Духовно – нравственное воспитание молодежи на традициях народов Дагестана Табасаранского района села Хучни
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Духовно – нравственное воспитание молодежи на традициях народов Дагестана Табасаранского района села Хучни" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Духовно – нравственное воспитание молодежи на традициях народов Дагестана
Табасаранского района села Хучни
Выполнила: Алимагомедова Милена
студентка 2АО9-2
Проверила: Ханбагандова Марьям Х.
преподаватель по истории
История возникновения с. Хучни
Хучни — одно из самых больших и древних селений Дагестана. В 2019 году Табасаранскому району исполнилось 90 лет. История возникновения села теряется в глубине веков. Возможно, оно уже существовало в начале нашей эры во времена Кавказской Албании.
В X-XVIII веках на этой территории располагался средневековый город. Сегодня Хучни — центр Табасаранского района, который прославился на весь мир своим ковроткачеством. Издревле женщины этих земель передавали секрет своего мастерства из поколения в поколение и сохранили его до наших дней.
Сегодня по общему мнению его жителей, значение села в прошлом было очень велико. Хучни часто выступал в роли "ворот" из Нижнего в Верхний Табасаран и из внутреннего Табасарана в Дербент.
Одежда табасаранцев
Одежда табасаранцев в давние времена шилась только из тканей, изготовленных в домашних условиях. Материалом для пошива одежды служили лён, шерсть, хлопок. Позже стали использовать фабричные и восточные ткани: узорнотканный шёлк – «хара», золототканный шёлк – «дарай», бархат – «мяхмар».
На детскую одежду нашивали различные обереги и амулеты – «гьякал», украшали монетами. Согласно народному поверью они обладали магической силой и оберегали детей от сглаза и болезней.
Немаловажное значение придавалось украшениям. Их заказывали у ювелиров. Главным украшением являлся пояс - «камар». Его изготавливали из кожи, бархата или целиком из серебра, нашивали серебряные украшения и красивую пряжку. В некоторых сёлах носили еще нагрудники из серебряных монет.
Женщины носили также кольца – «тIулсан (тIублан), серьги -«сиргъйир» и браслеты – «кIур».
Одежда табасаранцев
Женская одежда табасаранок состоит из нижнего туникообразного платья – «ккуртт», штанов – «хуччаг», верхнего распашного платья – «валжагъ», платья – «булушка». Обувью для женщин служили чувяки местного изготовления. Их носили с шерстяными носками – «атIнар». Головной убор состоял из различного вида платков – «шал», «келегъа». Без головного убора женщина не могла никому показываться. Волосы прятали под плотно облегающим чепцом – «чухта».
Одежда табасаранцев
Мужская одежда внешне схожа с одеждой других народов Дагестана. Сходство проявляется не только в покрое одежды и обуви, но и в способе их ношения. Она состоит из черкески – «чуха», бешмета – «валжагъ», рубашки – «ккуртт», штанов – «хужаг», шубы – «ургам», папахи – «бачукI» и обуви – чарыки – «тIирхар» (самый распространённый тип мужской обуви). Зимой мужчины обычно накидывали на одежду шубы – «ургам».
В настоящее время в сёлах мужчины носят те же головные уборы, что и в городе – шляпы, фуражки, ушанки, меховые (ондатровые, норковые) шапки. В тоже время во всех сёлах некоторые представители старшего поколения всё ещё продолжают носить традиционные меховые шапки.
Ковроделие
Главными отраслями сельскохозяйственного производства являлись виноградарство, садоводство, животноводство, овощеводство и зерноводство.
Ковроделие в Дагестане ассоциируется, в первую очередь, с деятельностью табасаранского народа. Жители Табасарана – умелые ковродельцы. Это занятие было бюджетообразующей отраслью района. В этом производстве было занято до 6 тысяч женщин. Однако в период реформ в 90-е годы все достижения сошли на нет. Экономика оказалась в тяжелом кризисном положении. Ковровщицы сами изготовляли пряжу, растительные краски.
