Презентация "Рассказ А.Платонова "В прекрасном и яростном мире"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 71
Презентация для классов "Презентация "Рассказ А.Платонова "В прекрасном и яростном мире"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Рассказ А.Платонова
«В прекрасном и яростном мире»
Автор - Шаповалова О.В. , учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей № 18»
г. Сарапул, Удмуртская Республика
Роль подзаголовка
Рассказ имеет подзаголовок «Машинист Мальцев», указывающий на то, что в центре авторского внимания находится изображение человеческой личности
Незаурядная личность
Расскажите о машинисте Мальцеве.
Что делает Мальцева лучшим машинистом?
От чьего имени ведется повествование? Как он характеризует Мальцева?
Он говорит о своём непосредственном начальнике как о личности незаурядной, видит в Мальцеве натуру талантливую, человека одарённого, творчески подходящего к работе. Согласны ли вы с Костей?
Профессиональное зрение
Каким зрением наделен Мальцев? С. 128
Профессиональное зрение машиниста всеобъемлюще: оно обращено и внутрь паровозного механизма, и в то же время вбирает в себя окружающее пространство,
словно стремясь распространить своё влияние мастера-владыки и на него
Поступь профессионала
Как Мальцев водил состав? с. 128
Твёрдая, уверенная поступь профессионала в значительной мере обеспечивает ту высокую марку качества, которой отмечена работа Мальцева
Таковы профессиональные качества героя. А что вы можете сказать о его взаимоотношениях с товарищами? Хотелось бы вам работать рядом с человеком, подобным Мальцеву?
Поступь профессионала
С одной стороны, как у высококвалифицированного специалиста, у Мальцева хорошо бы перенять техническую грамотность, трудовой энтузиазм, ответственное отношение к своим обязанностям
С другой же стороны, не очень приятно, если тебе постоянно не доверяют, считают работником “второго сорта". Помощники у такого машиниста практически лишены возможности профессионального роста
Поступь профессионала
В отношении Мальцева к членам бригады отчётливо ощутимо недоверие. Докажите текстом.
Несмотря на то, что и помощник Костя, и смазчик-кочегар трудились “с полным усердием", Мальцев “постоянно перепроверял их работу.
Поступь профессионала
В чем же причина «дублирующих» действий Мальцева?
Как бригадир, он несёт главную ответственность за возможные поломки в пути. Вдобавок он любит, действительно любит машину и
потому хочет собственноручно ощупать каждый винтик,
чтобы убедиться в исправности механизма.
Поступь профессионала
У подобного поведения машиниста есть и оборотная сторона: налицо некий профессиональный эгоизм, высокомерие по отношению к окружающим.
Чуть позднее рассказчик сделает довольно нелицеприятные выводы о своём руководителе: “Позже я понял значение его грусти и причину его постоянного равнодушия к нам. Он чувствовал своё превосходство над нами, потому что понимал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может научиться тайне его таланта, тайне видеть одновременно и попутного воробья, и сигнал впереди, ощущая в тот же момент путь, вес состава и усилие машины”.
«Человек в футляре»
Стремится ли Мальцев передать кому-нибудь свое мастерство?
«Он скучал от своего таланта,
как от одиночества...» — резюмирует рассказчик. Перед нами «замкнутая» личность, своего рода «человек в футляре»
«Человек в футляре»
Что становится «футляром» для Мальцева?
«Футляром» в данном случае стала идея фанатичной преданности своей работе; служение делу заслонило собой реальных, живых людей — и радость мировосприятия исчезла, сменившись безразличием и скукой
Роковая случайность?
Основу фабулы рассказа составляет трагическая история: лучший машинист депо попал под суд и оказался в тюрьме. Какое происшествие привело к такому исходу?
Случайно ли из троих героев рассказа, переживших ужасную грозу, ослеп именно Мальцев?
Тайны земного бытия
Факт ослепления главного героя в рамках общей нравственно-философской концепции произведения далеко не случаен. Даже помощник Мальцева, не склонный, как кажется поначалу, к глубоким раздумьям над тайнами земного бытия, улавливает некую закономерность в том, что произошло с Мальцевым. с. 138
Гибельные силы
Рассказчик не может дать объяснения, почему “эти гибельные силы сокрушают избранных, возвышенных людей”.
А вы можете дать ответ на этот вопрос?
