Презентация "Рассказ А.Платонова "Никита"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация "Рассказ А.Платонова "Никита"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Рассказ Андрея Платонова
«Никита»
Автор - Шаповалова О.В. , учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей № 18»
г. Сарапул, Удмуртская Республика
Один дома
Случалось ли вам оставаться дома одним, когда выбыли маленькие? Какие чувства вы испытывали?
Хотелось ли вам свои страхи победить?
Победить страх
Главного героя зовут Никита. Что обозначает имя НИКИТА?
Ника — богиня победы; Никита—победитель
Можем ли мы назвать главного героя победителем и почему?
Победить страх
Никита побеждает свой страх, на смену страшным образам приходит образ весёлого человечка, которого он
сделал сам.
Так как можно победить свой страх? Это вопрос нашего урока.
Победить страх
Что нужно сделать, чтобы не чувствовать себя одиноким и победить страх? Давайте выдвинем предположение (гипотезу).
Гипотеза: чтобы победить страх, нужно трудиться.
Победить страх
Никита победил свой страх?
Какое впечатление произвёл на вас рассказ и главный герой?
Характер Никиты
Какие основные качества Никиты вы могли бы назвать?
Доброта, внимание ко всему живому, любознательность, открытость миру, богатая фантазия
Портрет Никиты
Описывает ли Платонов внешность Никиты?
В рассказе нет подробного описания портрета Никиты. Говорится лишь, что он «пяти лет от роду», у него «светлые волосы». Но в том и мастерство писателя, что читатель хорошо представляет себе этого малыша.
Композиция рассказа
Как вы думаете, на сколько частей можно поделить рассказ?
1. Мама уходит на работу. (От начала до слов “...и его облако закроет”.)
2. Никита “живёт" один. (От слов “Оставшись один...” до слов “...и мать Никиты давно ушла с поля ко двору”.)
3. Возвращение отца. (От слов “Дома Никита увидел мать...” до конца рассказа.)
Композиция рассказа
Почему мама вынуждена была оставлять сына одного?
Какие чувства испытывал мальчик после ухода матери: любопытство, радость, страх, скуку?
Подтвердите свои рассуждения
примерами из текста.
Композиция рассказа
Разделите на пункты вторую часть.
Никита “живёт" один.
Кто живёт в бочке.
“Доброе солнце”.
Колодезные жители.
“Тайные жители” двора: змеи, пень, старая баня.
Жёлтый цветок.
“Незнакомые, злобные лица”.
Никита испугался и побежал к маме.
Характер Никиты
Почему Никите кажется, что все вокруг него живое?
По характеру Никита очень любознательный и открытый миру: «Он хотел узнать то, чего он не знал».
У мальчика удивительно богатое воображение
Характер Никиты
Можно ли утверждать, что читатели видят мир, описанный в рассказе, глазами ребенка?
Читатель вдруг видит привычный для себя мир предметов в ином ракурсе, преображённый фантазией ребёнка.
Хронотоп рассказа
Можно ли утверждать, что пространство в рассказе замкнутое?
Пространство рассказа градировано:
Дом и двор
Поле
Страна
Космос
подтвердите это примерами из текста
Где развиваются события рассказа?
Один в мире
Вернемся к хронотопу дом и двор. Пятилетний мальчик остался один «в избе и на всём дворе», а ему кажется, что он один во всём мире. Его окружают ожившие в воображении предметы.
Все ли предметы кажутся Никите злыми?
Мир предметов
Какие предметы кажутся Никите добрыми, а какие злыми? Почему?
Сердце Никиты открыто добру и любви. Олицетворением добра становится для него солнце: «На небе светило доброе солнце, облака не застили его сейчас, и Никита в испуге поглядел на солнце, чтобы оно защитило его».
Мотив памяти
Очень необычно звучит в рассказе мотив памяти. Мальчик верит в «вечную жизнь» умерших дорогих ему людей.
«Никита увидел, что солнце было похоже на умершего дедушку, который всегда был ласков к нему и улыбался, когда был живой и смотрел на него. Никита подумал, что дедушка стал теперь жить на солнце». А где живет покойная бабушка?
Близкие и далекие миры
Маленький Никита живёт глубоким чувством родства с близкими и далёкими мирами. Все предметы в поле, в лесу, вокруг дома, в этой маленькой деревенской вселенной имеют лица, характеры, эмоции.
Природный человек
В Никите сильно природное начало, он может одушевлять природу и разговаривать с ней. «Никита лёг на землю и прильнул к ней лицом. Внутри земли гудели голоса...»
Маленький ребёнок открывает для себя мир вокруг, и от этого мира он ждёт ответного отклика.
Природный человек
Никита, как зверёк, воспринимает этот мир на уровне запахов. Впервые встретившись с отцом, он почувствовал, как от него пахнет «теплом, чем-то добрым и смирным, хлебом и землёй».
Силы природы
Где, в каких произведениях мы видели одухотворение сил природы, вмешательство этих сил в жизнь человека?
В сказках и мифах
Силы природы
Наверное, так же пугались и древние люди, представляя те или иные предметы и явления живой силой, вернее, наделяя их свойствами живых людей. Это состояние Никиты — проявление мифологического сознания, которое руководит мальчиком с богатой фантазией.
Силы природы
Можно ли сравнить детское восприятие мира и отношение древнего человека к мирозданию, выраженное в мифах?
Центральный объект архаической мифологии — это преображение фантазией явления природы: духи лесов, полей, вод, нередко опасные и устрашающие, а также первопредки и покровители племени. В ряде случаев персонифицировались природно-космические силы
(мифы солнечные, лунные, облачные).
Силы природы
Исторические ранние мифы обрели вечную жизнь как воплощение глубочайших смыслов, и прежде всего — представления о мире
(бытии, космосе, вселенной) как неизменно упорядоченном и предъявляющем человеку серьёзнейшие нравственные требования
Силы природы
Когда происходит первая заметная перемена в отношении
мира к Никите, нарушившему гармонию, равновесие?
Когда он сорвал цветок
Силы природы
Почему мир стал агрессивным?
Никита перестал ощущать мир живым, не почувствовал боль, которую причинил.
Силы природы
Какая авторская мысль открылась нам во 2-й части?
Память ребёнка хранит представления о мире наших далёких предков. Человек должен жить в гармонии с природой, чтобы мир не был враждебно настроен.
План рассказа
Разделите на пункты 3 часть рассказа.
Встреча Никиты с отцом
Разговор Никиты с отцом
Работа с отцом
Отец и сын
Что изменилось в восприятии мира Никитой с приходом отца?
Зачитать от слов: «Никита так же, как вчера...» до: «Отец сходил в сарай...»
Диалог отца и сына
Тема добра и зла, пронизывающая весь рассказ, находит интересное истолкование в диалоге
отца и сына в конце рассказа.
Зачитайте от слов: «Никита с охотой, как большой...» до «Тех ты выдумал, Никита, их нету...»
Отец и сын
Наверное, отец Никиты, пришедший с войны (это немаловажная деталь), в чём-то разрушил сказочные образы в воображении ребёнка, но самое главное, что в своём ответе он связал воедино такие понятия, как добро и труд. Только ли физический труд имеет в виду Платонов?
Труд души
Отец и сын
Как вы поняли слова отца: «...этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый»?
Речь идёт о том, что мальчик вложил в него свою душу, тепло и старание.
Отец и сын
Как вы понимаете слова Никиты: «Давай все трудом работать, и все живые будут» ?
Если дело или вещь сделаны с усердием, с любовью, то в них живёт душа человека, который вложил в это свой труд.
Тема войны
Тема памяти перекликается с темой войны, которая звучит в рассказе очень сдержанно, уходя как бы в глубь содержания.
Как повлияла война на Никиту?
Тема войны
Мальчик рано повзрослел, выполняя наказы матери по хозяйству, пока она целый день на работе. «А отца в семействе не было; отец давно ушёл на главную работу — на войну...» К счастью, семья дождалась своего кормильца. Каким предстает в рассказе отец Никиты?
Тема войны
Глазами Никиты мы видим рядового солдата, доблестного воина, вернувшегося с фронта «с медалью на груди». Сам отец говорит о войне очень скупо: «Врага- неприятеля мы погубили, пора о тебе с матерью думать...» За этими словами встаёт облик настоящего мужчины, выполнившего свой долг солдата, а теперь берущего ответственность
за свою семью.
Отец и сын
Как относится
отец к сыну?
Отец верил, что сын останется добрым на весь свой долгий век.
«Непричесанный язык»
Работая с текстом, вы наверняка обратили внимание на необычный язык Платонова.
«Доброе солнце,., глядело на него в ответ тёплым лицом»; «Ноги его стали теперь как чужие люди и не слушались его»; «Воробей пришёл пеший через порог...»
Критики иногда называют его язык «непричёсанным», «корявым». Почему? Приведите примеры.
«Непричесанный язык»
Сам автор и его герои выражают порой свои мысли очень простодушно, нарушая привычные словосочетания. Для чего он это делает?
От этого мысль становится более яркой, выразительной, необычная форма выражения привлекает внимание читателя.
Главная мысль рассказа
Какую цитату можно считать идеей рассказа?
«Он хотел теперь узнать то, чего он не знал...»
«Ты хочешь всех сделать живыми, потому что у тебя доброе сердце...»
«Везде есть люди, только кажутся они не людьми...»
«А этого гвоздя-человечка ты сам трудом сработал, он и добрый».