Табасаранского района села Хучни
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Табасаранского района села Хучни" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
ИСТОРИЯ О МОЁМ СЕЛЕ.
СЕЛО БАЛХАР.
АКУШИНСКИЙ РАЙОН
Выполнила: Гарунова Луиза
1 Ф/О "В"
Преподаватель: Халадзиевна М.
Балхар
Балхар — лакское селение, расположенное в Акушинском районе Дагестана. Древний Балхар удобно расположился в круглой горной котловине, со всех сторон окруженной белыми и желтыми каменными кряжами. Здесь живут лакцы (население около тысячи человек) - один из коренных дагестанских народов, с незапамятных времен обосновавшийся в нагорной части республики. Как и всякое отдаленное горное село, Балхар всегда вел довольно уединённую жизнь. Балхар – очень древнее место. Никто точно не знает, когда аул появился. Все документы, хранившиеся в старой мечети, были уничтожены пожаром.
Внешний вид женщин
Основным элементом повседневной одежды лачек является широкое и длинное туникообразное платье-рубаха и штаны с неширокими штанинами. Балхарский костюм - он состоял из широкой головной накидки, закрывавшей чохту, и широкого платья, длина которого доходила до щиколоток. Головная накидка была оранжевого цвета, а само платье – фиолетового, что выглядело весьма контрастно и необычно. В дополнение к этому наряду обязательно шли украшения из серебра. Их нашивали на платье, ими украшали головной убор. В таком платье балхарки выходили замуж и, кстати сказать, выходят и по сей день. Нередко можно увидеть на современной балхарской свадьбе невесту в старинном национальном платье, доставшемся от мамы или бабушки. Обязательным атрибутом любого наряда лакской женщины являлись золотые и серебряные украшения: это были пояса, всевозможные серьги и кольца. В особенности лачки любили налобные и нагрудные украшения. Низ подола и рукавов также украшали различными соединениями из бляшек и цепей. Здесь применялись жемчуга, кораллы, драгоценные и полудрагоценные камни.
Внешний вид мужчин
Мужская традиционная одежда — туникообразная рубаха, бешмет, черкеска, штаны. Мужской традиционный костюм состоит из черкески, папахи, шаровар, рубашки и кожаных сапог - ичигов. В современном быту изредка встречаются у мужчин папахи, овчинные шубы.
Село, как центр гончарного искусства.
Балхар известен прежде всего своей керамикой. Гончарным производством издревле занимались только женщины. Женщины формируют свое изделия на гончарном круге — жюлла (круглая доска, вращающаяся на стержне), которая посыпается золой и на нее кладётся пласт глины. Готовое изделие обжигают в печи и приступают после просушки к красивому двухцветному раскрашиванию, после которого оживает чудесный мир волшебных сказок с их фантазией, мечтами и надеждами. Недалеко от Балхара находится озеро, из которого добывается глина, вязкая как пластилин, а в горах от востока и запада аула имеются месторождения цветных глин — красной и белой. Вот при помощи этих двух красок балхарки создают свои бесконечные орнаменты, богатые различными вариациями и сохраняющими при всём своём разнообразии единство стиля. В 1936 году в Балхаре была организована специальная артель, а вскоре появились мастерицы росписи. Первой из них стала Патимат Амирханова, гончарные изделия которой выставлялись в Москве, а альбомы с её узорами до сих пор хранятся в архиве Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Обжиг ведётся в самодельных купольных печах при помощи кизяка
Окраска получается от розовато-терракотового до матово-чёрного
Наиболее распространённая посуда
Процесс
Легенда
Когда в самом Балхаре зародилось гончарное дело, науке неизвестно. Есть только легенды, рассказывающие о первом гончаре, научившем сельчан лепить и обжигать глиняную посуду. Там живет легенда о первом гончаре, некоем Калкуччи. Этот бедняк сидел как-то на берегу озера и грустно размышлял о том, как жить дальше. Невольно он обратил внимание на ребятишек, которые что-то лепили из береговой глины. Калкуччи решил сам слепить что-нибудь, и когда из-под его рук вышел прекрасный кувшин, это и стало началом знаменитого балхарского промысла. Освоив гончарное искусство, Калкучи обучил ему односельчан, но почему-то, именно у женщин получались самые красивые и изящные сосуды. Так, согласно легенде, и началось в Балхаре женское производство знаменитой керамики. В Балхаре существует строгий запрет на участие в гончарном деле мужчин, идущий еще от пережитков матриархата. Даже прикоснуться к гончарному кругу мужчине было нельзя. На человека, нарушившему это табу, налагался штраф в виде угощения для шести человек из данного дома. Этот штраф по сути являлся одной из форм ритуального жертвоприношения.