Неординарная личность
Личность неординарная, уверенная в себе, не испугается, не отступит перед лицом надвигающейся враждебной стихии и скорее предпочтёт погибнуть в великой сшибке с нею, нежели, изменив своим принципам, свернуть с избранного пути
Как изображена в рассказе “роковая” встреча главного героя с приближающимся атмосферным фронтом? с. 130
Борьба со стихией
Герой отважно устремился вперёд, будучи всецело охваченным азартом состязательной борьбы со стихией. В гордыне своей “маленький” земной человек возвысился до того, что считает себя вправе если не повелевать природой, то по крайней мере “играть на равных” с нею.
Не за эту ли непомерную гордыню и был поражён Мальцев глубинными силами природы, наказан божественным провиденьем?
Зрячий слепец
Показателен в этом плане также эпизод, когда уже слепой, но всё ещё считающий себя зрячим (поскольку продолжал видеть мир в своём воображении) Мальцев “на огромной скорости вёл курьерский поезд в хвост товарному” составу. Почему такое могло произойти?
Привыкший безапелляционно доверять себе, собственному опыту, убеждённый в непреложности своего физического и профессионального зрения, машинист едва не стал виновником крупной железнодорожной аварии
Зрячий слепец
Эпизод этот глубоко символичен. Мальцев потерял зрение, если судить с медицинской точки зрения, под влиянием электромагнитной волны, но он давно ослеп нравственно, как может быть слеп человек, отъединённый от других людей,
замкнувшийся в своём эгоистическом мировидении, в горделивой самонадеянности замысливший встать “над” самой матушкой-природой
Зрячий слепец
Как автор подчёркивает тупиковость, гибельность такого пути?
Слепец полагает, что приближается к искомой цели — заданному пункту назначения, на поверку же неотвратимо движется к катастрофе
Зрячий слепец
Характерно, что Мальцев упорно продолжает “слушать” только себя даже тогда, когда помощник кричит ему, указывая на предупредительные сигналы
Этот эпизод обрисован Платоновым как апогей самообольщения героя: “Я привык видеть свет, и я думал, что вижу его, а я видел его тогда только в своём уме, воображении.
На самом деле я был слепой, но я этого не знал...»
Расследование
Началось расследование. На героя обрушилась лавина враждебных обстоятельств иного свойства — социального. Как ведёт себя Мальцев во время следствия ?
«Может быть, у него были свои причины погибнуть»
Столь страшное обвинение так обескуражило героя, что он почти не защищается. Приговор встречает смиренно.
Почему Мальцев избирает такую пассивную позицию?
«Может быть, у него были свои причины погибнуть»
Это результат духовной сломленности героя, не верящего в людское сопереживание, не ждущего поддержки от ближнего.
«Яростный» мир
Почему Платонов называет мир, в котором живёт человек, “яростным”?
В нём господствуют силы, враждебные человеку, не зависящие от его воли и сознания и порой не поддающиеся осмыслению. Опасности, всякого рода “недобрые” случайности подстерегают человека на каждом шагу: и в мире “дикой” природы, и в цивилизованном социуме.
«Яростный» мир
Какой же должна быть позиция Homo sapiens в этом “яростном” мире? Следует “бороться и искать, найти и не сдаваться", несмотря на невзгоды, или всё-таки лучше уступить обстоятельствам?
Жизненная позиция
“Жизнь — борьба, в борьбе —
счастье” (И.А. Гончаров); “Быть челове-
ком — значит быть борцом” (И.-В. Гёте);
“Лишь тот достоин счастья и свободы,
кто каждый день идёт за них на бой”
(И.-В. Гёте); “Человек должен бороть-
ся за свою жизнь и защищать её, пока
хватит сил” (Ч.Диккенс); “...люблю лю-
дей активных, которые желают проти-
виться злу жизни всеми способами”
(М.Горький)
Прочитайте высказывания великих писателей и мыслителей прошлого. Какой, по их мнению, должна быть жизненная позиция человека?
Жизненная позиция
Большинство мыслителей прошлого воспевали творческую активность человека, восторгались борцами, не склонившими головы перед жизненными обстоятельствами. Приспособленцы и трусы, пасовавшие перед опасностью, всегда вызывали презрение.
А какова позиция Платонова?
