Результативность
Созданы условия
во внеурочной деятельности
по формированию
учебно-познавательной компетенции
обучающихся
Повышение качества знаний
обучающихся по предметам
Модифицирована рабочая
программа по русскому языку и литературе
с описанием форм работы
по формированию
познавательной компетенции
обучающихся
Повышение уровня
интереса к русскому языку и
литературе
Разработана и апробирована
программа дополнительного
образования
литературного клуба
«Детская улыбка»
Динамика роста участия
обучающихся
в различных творческих
мероприятиях, конкурсах
Богдановские чтения
С 21 по 23 сентября 2017 года в Тамбовской области в рамках Семейного фестиваля книги и чтения «Читаем вместе!» прошли XXI Богдановские чтения, посвященные 80-летию поэта-земляка В. А. Богданова, который является одним из литературных дарований Тамбовщины.
Встреча началась с чтения стихов. Участники литературного клуба «Детская улыбка» муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Лицей № 21» города Тамбова (руководитель Ольга Александровна Першутина). Виктория Ермина, Максим Стрельцов, Аполлинария Зякина, Даниил Тепляков, Анна Кузина, Даниил Хазанов вдохновенно прочли стихи Вячеслава Богданова. А Кирилл Кулаков представил стихотворение Евстахия Начаса «Он родился в России», посвященное поэту.
Сочетание учебных занятий, внеклассных мероприятий, экскурсий позволяет мне эффективно проводить работу по формированию у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью выдающихся учёных, конструкторов, писателей, художников, композиторов.
Систематическая и целенаправленная работа в данном направлении воспитывает в детях основы национального самосознания и достоинства, чувство уважения к своей истории, языку, к внутреннему миру человека и в конечном итоге формирует осознанное патриотическое чувство.
Перспектив ы развития проекта
Дальнейшая реализация проекта позволит увеличить количество учащихся, принимающих активное участие в научно-исследовательской деятельности; повысить мотивацию к обучению,качество обучения.
В классе изменились межличностные взаимоотношения. Ребята стали больше проявлять взаимопомощь, у них высокая взаимоответственность и взаимоприемлемость друг друга. Развиты учебно-познавательные интересы, мотивация достижения успеха, социальная мотивация (долг, ответственность); уверенность в себе, чувство полноценности, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, адаптивность, самостоятельность, коммуникативность, доброжелательность.
Учащиеся с удовольствием принимают участие во всех творческих конкурсах, спортивных мероприятиях, проводимых не только в школе, но и за пределы района. И не просто участвуют, а занимают призовые места.
Таким образом, считаю, что задачи, которые я поставила перед собой в своей работе, я успешно решаю. Эффект моей работы: гордость за умных, талантливых, интеллектуально развитых, одаренных людей, в которых вложена частичка и моего труда.
Необходимо систематизировать полученные результаты проекта и организовать методологический семинар по распространению опыта в формировании творческих способностей младших школьников.
Реализация проекта позволит также увеличить количество учащихся, активно участвующих в конкурсах и олимпиадах; повысить мотивацию и качество обучения
Результаты реализации проекта
- повысилась мотивация обучения;
- повысился уровень познавательной компетенции учащихся;
- воспользовались практическими навыками для исследований и наблюдений;
- научились работать в коллективе;
- научились работать с полученной информацией.
Оценка сформированности познавательной компетенции
Уровни:
Репродуктивно-воспроизводящий;
Продуктивно-воспроизводящий;
Творческий.
Основным итогом сформированности учебно-познавательной компетенции обучающихся явилось продвижение их от репродуктивно-воспроизводящего уровня к творческому.
Проект способствовал:
формированию положительной мотивации к изучению русского языка и литературы;
формированию познавательной компетенции обучающихся;
раскрытию интеллектуального и творческого потенциала младших школьников;
повышению качества знаний.
Проект показал возможность и эффективность формирования творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Гипотеза подтвердилась.
Вывод
Мои ученики воспитывают и меня, заставляя самосовершенствоваться. Я пришла к выводу - все в школе от урока: авторитет учителя, авторитет учебного предмета, общая культура и дружелюбие учеников и учителя, совместный учебный труд.
Я убедилась, что главное богатство учителя - не только знания, эрудиция, трудолюбие и культура, но и умение сохранить в ученике на долгие годы особую энергию роста, неуемную потребность творчества, так свойственную эвристическим наклонностям детей.
Информационные ресурсы:
Нормативные документы
Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст]/А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков.-М.: Просвещение, 2009.- 23с. – (Стандарты второго поколения).
Национальная образовательная инициатива «Наша нова школа»: Утверждено Президентом Российской Федерации Д.Медведевым 04.02.2010. № Пр-271 [Текст]// Официальные документы в образовании.- 2010. - №9. – с.5-12.
Государственные образовательные стандарты нового поколения в контексте формирования нравственных и духовных ценностей обучающихся: Резолюция принятая участниками конференции [Текст]// Вестник образования России. – 2008.-№5.- С. 71-74.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]/ Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2010. -31 с. (Стандарты второго поколения).
Общие вопросы научно-познавательной компетенции
Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий – М,2005.
Intel. Обучение для будущего. Учебное пособие, М. Издательско–торговый дом «Русская редакция» 2004
Лабутин В.Б. Применение информационных технологий в образовательном процессе школы. Метод проектов на уроках литературы // Школьные технологии,-2003,№6
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. Народное образование №7 2000
Нуриева Э.Г.. Формирование исследовательский компетенций студентов педагогического колледжа // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2012. -№1. - С. 31-33.
Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч. 1 / (М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А. Кабанова и др.) ; под. Ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010
Планируемые результаты начального общего образования / (Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.) ; под. ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования –М,2010 г.
Поташник М.М. Требования к современному уроку: методическое пособие /М,2007
Селевко Г. Компетентности и их классификация. //Народное образование.- 2004.-№4.-с.138 Андреева М.П. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. – 88 с.
Список электронных ресурсов удалённого доступа
http://www.openclass.ru ; http://www.zavuch.info ; http://www.proshkolu.ru ; www.it-n.ru ; www.metodkopilka.ru