Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Презентация "Рассказ А.Платонова "В прекрасном и яростном мире"

Презентация "Рассказ А.Платонова "В прекрасном и яростном мире"

Презентация "Рассказ А.Платонова "В прекрасном и яростном мире" - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Презентация "Рассказ А.Платонова "В прекрасном и яростном мире":
Cкачать презентацию: Презентация "Рассказ А.Платонова "В прекрасном и яростном мире"

Презентация для классов "Презентация "Рассказ А.Платонова "В прекрасном и яростном мире"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

Рассказ А.Платонова <br>«В прекрасном и яростном мире»<br>Автор -  Шаповалова О.В. , учитель русског
1 слайд

Рассказ А.Платонова
«В прекрасном и яростном мире»
Автор - Шаповалова О.В. , учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей № 18»
г. Сарапул, Удмуртская Республика

Роль подзаголовка <br>Рассказ имеет подзаголовок «Машинист Мальцев», указывающий на то, что в центре
2 слайд

Роль подзаголовка
Рассказ имеет подзаголовок «Машинист Мальцев», указывающий на то, что в центре авторского внимания находится изображение человеческой личности

Незаурядная личность <br>Расскажите о машинисте Мальцеве. <br>Что  делает Мальцева луч­шим машинисто
3 слайд

Незаурядная личность
Расскажите о машинисте Мальцеве.
Что делает Мальцева луч­шим машинистом?
От чьего имени ведется повествование? Как он характеризует Мальцева?
Он говорит о своём непосредственном начальнике как о личности незаурядной, видит в Мальцеве натуру талантливую, чело­века одарённого, творчески подходяще­го к работе. Согласны ли вы с Костей?

Профессиональное зрение <br>Каким зрением наделен Мальцев? С. 128<br>Профессиональное зрение машинис
4 слайд

Профессиональное зрение
Каким зрением наделен Мальцев? С. 128
Профессиональное зрение машиниста всеобъемлюще: оно обращено и внутрь паровозного механизма, и в то же вре­мя вбирает в себя окружающее про­странство,
словно стремясь распрост­ранить своё влияние мастера-владыки и на него

Поступь профессионала <br>Как Мальцев водил состав? с. 128<br>Твёрдая, уверенная поступь професси­он
5 слайд

Поступь профессионала
Как Мальцев водил состав? с. 128
Твёрдая, уверенная поступь професси­онала в значительной мере обеспечи­вает ту высокую марку качества, кото­рой отмечена работа Мальцева
Таковы профессиональные каче­ства героя. А что вы можете ска­зать о его взаимоотношениях с товарищами? Хотелось бы вам работать рядом с человеком, подобным Мальцеву?

Поступь профессионала <br> <br>С одной стороны,  как у высококвалифицированного специалиста, у Мальц
6 слайд

Поступь профессионала

С одной стороны, как у высококвалифицированного специалиста, у Мальцева хорошо бы перенять техническую грамотность, трудовой энтузиазм, ответственное отно­шение к своим обязанностям
С другой же стороны, не очень приятно, если тебе постоянно не дове­ряют, считают работником “второго сорта". Помощники у такого машинис­та практически лишены возможности профессионального роста

Поступь профессионала <br> <br>В отношении Мальцева к членам бри­гады отчётливо ощутимо недоверие. Д
7 слайд

Поступь профессионала

В отношении Мальцева к членам бри­гады отчётливо ощутимо недоверие. Докажите текстом.
Несмотря на то, что и помощник Костя, и смазчик-кочегар трудились “с полным усердием", Мальцев “постоянно перепроверял их работу.

Поступь профессионала <br> <br>В чем же причина «дублирующих» действий Мальцева?<br>Как бри­гадир, о
8 слайд

Поступь профессионала

В чем же причина «дублирующих» действий Мальцева?
Как бри­гадир, он несёт главную ответственность за возможные поломки в пути. Вдоба­вок он любит, действительно любит машину и
потому хочет собственноруч­но ощупать каждый винтик,
чтобы убе­диться в исправности механизма.

