"Коррекции диспраксии у детей с ОВЗ средствами сенсорной интеграции"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов ""Коррекции диспраксии у детей с ОВЗ средствами сенсорной интеграции"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Подготовила:
Лавриненко Наталья Александровна,
учитель-логопед высшей категории
МБДОУ №34 г.Шахты
Коррекция диспраксии
у детей с ОВЗ средствами сенсорной интеграции
Сегодня на семинаре:
разберётесь с причинами возникновения нарушения чувствительности;
научитесь определять нарушения сенсорной интеграции с первого взгляда и в процессе занятий;
поймете, с чего начинать работу с детьми, у которых есть нарушения обработки сенсорной информации;
узнаете, почему логопеду, воспитателю, психологу и другим педагогам, работающим с детьми с ОВЗ, важно учитывать состояние сенсорной интеграции ребёнка;
выделите для себя игровые приемы, которые заберете потом в работу.
Есть пять помощников на службе у тебя.
Не замечая их, используешь всегда:
Глаза тебе даны, чтоб видеть,
А уши служат, чтобы слышать,
Язык во рту, чтоб вкус понять,
Руки, чтоб ласкать, трудиться,
А носик – запах различать.
И ни к чему твоя тревога,
Они всегда тебе помогут
«Не глаз видит,
не ухо слышит,
не нос ощущает,
а мозг!»
Органы чувств, их рецепторы, проводящие пути и отдел мозга, ответственный за обработку полученных сигналов, образуют вместе сенсорную систему.
Сенсорная интеграция - это взаимодействие всех органов чувств.
Всё то, что мы получаем от органов чувств,
а это - зрение, слух, осязание, обоняние, вкус,
чувство движения (вестибулярная система),
чувство положения тела в пространстве (проприоцепция), поступает в мозг, обрабатывается там, выдаётся нам в виде некоторого знания о предмете – что же это такое, какими свойствами оно обладает и насколько опасно
для организма или напротив полезно.
Чувствовать кожей
Ощущать равновесие
Чувствовать мышцы, суставы
Слышать
Видеть
Щупать
Пробовать на вкус
Нюхать
Планирование движений
Контроль положения тела
Концентрация внимания
Координация глаз-рука
Саморегуляция
Ориентация в пространстве
Речь
Самостоятельность
Поведение
Обучение
С каждым годом количество
воспитанников с ОВЗ увеличивается.
У 90% таких детей наблюдается нарушение сенсомоторных, высших психических функций, затрудняющих социальную адаптацию.
У детей с ОВЗ отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации, дети не могут целостно воспринять наблюдаемые объекты, воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь
отдельные признаки.
Как следствие этого возникают
нарушения двигательной активности, трудности в общении и обучении, повышенная отвлекаемость и негативные эмоциональные проявления.
Неблагоприятные факторы приводящие к возникновению нарушений
сенсорной интеграции:
болезни матери (краснуха, грипп, токсоплазмоз, вирусные инфекции, нейроинфекции, анемия и др.);
несовместимость крови матери и ребёнка (резус-конфликт);
угроза прерывания беременности (плацентарная недостаточность);
стресс (примерно с 12 недели беременности);
родовые травмы (внутриутробная гипоксия плода, кесарево сечение, стремительные роды, обвитие пуповиной вокруг шеи, асфиксия);
болезни ребёнка в первый год (инфекции, ушибы, травмы головы, судороги при высокой температуре);
общий наркоз.
Признаки сенсорной интеграции:
ребенок путает право - лево, верх - низ;
меняет руки, выполняя задание, хотя ему уже больше 5 лет;
не может сидеть прямо или раскачивается на стуле;
поворачивается всем телом, вместо того, чтобы протянуть руку или повернуть шею;
лежит на полу во время групповых занятий;
ходит на носочках;
громко говорит;
"слышит" взрослого только с 3-го раза, потому что, возможно, не успевает обрабатывать эти сигналы;
не может удержать взгляд на движущемся предмете;
постоянно хочет двигаться, не может усидеть и минуты;
часто падает или неловок в спортивных играх;
закрывает уши от громких звуков;
не любит играть с детьми, старается больше быть один;
быстро надоедают занятия, игрушки;
игнорирует правила поведения;
забывает и часто теряет вещи.
