Математические игры как средство коррекции детей 5-7 лет с ОВЗ
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 86
Презентация для классов "Математические игры как средство коррекции детей 5-7 лет с ОВЗ" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Дрезненская средняя общеобразовательная школа №1
Региональная стажировочная площадка по теме:
«Организация деятельности детского сада с учетом требований ФГОС ДО»
Презентация:
«Математические игры как средство коррекции детей 5-7 лет с ОВЗ»
Воспитатель МОУ ДСОШ №1 Гулина Наталья Владимировна
16 декабря 2022 год
С каждым годом увеличивается число детей с ограниченными физическими и психическими возможностями. Для этих детей детский сад – место, где ребенок может полноценно развиваться и адаптироваться, приспосабливаться к жизни. Построение коррекционно-развивающей программы в ДОУ обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка с ОВЗ.
Целостное развитие ребенка-дошкольника с ОВЗ представляет собой многогранный процесс, в котором особую значимость приобретает личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. Математика - это мощное средство коррекции и компенсации недостатков интеллектуального развития. Математическое развитие является составной частью умственного развития, которое не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального. Под математическим развитием дошкольников с ОВЗ следует понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций.
В связи с особенностями психического развития детей с нарушением интеллекта все обучение носит наглядно-практический характер, т.е. математические представления они усваивают, наблюдая за действиями педагога, в процессе собственных практических действий с реальными предметами.
Существующие проблемы в процессе овладения воспитанниками с тяжелыми нарушениями речи первоначальными математическими знаниями и представлениями, а также недоразвитие математической речи, создают повышенный риск в овладении математикой в дошкольном возрасте, и могут неблагоприятно отразиться на успешности освоения школьной программы по математике в начальных классах.
Это указывает на то, что одним из основных направлений коррекционно-педагогической работы должно стать формирование элементарных математических представлений с учетом реальных возможностей дошкольников с ОВЗ.
Используя занимательную математику, мы ставим дошкольников в условия поиска, пробуждаем интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми. Я считаю, что обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.
Развитию речи на занятиях по формированию элементарных математических представлений должно уделяться большое внимание, так как четкие представления формируются только тогда, когда увиденное, воспринятое зафиксировано в словесной форме. Если же речь у ребенка не появляется, то отрабатываются невербальные формы выражения – жесты, мимика, интонация.
Практика моей работы показывает, что эффективнее занятия по формированию математических представлений у детей с ОВЗ проводить в виде игр, что позволяет сделать процесс обучения привлекательным для ребёнка и эмоционально мотивированным.
Дидактические игры и упражнения являются важным компонентом коррекционно-развивающей работы. Дидактические игры – это специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Специфическим признаком дидактических игр является наличие определенной цели и предполагаемого результата.
Зная, что у детей с ОВЗ трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, а, следовательно, и к одной, даже очень полезной игре, необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами – одну и ту же игру следует видоизменять. Это позволит снять трудности в усвоении правил игры и сохранит интерес к уже знакомой игре.
Представляю вашему вниманию дидактические игры, которые я использую на занятиях по формированию элементарных математических представлений и в индивидуальной работе с детьми.
Дидактическая игра «Волшебное дерево»
Эта дидактическая игра знакомит дошкольников с составом числа.
В современной начальной школе детям приходится считать в уме. Лучше заранее научить дошкольников раскладывать числа на составные части. Знание состава числа позволит быстро справляться с примерами на сложение и вычитание.
Правила игры простые: в волшебном дереве два дупла, ребёнок бросает поочерёдно два кубика, заполняя свободные квадраты и выкладывая шарики разного цвета после каждого броска. (Три точки на кубике – три красных шарика. Три точки на другом кубике – три шарика другого цвета)
Затем ребенок пересчитывает количество полученных шариков и выкладывает ответ внизу волшебного дерева с помощью математической линейки.
В зависимости от времени года мы можем сменить «листву» на дереве. А шарики можно заменить на волшебные снежинки или любые другие мелкие предметы.
Эта дидактическая игра помогает дошкольнику понять, что каждое число, кроме единицы, состоит из двух меньших чисел.
Дидактическая игра «Стирка»
Ещё одна дидактическая игра на состав числа - «Стирка». Для игры нам необходимы: простая вешалка, прищепки, цифры и карточки с изображением одежды.
По правилам игры мама постирала бельё и просит детей помочь ей повесить сушить мокрую одежду. Она указывает цифрой нужное количество прищепок. Но так как опаздывает на работу, не успевает повесить все прищепки. Чтобы одежда не упала с вешалки, дети должны самостоятельно добавить нужное количество прищепок.
Правила игры можно поменять: мама говорит сколько и каких прищепок нужно, а ребёнок их вывешивает и считает, сколько прищепок получилось.
Дидактическая игра «Стирка» развивает математическое мышление и моторику.
Дидактическая игра
«Сколько будет вместе»
Дидактическая игра «Сколько будет вместе» помогает дошкольникам запоминать состав чисел первого десятка. Ребёнок учится решать простые задачи на сложение.
Правила игры могут меняться в зависимости от поставленных целей и задач. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную умственную деятельность. Данная дидактическая игра даёт большой заряд положительных эмоций, помогает детям закрепить и расширить знания по математике. Она помогает добиться радости от игровой деятельности, что постепенно приводит к радости от обучения.
Я стараюсь как можно чаще привлекать детей к помощи при подготовке к занятиям.
Дети с радостью принимают участие в изготовлении пособий для занятий по формированию элементарных математических представлений.
Знания, данные в занимательной форме, в форме дидактической игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее и легче, чем те, которые сопряжены с однотипными упражнениями. При этом важно использовать игры так, чтобы сохранились элементы познавательного, учебного и игрового общения.
Игра обладает уникальным развивающим эффектом. Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.
«Математик» лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, последовательнее и точнее излагает мысли, лучше умеет обосновать свою позицию. Для детей с ОВЗ система математических игр – наиболее приемлемый метод получения умений и знаний. Такие игры способствуют не только знакомству с математическими понятиями, их закреплению, конкретизации математических знаний, но и развитию связной речи, всех свойств ума, стимулированию познавательной активности детей. Использование игр в процессе формирования математических представлений дает возможность проводить полноценную работу, направленную на развитие всех сторон речи (фонетической, лексической, грамматической), и на этой основе развивать связную речь с учетом возрастных и индивидуальных возможностей ребенка.