Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках истории"

Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках истории"

Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках истории" - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках истории":
Cкачать презентацию: Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках истории"

Презентация для классов "Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках истории"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

Формирование читательской грамотности на уроках истории.<br>Учитель истории и обществознания: Нестер
1 слайд

Формирование читательской грамотности на уроках истории.
Учитель истории и обществознания: Нестерова Елена Андреевна.

Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чт
2 слайд

Читай не затем, чтобы противоречить и опровергать, не затем, чтобы принимать на веру, и не затем, чтобы найти предмет для беседы; но чтобы мыслить и рассуждать.
Бэкон Ф.

Читательская грамотность<br>Способность понимать и использовать тексты<br>Интерпретировать и интегри
3 слайд

Читательская грамотность
Способность понимать и использовать тексты
Интерпретировать и интегрировать информацию
Оценивать содержание текста, использовать полученную информацию
Научиться находить, извлекать нужную информацию
Заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей

Текст (от лат. textus — ткань; сплетение, сочетание) — зафиксированная на каком-либо материальном но
4 слайд

Текст (от лат. textus — ткань; сплетение, сочетание) — зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль; в общем плане связная и полная последовательность символов.
Текст — это последовательно расположенные предложения или абзацы, связанные общей темой, основной мыслью и имеющие смысловую завершенность.

Виды текстовых источников:<br>1)   Картографические: <br>а) карты, планы исторические; <br>б) карты,
5 слайд

Виды текстовых источников:
1)   Картографические:
а) карты, планы исторические;
б) карты, планы политические;
в) карты, планы экономические.
2)   Статистические:
а) экономическая статистика;
б) статистика народонаселения;
в) политическая и культурная статистика.
3)   Актовые:
а) акты политические;
б) акты социально-экономические;
в) акты юридические.
4)   Канцелярские источники:
а) грамоты;
б) реестры, книги, указы;
в) деловая переписка.
5)   Личные:
а) письма;
б) дневники;
в) мемуары.

6)   Художественные:
а) очерки (корреспонденция);
б) лирика, драма;
в) романы, рассказы, повести.
7)   Исторические:
а) исторические повести;
б) хронографы;
в) летописи.
8)   Научные:
а) исторические труды;
б) философско-социологические труды;
в) географические описания.

<br><br><br>Фрагмент сводной таблицы предметных и общеучебных навыков<br>
6 слайд




Фрагмент сводной таблицы предметных и общеучебных навыков

Методы работы с текстом на уроках истории:<br>1.Составление плана (простого и сложного);<br>2.Работа
7 слайд

Методы работы с текстом на уроках истории:
1.Составление плана (простого и сложного);
2.Работа с понятийным материалом (выделение родовых понятий и видовых признаков, этимология терминов);
3.Выделение информации по заданным параметрам (структурный, многосубъектный и многоуровневый анализ текста);
4.Игровые приемы работы с текстом: «найди ошибку», «заполни пропуски в тексте», «составить рассказ по иллюстрации», «сочинение от первого лица»;
5.Самостоятельная формулировка вопросов к тексту.

Дать определение какому-либо понятию означает назвать родовое (более общее) понятие, в которое включ
8 слайд

Дать определение какому-либо понятию означает назвать родовое (более общее) понятие, в которое включается данное понятие, а также найти видовые признаки, т.е. такие качества, которыми обладают все объекты, называемые данным понятием, и не обладают другие объекты, входящие в родовое понятие.

К примеру: <br>МОЗАИКА — это картина, выложенная из цветных камешков или кусочков стекла. «Картина»
9 слайд

К примеру:
МОЗАИКА — это картина, выложенная из цветных камешков или кусочков стекла. «Картина» — это родовое понятие по отношению к понятию «мозаика», а «выложенная из цветных камешков или кусочков стекла» — это видовое отличие;
БАРЩИНА — работа крепостных крестьян в хозяйстве феодала. «Работа крестьян» — родовое понятие, а «в хозяйстве феодала» — видовое отличие.
Родовые и видовые признаки понятия обычно называются существенным, так как они и есть то главное, что мы выражаем с помощью понятия. Остальные признаки называются несущественными, случайными. К примеру, в понятие «архив» включены существенные признаки — «хранилище» и «для документов». Помимо этих признаков, понятие «архив» может обладать и случайными признаками, например «большой», «главный», «военный».

Правильно организованная работа с вопросами позволяет активно развивать  мыслительную деятельность и
10 слайд

Правильно организованная работа с вопросами позволяет активно развивать мыслительную деятельность и познавательный интерес учащихся. 
«Умный вопрос-половина знания» Ф.Бэкон

             Типология вопросов к историческим документам:<br>Вопросы на выявление понимания учащимс
11 слайд

Типология вопросов к историческим документам:
Вопросы на выявление понимания учащимся прочитанного документа (поиск информации, которая содержится в тексте в готовом виде);
Вопросы и задания на анализ содержания документа (опираются на контекстные исторические знания);
Задания на реконструкцию исторических фактов (составление словесного портрета, сочинение от первого лица);
Задания на формулирование и аргументацию личных оценочных суждений по поводу описанных в документе исторических ситуаций.