Традиции и обычаи лакцев
Свадебные хлопоты
У лакцев не принято, чтобы жених самостоятельно просил «руки и сердца» у родителей невесты. Дипломатами в этом вопросе выступали близкие родственники парня – сваты. После трехдневных переговоров, молодые проходили обряд обручения.
Гуляли свадьбы 3 дня. В Балхаре есть поляна, на самом верху села. Лучшего места для празднования не придумать, ведь вокруг шикарные виды на луга, горы и небо. Вереница женщин несёт приданное для невесты (в дом жениха). Несут ковры, одеяла, кувшины, ларцы, короче всё, что может пригодится в хозяйстве. Разумеется, есть и украшения и деньги. Всё принесённое складывают в комнате молодожёнов. И теперь все ждут, когда начнётся самое главное. А самое главное — это шествие по ночному селу с факелами от дома жениха к невесте. Возле входа в дом собирается чуть ли не всё село. Далее мальчики идут направо, а девочки - налево. Девочки собираются в комнате где сидит невеста, а парни за стол. Девочки также наряжают невесту. В итоге невесту покрывают с головой и теперь она будет передвигаться только при помощи двух подруг, которые с ней всегда рядом. В комнату приносят специальную лампу для подруг невесты, что бы освещать путь. После всего готовая невеста не торопясь выходит к людям, которые внизу устроили веселье. Начинают кидать конфеты и разжигать костры. Костры разводят жители домов, мимо которых проходит невеста. Разводят, если у них хорошие отношения с домом жениха и невестки, а огонь означает пожелание благополучия. Если же костёр не разводится, это значит, что между домами/семьями существуют серьёзные разногласия. Люди добираются до дома жениха и вводят невесту, где она должна пройти ещё одно испытание - вкатить в комнату хлеб. На следующий день, жители собираются вновь. Часа в два, не раньше. К поляне потихоньку стекается народ, а из дома невесты и жениха течёт вереница родственников с едой и выпивкой. Выходят бабки с бубном и невеста уже в новом наряде, как и ранее, с лучшими подругами. Пока народ веселится, невеста танцует 3 танца. В какое-то время все садятся за стол. Не съесть еду - значит обидеть хозяев. Вот так интересно проходит свадьба в Балхаре.
Традиции и обычаи лакцев
Похоронные обряды
Похороны у лакцев сопровождались причитаниями, в них отображались переживания, сочувствие родственникам усопшего, философские раздумья. В течение года после кончины человека отмечалось пять дат (3-й, 7-й, 30-й, 40-й дни и годовщина смерти); в эти дни готовились специальные поминальные блюда, их раздавали собравшимся людям. Если верить древним поверьям, в среду души отошедших в мир иной являлись в свои дома. Поэтому среда считается у лакцев поминальным днем.