Классификация нарушений процессов сенсорной интеграции:
Нарушение сенсорной модуляции
Сенсомоторные расстройства
Нарушение сенсорного различения
Сенсорная гиперчувстви-
тельность
Сенсорный поиск
Сенсорная гипочувстви-
тельность
Диспраксия
Нарушение постурального контроля
Зрение
Слух
Тактильная система
Положение тела
Интероцепция
Вкус/запах
Признаки гипочувствительности:
высокий болевой порог, то есть слабая реакция на боль при ушибах, царапинах;
очень долгие объятия и поцелуи;
раскачивание в положении стоя;
частые столкновения с предметами (мебелью, стенами) и людьми;
высокая потребность в физическом контакте с людьми и предметами (ребёнок всего касается, всё хватает);
привычка всё класть в рот, грызть, обсасывать вещи и т. д.
Признаки гиперчувствительности:
ребёнок не может сконцентрироваться на занятии, потому что испытывает сильный дискомфорт от раздражителей (яркий свет, громкие звуки, шум за окном, ярлыки на одежде, визуальный шум;
избегает чужих прикосновений;
не любит мыть лицо, голову;
избегает контакта с грязью, песком, не любит макать пальцы в краски, касаться клея;
избегает движений или предпочитает меньше двигаться, не любит, когда его неожиданно передвигают;
не уверен в себе, и боится упасть или потерять равновесие.
Не отрывает ног от земли. В машине его укачивает;
перевозбуждается при долгом просмотре мультфильмов, в местах скопления людей;
всегда встревожен и бдителен;
во время еды легко может подавиться;
чувствителен к запахам;
закрывает уши, чтобы приглушить звуки
или голоса;
низкий болевой порог.
Дети с сенсорным поиском постоянно ищут способ стимулировать активность:
разбрасывают игрушки, прыгают по лужам;
трогают предметы и людей;
жуют предметы или воротничок;
постоянно движутся, кружатся, суетятся;
любят сильные объятия, таскать тяжести и прижиматься;
ищут визуальной стимуляции;
радуются громким шумам и могут разговаривать кричащим голосом;
могут облизывать несъедобные поверхности;
предпочитают острую или горячую пищу.
Диспраксия - это нарушение моторного планирования (произвольных движений)
Диспраксия может носить другие названия:
синдром неуклюжего ребёнка;
расстройство координации;
минимальные мозговые дисфункции (ММД);
трудности двигательных реакций.
Нарушение соматогнозиса (понимание схемы своего тела)
Причинами могут быть : неполное развитие нейронов в коре головного мозга и генетическая предрасположенность.
Признаки диспраксии:
сложности с навыками самообслуживания (одеться/раздеться),
плохо рисует и, чаще всего, не любит это делать,
плохой захват карандаша,
не может вырезать даже самый простой предмет,
не получается ловить мяч,
не может стоять на одной ноге, пройти по прямой линии,
сложно перепрыгнуть через небольшое препятствие,
долго учится кататься на велосипеде, может так и не научиться,
часто есть речевые нарушения в слоговой структуре, есть искажения или перестановки звуков, начинают позже говорить,
трудности с тем, чтобы повторить какую-то артикуляционную пробу,
долго автоматизируется новый навык или деятельность, в целом ко всему новому относятся с осторожностью и долго привыкают,
долго учатся дуть на свечку, перо и т. д,
ребёнок избегает шумных и подвижных игр.
Общая моторика – соматогнозис - восприятие собственного тела
Мелкая моторика рук - совокупность скоординированных действий человека, направленных на выполнение точных мелких движений кистями и пальцами рук
Артикуляционный праксис – способность переключать язык с одной позы на другую
Виды праксиса
Развитие соматогнозиса
Реализация моторной программы
Развитие чувства ритма
Развитие пространственно-временных отношений
Развитие артикуляционной моторики
Этапы коррекционной работы при диспраксии
Ритм – это равномерное чередование
каких-либо элементов
Этапы формирования
Способность к восприятию и воспроизведению темпа следования звуковых сигналов
Способность к восприятию непосредственно ритмического рисунка: логоритмика, визуально-ритмические ряды
Способность к восприятию и воспроизведению соотношения акцентированных и неакцентирован-ных звуков
1
2
3