Ответом на указанный вопрос является в произведении образ повествователя. Докажите это
Схватка с «роковыми» силами
Константин, от лица которого ведётся повествование, по его собственным словам, “не был другом Мальцева”, но не оставил товарища в беде, а смело ринулся в схватку с “роковыми” силами, разрушившими здоровье Мальцева и исторгнувшими его из трудового коллектива. “Но я хотел защитить его от горя судьбы…» с. 138
?
Единое целое
Слепой мастер и зрячий подмастерье совместно управляют поездом как единое целое. Соприкасающиеся в работе руки Мальцева и Кости соединяют талант мастера видеть дорогу с непоколебимым решением ученика защитить учителя от враждебных и губительных сил.
На последнем перегоне происходит их прорыв сквозь внешнее зло к свету: один обретает зрение.
Схватка с «роковыми» силами
“Я чувствовал свою особенность человека” — за этой фразой обычного рабочего паренька стоит высшая мудрость постижения родовой сущности Человека, величия и значительности его миссии во Вселенной.
Схватка с «роковыми» силами
Рассказчик решил “воспротивиться” всем стихиям “яростного” мира. Добиться судебной справедливости оказалось не так уж трудно. Мальцева оправдали. Но теперь, он калека, лишённый радости исполнять любимую работу. Удастся ли победить слепые, неведомые силы, обрёкшие человека на “безжизненную участь”?
Прочтите по ролям финальную сцену рассказа.
«ощущение машины было блаженством»
Почему рассказчик взял Мальцева с собой на паровоз?
Рассказчику нестерпимо жаль инвалида, который ежедневно приходит на платформу, чтобы жадно вдохнуть запах “гари и смазочного масла”.
Почему Костя доверил слепому машинисту управление паровозом?
Он понимал: для Мальцева “ощущение машины было блаженством”, которое хоть на мгновение помогло ему “забыть своё горе слепца”
«ощущение машины было блаженством»
Но только ли жалость подвигла рассказчика на такой рискованный шаг?
Рассказчик надеялся на невозможное, на... чудо. И чудо не могло не свершиться. Героям удалось-таки победить неведомую “яростную” стихию, некогда лишившую Мальцева зрения
Мастер и подмастерье
Почему в финале произведения рассказчик называет Мальцева своим учителем, ведь не так давно он подчёркивал: “Я не был другом Мальцева, и он всегда относился ко мне без внимания и заботы»?
За то время, в течение которого пришлось воевать за Мальцева, он стал духовно близок рассказчику
Мастер и подмастерье
Можно ли утверждать, что Мальцев как профессионал оказал положительное влияние на Костю?
Только пример бывшего бригадира заставил паренька “сдать экзамен на звание машиниста” и взяться за вождение пассажирских составов новой серии.
Мастер и подмастерье
Какой гораздо более важный экзамен выдержал Костя, общаясь с Мальцевым?
экзамен на звание Человека. История, происшедшая с Мальцевым, преподала ему главный жизненный урок, суть которого в том, что недопустимо быть равнодушным к судьбе ближнего, что нужно доверять людям.
Обыкновенное чудо
Именно такое “обыкновенное чудо” помогло Мальцеву вновь увидеть свет, обрести новое,
нравственное зрение.
Сострадание, умение вовремя протянуть руку помощи — зачастую мы упускаем из виду эти простые вещи. А ведь они способны по- истине творить чудеса.
Обыкновенное чудо
-Веди машину до конца, Александр Васильевич: ты видишь теперь весь свет!
Можно ли отнести эти слова Кости, обращенные к Мальцеву и к нему самому?
Костя помог возвратить зрение своему учителю, но он и сам научился, подобно Мальцеву, видеть весь свет. Так Платонов открывает формулу мастерства
Ученичество и учительство
Какие отношения сложились в конце рассказа между Александром Васильевичем и Костей?
Теперь уже рассказчик чувствует себя подле Мальцева большим и сильным. Ученичество органично перешло в учительство, духовное отцовство: “...мы вместе с ним просидели весь вечер и всю ночь. Я боялся оставить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил...”
«Прекрасный и яростный мир»
Что превращает окружающий нас «яростный» мир в мир «прекрасный»?
Чудо духовного единения людей. В момент прозрения произошло «второе рождение» Мальцева, которое фактически сотворил Костя, который волнуется за него «всем сердцем».
Такая любовь к ближнему открывает перед человеком возможность видеть «весь свет» и рождает в нем Мастера