Раньше проверка качества ковров проходила в три этапа:
1 – по только, что вытканному ковру пропускали табун лошадей;
2 – после этого несколько дней держали изделие под палящими лучами солнца;
3 – последний этап заключался в том, что ковры опускали в воду и оставляли там некоторое время.
Если после всех этих «испытаний» ковровое изделие не теряло свих свойств, то считалось, что мастер поработал на славу.
Табасаранский язык
(Табасаран чӀал) — язык табасаранцев,
относится к лезгинской ветви
нахско-дагестанских языков.
Табасаранский язык уникальный, лингвисты
относят его к пяти сложнейшим в мире, он
занесён в книгу рекордов Гиннеса, по
сложности, стоит после языков
североамериканских индейцев. Речь
табасарана — это удивительные звуки: пение
ветра, плеск реки и гул ущелья. Смешанные,
перепутанные звуки. Есть по этому поводу шутка:
Какой-то иностранец очень долго расспрашивал
о табасаранском языке, ему не могли объяснить,
вернее, воспроизвести отдельные звуки. Наконец
один догадливый человек взял керамический
кувшин, опустил в него три грецких ореха и стал
вращать сосуд:
— Понял?
— Ес, сэр.
Так звучит табасаранский язык.
Так выглядит старый алфавит , существовавший до
начала XX века, созданный на основе арабского алфавита.
Заключение брака. Обряды
Брак заключался по шариату. Свадебная обрядность состояла из ряда этапов, большинство из которых сохранились до наших дней.
Предсвадебные обряды
обряд «спросить» («гьерхуб»)
сватовство («швушв ча кIуб»)
обряд «лишан» («знак», «отметина»)
обручение («тIублан хъапIуб»)
обряд «кройки одежды» («куртар ктатIуб»)
Свадебные обряды
регистрация брака по шариату («никягь»)
девичник в доме невесты («ушвирикар»)
свадьба в доме жениха («сумчар»)
Послесвадебные обряды
поздравление молодоженов родственниками («мубарак»)
вывод невестки к общественному роднику («цIийи швушв штуз адауб»)
приглашение молодоженов в гости родственниками («жамна швушв хя-лижв aпIyб»)
Похоронные обряды
В горестные минуты, которых не избежать никому, с утра в селение, где случилась беда, приходят сотни людей со всей округи. Каждого обязаны накормить, разместить.
Ровно в половине первого выносят покойника, мулла читает Коран, идет молитва, на ней присутствуют только мужчины. Слова молитвы — это напутствие живым. Мулла призывает людей забыть обиды на покойника, простить его грехи и долги. Он призывает стать добрее, остерегаться пороков — иначе плохо будет на том свете.
Похороны могли быть задержаны, если ожидался приезд близких родственников. Но долго покойника не оставляли. Если покойника оставляли на ночь, с ним оставались его родственники и 2-3 духовных лица, которые до утра читали Коран. Около покойника запрещалось спать и есть.
Если у умершего оставались открытыми глаза, говорили, что он еще кого-то хотел видеть. Если у него на лице была улыбка, говорили, что он попадет в рай («женнет»).
Табасаранские праздники
У всех народов Дагестана в XVIII веке установился окончательно усовершенствованный сельскохозяйственный календарь. Особенно широко отмечались такие праздники, как День весеннего равноденствия – Навруз-байрам и Праздник первой борозды.
Наступление разных периодов года определялось по восходу и заходу солнца. Восход или заход его вблизи дерева, на вершине горы, падение его лучей на определенный участок – фиксировались как факты, сигнализирующие о наступлении весны, лета, осени, зимы. В каждый из сезонов выполнялись различные сельскохозяйственные работы. Кроме солнечного, существовал и лунный календарь. Лунный год начинался в день весеннего равноденствия.