Задания первой группы направлены на развитие и оценку уровня сформированности универсальных умений с
12 слайд

Задания первой группы направлены на развитие и оценку уровня сформированности универсальных умений смыслового чтения и поиска информации, содержащейся в тексте в готовом виде.
Какие решения приняли русские князья на Любечском съезде (по фрагменту летописи)? О каких подвигах, совершенных русскими людьми в битве на Неве, рассказывает летописец? Какие права были дарованы подданным Российской империи Манифестом 17 октября 1905 года?
Задания, направленных на диагностику понимания прочитанного документа являются тестовые задания с множественным выбором ответа, с альтернативным ответом («да/нет», «верно/неверно»), с ограничениями на ответ (заполнение пропуска в предложении или тексте), на установление соответствия, построенные на информации, непосредственно содержащейся в документе.

Вторая группа, к которой относится значительная часть заданий, -  это задания на анализ содержания
13 слайд

Вторая группа, к которой относится значительная часть заданий, - это задания на анализ содержания текста.
1. Задания на атрибуцию исторического источника
2. Задания на выявление существенных признаков исторических явлений, событий
3. Задания на установление причинно-следственных связей между историческими событиями, явлениями путем анализа текста.
4. Задания на обобщение информации, содержащейся в тексте, формулировании выводов на этой основе.
5. Задания на сравнение однотипных явлений, социальных объектов, на основе одного или нескольких источников
6. Задание на поиск в документе фактов, конкретизирующих или подтверждающих определенные теоретические положения и суждения.
 
7. Задания, требующие самостоятельного объяснения, раскрытия позиций, заявленных в документе.
8. Задания, ориентирующие ученика на выявление личностных качеств исторических персонажей на основе информации документа.
9. Задания, нацеливающие ученика на осознание мотивов, ценностных установок, культурных традиций, определяющих действия социальных групп или отдельных лиц
10. Задания, побуждающие к определению позиции автора документов, его собственного отношения к описываемым в источнике явлениям.
11. Задания на сравнение позиций авторов разных документов по одному во­просу.
12. Задания, требующие самостоятельного составления учащимися вопросов к документу

Третья группа заданий направлена на реконструкцию исторических фактов, излагаемых в источнике (или н
14 слайд

Третья группа заданий направлена на реконструкцию исторических фактов, излагаемых в источнике (или нескольких источниках).
«Пользуясь текстом параграфа и источника (в данном случае приводится отрывок из сочинений Н.М. Карамзина) составьте рассказ об осаде Казани».
Составление описания исторических событий от имени их участников, свидетелей событий.

Четвертая группа — задания на формулирование и аргументацию личных оценочных суждений по поводу опис
15 слайд

Четвертая группа — задания на формулирование и аргументацию личных оценочных суждений по поводу описываемой в документе исторической ситуации.
«Как вы расцениваете поступок Михаила Черниговского?».
«Чье мнение о Петре вам ближе: В.О. Ключевского или С.М. Соловьева? Обоснуйте свою позицию».

О боге Осирисе и происхождении фараонов<br>В древние времена в Египте правил бог Осирис. Люди в то в
16 слайд

О боге Осирисе и происхождении фараонов
В древние времена в Египте правил бог Осирис. Люди в то время вели кочевой образ жизни, не знали земледелия, поэтому часто голодали и поедали друг друга. Осирис обучил людей земледелию, виноградарству, научил их вести оседлый образ жизни, почитать богов. Он научил их пению, танцам, музыке и отучил поедать друг друга. Осирис был добрым богом, зато его брат бог Сет был богом зла и коварства. Он любил войны и разрушения и поэтому желал гибели Осирису, старавшемуся улучшить мир и изгнать из него зло и жестокость. Сет коварно убил своего брата, но Осирис воскрес и с тех пор стал хозяином подземного мира, куда попадают после смерти души людей. На земле у Осириса осталась жена — богиня Исида. Она родила от него сына Гора. Египтяне изображали его в виде человека с головой сокола. Гор отомстил Сету и унаследовал от своего отца царскую власть и небесный престол.
• о каких египетских богах идёт речь в тексте?
• какими качествами обладали египетские боги?
• что сделал для людей бог Осирис?
• как Сет смог убить Осириса, ведь боги бессмертны?
• почему Осирис после своего воскрешения стал правителем подземного царства?
• как произошло воскрешение Осириса?
• если Гор отомстил Сету, то можно ли его считать добрым богом?
• что может означать смерть и воскрешение Осириса?

1. К какому типу относится документ? (Первоначальная детская формулировка: Что это за документ?).<br
17 слайд

1. К какому типу относится документ? (Первоначальная детская формулировка: Что это за документ?).
2. В какое время могли быть написаны эти законы?
3. Кто автор законов? Мог ли их написать не царь, а кто-то другой?
4. Можно ли по документу определить, на какие категории делилось население Древнего Вавилона?
5. Было ли неравенство среди людей? Считалось ли оно справедливым?
6. Можно ли определить по документу, каковы были основные занятия жителей Древнего Вавилона?
7. Зачем Хаммурапи во вступлении к созданным им законам ссылается на бога солнца?
8. Можно ли применять эти законы сегодня?
Вопросы к документу «Законы Хаммурапи»(самостоятельная работа)

<br><br>«Читать – это ещё ничего не значит, <br>что читать и как понимать<br> прочитанное – вот в чё
18 слайд



«Читать – это ещё ничего не значит,
что читать и как понимать
прочитанное – вот в чём главное»
К. Д. Ушинский

Отзывы на uchebniki.org.ua "Презентация "Формирование читательской грамотности на уроках истории"" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация