Приемы интеграции детей с СДВГ в учебный процесс при формировании функциональной грамотности
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 56
Презентация для классов "Приемы интеграции детей с СДВГ в учебный процесс при формировании функциональной грамотности" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Приемы интеграции детей с СДВГ
в учебный процесс
при формировании функциональной грамотности
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п. Чернореченский»
Искитимского района
Новосибирской области
Фролова Ольга Николаевна
учитель начальных классов
2023 год
ЧТО СКРЫВАЕТСЯ ЗА «МАСКОЙ» СДВГ?
1) Нарушение процессов сенсорной обработки информации:
Недостаточность глубокой чувствительности (проприоцепция).
Недостаточность вестибулярной
чувствительности.
Тактильная гиперчувствителньость.
3) Интеллектуальные нарушения.
2) Младенческие не интегрированные рефлексы.
СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Информация от тела и окружающей среды одновременно поступает в мозг, обрабатывается и возникает реакция на стимулы или какую-то ситуацию в целом. Если процесс
обработки сенсорных сигналов проходит не эффективно, то мозг испытывает либо сенсорный голод, либо, наоборот,
усиление всех ощущений. И тогда мы видим ребёнка с нарушением процессов сенсорной интеграции.
Сенсорная интеграция
Сенсорная интеграция обеспечивает адекватный
УРОВЕНЬ АКТИВНОСТИ.
Мы используем разные стратегии повышения или понижения активности в разных ситуациях (на лекции, на работе, с утра).
Дети с гипер и гипочувствительностями не могут регулировать свой уровень активности. Тогда ребёнок испытывает либо ВЫСОКУЮ, либо НИЗКУЮ активацию. И мы видим перевозбуждённого или, наоборот, вялого ребёнка.
ПРОПРИОЦЕПТИВНАЯ ГИПОЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ
ПС -это глубокая чувствительность, которая даёт мозгу представление о том, в каком положении находится наше тело и позволяет управлять им.
Если ощущений от тела недостаточно, то ребёнок будет их постоянно искать.
Отсюда возникает излишняя двигательная
активность. Эти дети не могут сидеть спокойно.
Признаки: не дозирует силу, любит падения и удары, предпочитает грубые игры, моторная неловкость, проблемы с одеванием и раздеванием.
ПОДДЕРЖАНИЕ ОПТИМАЛЬНОГО УРОВНЯ АКТИВАЦИИ И ВНИМАНИЯ.
Дети с дефицитом этой системы имеют недостаточный уровень активации и тогда это выглядит как гиперактивность, либо как вялость. Возникает картина СДВГ.
РЕГУЛЯЦИЯ ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ.
У ВС есть прямые связи с мышцами, которые регулируют движения глаз. Вестибулярные дисфункции будут нарушать процесс плавного движения глаз, что будет приводить к быстрой истощаемости и нарушениям внимания. Также возникает картина СДВГ.
ВЕСТИБУЛЯРНАЯ ГИПЕРЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ
ТАКТИЛЬНАЯ ГИПЕРЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ
ТС даёт информацию от кожи (о прикосновениях и лёгких надавливаниях). Много детей
испытывают дискомфорт от тех ощущений, которые получает их мозг.
Признаки: не любят тесную, колючую, грубую одежду, избегают пачкать руки, не любят переодеваться из сезона в сезон, не любят, когда их трогают, избирательны в еде.
Этому ребёнку всё мешает (одежда, сосед по парте, сквозняк, грязные руки). И снова мы видим картину СДВГ.
Сопутствующие особенности
развития детей с СДВГ
Нарушения координации (тонкие движения, равновесие, зрительно-моторная координация). Но это бывает не всегда. Встречаются достаточно спортивные дети.
Эмоциональные нарушения (неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпение к неудачам).
Сопутствующие особенности развития детей с СДВГ
Трудности взаимоотношений с окружающими (конфликты с одноклассниками).
Невротические расстройства (тики, заикание, энурез, нарушение сна, обкусывание ногтей)
ВАЖНЫЕ МОМЕНТЫ ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ
ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ С СДВГ
Перед каждым занятием необходимо объяснить ребёнку его цель:
«Что будем делать, как, что именно он
должен будет делать и когда».
Каждое занятие следует начинать с разминки. Это может быть пальчиковая гимнастика, игра на переключение, стоп-игры или упражнения из Образовательной кинезиологии.
Важные моменты при планировании
занятий с детьми с СДВГ
Через 5-7 минут проводить короткую физкультминутку, используя упражнения на переключение внимания, на движения глаз, дыхательные техники.
Желательно, чтобы ребёнок не сидел в статичной позе больше 5-7 минут. Можно привлекать его к полезным делам (раздать тетради, стереть с доски, ответить на вопрос, сформулировать вопрос классу и т.п.).