Рождение новой жизни
Роды и уход за роженицей на протяжении 40 дней после родов осуществлялся в доме родителей матери ребенка. В воду для питья роженице клали отрывок бумаги, на котором была написана молитва, также было принято поджигать принесенную из мечети солому и окуривать рожавшую женщину. По истечению шести дней после рождения в дом приглашали счастливую в браке женщину, ей поручалось важное действие – укладывание ребенка в люльку. В этот день собирались самые близкие люди: ведь помимо обряда с люлькой младенцу давали имя. Чаще всего это было имя умершего родственника, прожившего долгую жизнь. На следующий день младенца освобождали от «бремени родовых волос». Всеми уважаемый мужчина (чаще всего родственник) брил ребенку голову. Стриженые волосы клали на весы, вес волос приравнивался к весу денег, на которые покупались разные вкусности. Сладости или же сами деньги раздавали всем жителям в округе. До сорока дней новорожденный должен был находиться под постоянным присмотром взрослых. Оберегами от сглаза и злых духов служили нож или метла. Не разрешалось подходить к ребенку и его матери мужчинам с оружием или женщинам с золотыми украшениями. Купали младенца исключительно в деревянных емкостях. Чтобы оградить малыша от злых сил, очерчивался углем круг, и в нем проводилась процедура купания. В дом мужа роженица возвращалась с процессией, которая помогала ей нести приданное для ребенка, котел плова и халву.
О кровной мести
Кровная месть, одна из характерных черт семейного и общественного быта. Члены рода должны были оказывать друг другу помощь и поддержку. Обида члену рода была равносильна обиде, нанесенной всему коллективу. Каждый полагался на свой род как на силу, способную защитить его от любых врагов. Убийство вызывало немедленное мщение со стороны родственников убитого. Кроме того, преследовался как кровник человек, нанесший рану, оскорбивший словом или делом, затронувший честь матери, сестры, дочери, жены. Убийством наказывалось нередко оскорбление девушки действием, известным у лакцев под термином «бугьан». Мужчина при свидетелях или целовал девушку, или притрагивался к ней рукой. После этого либо мужчина, добившись примирения с родственниками девушки, женился на ней, либо, желая оскорбить ее родственников, отказывался от женитьбы и подвергался их преследованию как кровник, либо, не получив разрешения жениться на девушке, опять-таки преследовался ее родственниками. К оскорбленной таким образом и не вышедшей замуж за оскорбителя девушке никто уже не решался посвататься, и она до конца своих дней ходила с клеймом «опозоренной». Преследованию как кровник подвергался по адатам лакцев только совершеннолетний мужчина или его совершеннолетние родственники. Позор и общественное осуждение на голову того, кто в порыве мести убивал немощного старика или подростка. Кровная месть на женщин не распространялась, мстителем женщина не выступала. Однако от нее многое зависело, так как, содействуя в одних случаях примирению с кровником и разжигая ненависть к врагу в других, она влияла па поступки своего отца, брата, сына, мужа.
Народная медицина лакцев
В горах очень редко можно было встретить тучных людей. Это было связано не только с умеренностью в еде, но и с образом жизни. В этом немалую роль играла народная медицина. В народной медицине использовалось очень много дикорастущих трав, мёд, ягоды, чеснок, лук. Лечили простуду, кожные заболевания. Были знаменитые лекари, которые лечили болезни почек и печени. Горские хирурги и костоправы справлялись с переломами и вывихами. Шиповник собирали (и сейчас собирают), нанизывали на нитки красивыми ожерельями и сушили в тени. Отвар шиповника с мёдом рекомендовали при истощении, малокровии, при склерозе сосудов головного мозга. Зверобой – узун ликри — применяли при расстройстве желудка (трава добавлялась в еду). Если сильно болела голова, кипятили в молоке зверобой и делали тёплые компрессы. Подорожник (хIухчил чIапIи) применяли при нагноениях. Застарелые гнойные раны, фурункулы лечили особой смесью малхIан, для чего смешивали в равных частях мыло, мёд, курдючное сало. Рана очищалась от гноя.
Кисель из барбариса давали младенцам при кишечных расстройствах. При простуде, малярии готовили суп или чуду с конским щавелем. Если болел желудок, ели домашний хлеб с чабрецом или мятой.
Таким образом, поддерживать здоровье помогал не только чистый горный воздух, блюда, включающие в себя множество трав, но и народная медицина, которая использовала многовековой опыт наших предков.