Табасаранские праздники
ДЕНЬ ЧЕРЕШНИ
Праздником в начале лета для лезгин и табасаранцев был День черешни. Он проводился с 10 по 25 июня, когда ягода созревала. В селения, где проводились праздничные мероприятия, спускались жители горных селений, где черешня не росла. Продолжалось празднество несколько дней. Приехавшие гости размещались в садах. Каждое приехавшее семейство покупало урожай 1-2 деревьев.
Утром торжество открывалось «шествием по садам». Для этого собравшиеся избирали из своей среды самых красивых девушек, в руках у которых были корзины для черешни. За ними шла процессия, состоявшая из молодежи. Они обходили все сады. Затем начинались танцы, песни, развлечения. Девушки срывали черешню, пели песни, им отвечали песнями юноши. Восторгам зрителей не было предела.
НЕДЕЛЯ САДА
Во всех селениях осенью и весной проводились массовые мероприятия под названием «Неделя сада». Мужчины вместе выезжали в сады для проведения работ по обрезке веток, сжиганию прошлогодней листвы и т.д. Также проводились работы на виноградниках. Ни один мужчина под угрозой штрафа не мог оставаться дома. Нарушителя штрафовали быком, бараном, ковром или медным кувшином в пользу общества. Мужчины оставались в садах обычно целую неделю, а женщины в это время производили в жилищах генеральную уборку, побелку, готовили к возвращению мужчин вкусную еду.
Табасаранские праздники
ДЕНЬ ЧАБАНА
Праздник «День чабана» отмечался повсеместно в конце мая – начале июня. Сельчане ранним утром собирались в центре села, а место для отдыха выбиралось на природе. Каждая семья приносила с собой продукты. Из сельского стада выбирались лучшие бараны, из их мяса готовились блюда дагестанской кухни. Звучала музыка, все танцевали, пели, веселились. В этот день выбирался лучший чабан года. Ему вручался сувенирный рог, наполненный вином. Он должен был выпить его до дна и станцевать, тем самым начиналась танцевальная часть программы. Устраивались различные спортивные соревнования: метание камней, прыжки в длину, бег, перетягивание каната и т.д. Проводились и скачки. Победитель мог себе выбрать из отары любого барана. Сейчас День чабана проводится и на республиканском уровне на зимних пастбищах.
Старинная достопримечательность
Из старинных достопримечательностей в Хучнях сохранилась крепость Семи братьев и Одной сестры. Есть предположение, что возраст крепости сопоставим с крепостью в Дербенте. Но как бы то ни было, крепость явно средневековая, построена для обороны табасаранских сел от наступающих персов. Это по одной из версий. По другой - от арабов или монголов, т.е. год постройки достоверно не известен, но фигурирует промежуток времени VII-VIII век н.э. Стены крепости прекрасно сохранились, однако весь первый уровень засыпан землей. То, что можно увидеть изнутри - это второй этаж.
Старинная достопримечательность
Вокруг крепости множество легенд. Вот, например, самая распространенная: Согласно преданию, крепость построили семеро братьев-богатырей. У них была красавица-сестра. Свои прекрасные волосы она заплетала в косы. Они были такой длины, что девушка могла привязывать к ним ведра и набирать воду из реки, текущей у подножья горы, на которой стояла крепость.
Все семеро братьев были сильными и умелыми воинами и занимались тем, что охраняли соседние селения от непрошенных гостей. Победа всегда была за братьями до того момента, пока сестра не влюбилась в предводителя врагов. По его просьбе она ночью испортила оружие братьев, залив их соленой водой. Узнав об этом братья сбросили сестру со скалы и стали кидать в нее камни, и бросали до тех пор, пока над ней не образовался большой холм. Но и самим братьям не суждено было остаться в живых — безоружных их всех перебили враги.
Крепость Семи братьев по-прежнему стоит на высокой скале, а недалеко от нее находится каменный холм. Проходящий здесь мужчина бросает на холм-могилу по семь камней в знак презрения к предательнице, а проходящие мимо женщины в знак уважения к девичьей любви сбрасывают с могилы по камню.