Педагогическая готовность ребёнка к школе
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Педагогическая готовность ребёнка к школе" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Педагогическая готовность ребёнка к школе
Подготовила: воспитатель МДБОУ №110 г. Иркутск Шеховцева В.А.
Виды готовности к школе
Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по совокупности таких особенностей:
морфофункциональных;
психологических;
личностных.
Степень их сформированности зависит от:
правильного созревания организма дошкольника (особенно ЦНС);
уровня развития его психических процессов;
социальной среды, в которой малыш воспитывался;
личностных качеств, которые у него выработались;
наличия основных универсальных учебных умений.
Морфофункциональная готовность ребенка к школе
Морфофункциональная готовность - уровень морфологического и функционального развития, при котором требование систематического обучения, различного рода нагрузки, новый режим жизни не будут чрезмерно обременительны ребенку, не приведут к нарушению его здоровья, срыву социально-психологической адаптации и снижению эффективности обучения.
Основные показатели морфофункциональной готовности
Наличие (отсутствие) хронических заболеваний, функциональное состояние основных органов, систем; устойчивость организма к возникновению хронических заболеваний.
Наличие хронических соматических заболеваний, ослабленное здоровье, частые болезни свидетельствуют о физиологической неготовности ребенка к школьному обучению.
Развитие анализаторов (функциональные возможности; отклонение от нормы).
Развитие мышечного аппарата: точность, координированность движений; зрительно-моторная координация кисти руки; развитие мелкой моторики пальцев
Физическая готовность
Уровень биологического развития.
Состояние здоровья и анализаторных систем.
Общее физическое развитие.
Уровень развития основных видов движений.
Развитие мелкой моторики рук.
Гигиенические умения, навыки самообслуживания.
Знания по основам здоровья.
В дошкольном возрасте (обычно в 5-6 лет) у детей происходит «полуростовой скачок роста», который заключается в существенном удлинении рук и ног. Для того, чтобы узнать прошел этот скачек роста или еще нет, нужно попросить ребенка дотронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой. Результат Филиппинского теста достаточно точно характеризует именно биологический возраст ребенка, так как отражает не просто характеристику развития скелета, а нечто гораздо более важное — степень морфофункциональной зрелости организма. В первую очередь это связано с уровнем созревания нервной системы и способностью головного мозга воспринимать и перерабатывать информацию.
Паспортный возраст, в котором проходит этот полуростовой скачок, может существенно варьироваться. У некоторых детей он завершен уже к 5 годам, у других — только после 7 лет.
Полуростовой скачок — один из важных критических периодов в жизни ребенка, по ходу которого качественно меняются многие из функций организма. В то же время физиологические последствия полуростового скачка очень просты: организм становится надежнее в биологическом смысле, а стало быть — работоспособнее.
С точки зрения физиологии о работоспособности вообще можно говорить только после завершения полуростового скачка. До этого истинной работоспособности (ни умственной, ни физической) у ребенка еще нет
Под психологической готовностью к школьному обучению
– понимается уровень психического развития, необходимый и достаточный для успешного освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.
От уровня психологической готовности ребенка к обучению в школе зависит: - успешность школьного обучения ребенка на начальном этапе; - то, как будет относится ребенок к школе; - то, как будет относиться к ребенку педагог и одноклассники.
Школьное обучение никогда
не начинается с пустого места,
а всегда опирается
на определенную стадию развития,
проделанную ребенком.
Л. С. Выготский
Дошкольное образование – это фундамент всей учебной деятельности человека, очень важно сделать этот период максимально плодотворным, подготовить детей к качественному усвоению знаний, умений и навыков. Прежде всего потому, что собственно в этот период психического развития закладываются основы будущей личности, а дошкольное учреждение должно создать условия для полноценного интеллектуального и духовного развития своих воспитанников.
Психологическая готовность формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства, и является комплексным, структурным образованием, включает:
- мотивационную,
- личностную,
- интеллектуальную,
- эмоционально-волевую готовность.
Мотивационная готовность –
характеризуется уровнем развития познавательного интереса, осознанным желанием учиться и стремлением добиваться успехов в учении.
Мотивационная готовность
Ребенок имеет определенные представления о школе, учении.
Представления отличаются полнотой и точностью, знанием всех существенных сторон.
Ребенок выделяет главное, устанавливает связи между отдельными явлениями, делает верные выводы и обобщения.
У ребенка проявляется определенное отношение к школе, учению.
Желание стать учеником, учиться.
Осознание учения в школе как способа достижения взрослости.
Ребенок показывает интерес к самостоятельной деятельности, близкой учебной (рассматривание книг, использование дидактических игр и т.д.)
У ребенка сформирован определенный уровень познавательной активности.
Ребенок проявляет любознательность в виде углубленного интереса к предметам (их строению, назначению, способу использования).
У ребенка проявляется потребность узнать о неизвестном, разобраться в сложном, приобрести новые умения.
Личностно-социальная готовность характеризуется сформированностью внутренней позиции ребенка, его готовностью к принятию новой социальной позиции – «позиции школьника». Личностная готовность включает в себя сформированность у ребенка коммуникативных навыков и качеств, необходимых для общения и взаимодействия со сверстниками и учителем, способность к коллективным формам деятельности.
Социальная готовность базируется на таких компонентах:
коммуникативность;
стремление общаться со сверстниками, устанавливать с ними дружеские отношения;
умение выслушивать собеседника;
готовность соблюдать очередь;
готовность идти за лидером или самому проявлять лидерские качества;
понимание социальной иерархии, готовность подчиняться требованиям старших;
умение уступать в споре, делиться, быть толерантным.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению является важной предпосылкой успешности обучения. Т.к. связана с развитием познавательной активности и мыслительных психических процессов – способностью обобщать, сравнивать предметы окружающей действительности, классифицировать по существенному признаку, устанавливать причинно-следственный связи, делать выводы, обобщения, умозаключения на основе имеющихся данных.
Интеллектуальная готовность включает:
достаточный багаж знаний об окружающем мире;
умение оперировать имеющимися знаниями для решения различных задач;
любознательность, потребность в получении новых знаний;
уровень мыслительной деятельности, который обеспечит усвоение новых знаний;
наличие словесно-логического и образного мышления;
развитую речь, достаточный словарный запас;
сформированные сенсорные навыки;
устойчивое внимание;
крепкую память.
Эмоционально-волевая готовность - сформированность определенных навыков умения управлять своим поведением, эмоциональную устойчивость, сформированность навыков произвольной регуляции внимания.
Эмоционально-волевая готовность подразумевает наличие таких аспектов:
радостное ожидание поступления в школу;
принятие целей образовательной деятельности и положительное отношение к ним;
способность подчинять свои мотивы коллективным;
умение сознательно управлять своим поведением в соответствии с нравственными установками;
стремление преодолевать трудности;
стремление достигать высоких результатов в своей деятельности;
сознательное определение некоторых положительных и отрицательных качеств своего характера и готовность меняться;
присутствие сдержанности, усидчивости, самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности и организованности.
Готовность ребенка к обучению в школе в соответствии ГОС ДО.
Ребенок - выпускник ДОУ должен обладать личностными характеристиками, среди них:
инициативность,
самостоятельность,
уверенность в своих силах, -
положительное отношение к себе и другим,
развитое воображение, -
способность к волевым усилиям,
любознательность.
Психологическая готовность к школе формируется у ребенка на протяжении всего дошкольного детства, и является комплексным, структурным образованием, включая интеллектуальную, личностную, социально-коммуникативную и эмоционально-волевую готовность. Систематическая работа с детьми старшего дошкольного возраста по формированию компонентов учебной деятельности и мотивационной готовности способствует развитию высокого уровня психологической готовности и успешного обучения в начальной школе.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться.»
Л. А. Венгер