Важные моменты при планировании
занятий с детьми с СДВГ
Работу следует начинать с повторения более лёгких заданий, затем переходить к более сложным и заканчивать занятие теми заданиями, которые не вызывают трудностей у ребёнка.
Для повышения эффективности усвоения материала следует придерживаться пропорции 75% (знакомого) к 25% (нового).
Важные моменты при планировании
занятий с детьми с СДВГ
Регулярное повторение пройденного материала. Рекомендуется кольцевой принцип: через 1-2 дня (занятия) – первый цикл повторения, через 10 дней – второй цикл повторения, а через 4 недели – третий цикл.
– В процессе занятий не следует допускать чрезмерного
напряжения. Первыми признаками напряжения являются:
двигательное беспокойство;
покраснение лица;
потливость;
задержка дыхания (работа на вдохе);
жалобы на головную боль, боль в животе;
неадекватные реакции и т.п.
Паузу в занятиях нужно сделать сразу, как только ребенок начал отвлекаться.
Важные моменты при планировании
занятий с детьми с СДВГ
В ходе каждого занятия найдите повод (даже если это сделать сложно) для того, чтобы похвалить ребенка. Не акцентируйте внимание ребенка на неудаче, он должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.
Обстановка на занятии должна быть спокойной и доброжелательной, тон педагога – ровным, спокойным, любые замечания – поддерживающими, конструктивными.
Особенности проведения занятий
с гиперактивными детьми
Ничего лишнего на столе.
Избегать ярких необычных школьных принадлежностей.
Говорить подчёркнуто спокойно, доброжелательно, без раздражения. Речь должна быть чёткой, а инструкция однозначной и понятной.
Система жестов, чтобы привлечь внимание ребёнка. Можно заранее договориться с ребёнком, что вы будете использовать определённый сигнал, если хотите обратить его внимание или успокоить.
Обязательно зрительный контакт с гиперактивным ребёнком.
Использовать чёткие и короткие указания «слушай, запомни, не торопись, подумай…».
Но они не должны звучать как военные приказы.
Особенности проведения занятий
с гиперактивными детьми
Дыхательные упражнения
«Насос».Стоя, ладошки «смотрят» вперёд. Делаем шумный вдох носом, одновременно сгибаем ладошки и делаем шаг правой ногой. Затем делаем следующий вдох, сгибаем ладошки и шаг левой ногой. Делать в быстром темпе. Выдох не делаем. Нужно максимальное количество раз вдохнуть, без выдоха. Начинайте с 4 раз, постепенно увеличивайте количество вдохов.
«Дерево».На шумном вдохе через нос встаём на мысочки и вытягиваем руки вверх (напряжений) , затем делаем шумный и резкий выдох и опускаемся вниз в районе поясницы. Руки при этом висят как «плети» (расслабление). Затем снова «вырастаем», поднимая медленно руки через стороны вверх, делая вдох.
Дыхательные упражнения
«Лифт».Делаем под счёт с задержкой дыхания. Начинайте с 3. На вдохе (через нос) учитель считает «1-2-3», в это время дети медленно поднимают руки вверх. Затем задержка на счёт «1-2-3». В это время дети держат руки наверху. Затем выдох через «трубочку» и опускание рук так же под счёт «1-2-3». Постепенно увеличивайте счёт.
«Лайк и дизлайк».
Во время команды «вдох» ребёнок делает вдох через нос (рот закрыт), одновременно надувая живот и поворачивает большие пальцы рук вверх.
Во время команды «выдох» ребёнок делает выдох через широко открытый рот, одновременно втягивает живот и поворачивает большие пальцы вниз.
Дыхание медленное и глубокое. Руками не двигать, двигаются только кисти.
Межполушарные упражнения
«Заяц-охотник».
На одной руке - «пистолетик», на другой -«ушки». Менять положение рук.
«Большой мизинец».
На одной руке - «класс», на другой - «мизинец».
«Человек-паук».
Поднимаем левую руку и правое колено. Меняем положение рук и ног.
«Ладушки».
ПРОПРИОЦЕПЦИЯ И ВЕСТИБУЛЯРНАЯ СИСТЕМА
Игры на переключение
«Руки-ноги-голова». Показывать одно, а называть другое. Путать.
«Четыре стихии». «Воздух» - поднять руки и помахать, «Земля» - потопать,
«Вода» - показать волну , «Огонь» - повернуться вокруг себя и хлопнуть.
в помощь учителю
Основное «слабое» место ребёнка с СДВГ - это недостаточность
лобных отделов мозга.
Какие 2 основные задачи выполняет лоб?
ОТТОРМАЖИВАНИЕ СВОИХ непосредственных действий, мыслей, эмоций, желаний.
ПЛАНИРОВАНИЕ своих действий и своей жизни.
Об этом следует помнить, когда вы подбираете полезный материал для работы с ребёнком. Эти две функции следует развивать в первую очередь.