Поступь профессионала <br> <br> <br>У подобного поведения машиниста есть и оборотная сторона: налицо
9 слайд

Поступь профессионала


У подобного поведения машиниста есть и оборотная сторона: налицо некий про­фессиональный эгоизм, высокомерие по отношению к окружающим.
Чуть по­зднее рассказчик сделает довольно не­лицеприятные выводы о своём руково­дителе: “Позже я понял значение его грусти и причину его постоянного рав­нодушия к нам. Он чувствовал своё пре­восходство над нами, потому что пони­мал машину точнее, чем мы, и он не верил, что я или кто другой может на­учиться тайне его таланта, тайне видеть одновременно и попутного воробья, и сигнал впереди, ощущая в тот же мо­мент путь, вес состава и усилие маши­ны”.

«Человек в футляре» <br>Стремится ли Мальцев передать кому-нибудь свое мастерство?<br>«Он скучал от
10 слайд

«Человек в футляре»
Стремится ли Мальцев передать кому-нибудь свое мастерство?
«Он скучал от сво­его таланта,
как от одиночества...» — ре­зюмирует рассказчик. Перед нами «зам­кнутая» личность, своего рода «чело­век в футляре»

«Человек в футляре» <br>Что становится «футляром» для Мальцева?<br>«Футляром» в дан­ном случае стала
11 слайд

«Человек в футляре»
Что становится «футляром» для Мальцева?
«Футляром» в дан­ном случае стала идея фанатичной пре­данности своей работе; служение делу заслонило собой реальных, живых лю­дей — и радость мировосприятия исчез­ла, сменившись безразличием и скукой

Роковая случайность? <br> Основу фабулы рассказа состав­ляет трагическая история: лучший машинист де
12 слайд

Роковая случайность?
Основу фабулы рассказа состав­ляет трагическая история: лучший машинист депо попал под суд и ока­зался в тюрьме. Какое происшествие привело к такому исходу?
Случайно ли из тро­их героев рассказа, переживших ужас­ную грозу, ослеп именно Мальцев?

Тайны земного бытия <br>Факт ослепления главно­го героя в рамках общей нравственно­-философской конц
13 слайд

Тайны земного бытия
Факт ослепления главно­го героя в рамках общей нравственно­-философской концепции произведения далеко не случаен. Даже помощник Мальцева, не склонный, как кажется поначалу, к глубоким раздумьям над тайнами земного бытия, улавливает не­кую закономерность в том, что произош­ло с Мальцевым. с. 138

Гибельные силы <br>Рассказчик не может дать объясне­ния, почему “эти гибельные силы сокру­шают избра
14 слайд

Гибельные силы
Рассказчик не может дать объясне­ния, почему “эти гибельные силы сокру­шают избранных, возвышенных людей”.
А вы можете дать ответ на этот вопрос?

Неординарная личность <br>Личность неординар­ная, уверенная в себе, не испугается, не отступит перед
15 слайд

Неординарная личность
Личность неординар­ная, уверенная в себе, не испугается, не отступит перед лицом надвигающейся враждебной стихии и скорее предпоч­тёт погибнуть в великой сшибке с нею, нежели, изменив своим принципам, свер­нуть с избранного пути
Как изображена в рассказе “роковая” встре­ча главного героя с приближающимся атмосферным фронтом? с. 130

Борьба со стихией <br>Герой отваж­но устремился вперёд, будучи всецело охваченным азартом состязател
16 слайд

Борьба со стихией
Герой отваж­но устремился вперёд, будучи всецело охваченным азартом состязательной борьбы со стихией. В гордыне своей “ма­ленький” земной человек возвысился до того, что считает себя вправе если не повелевать природой, то по крайней мере “играть на равных” с нею.
Не за эту ли непомерную гордыню и был поражён Мальцев глубинными силами природы, наказан божественным провиденьем?

Зрячий слепец <br>Показателен в этом плане также эпизод, когда уже слепой, но всё ещё считаю­щий себ
17 слайд

Зрячий слепец
Показателен в этом плане также эпизод, когда уже слепой, но всё ещё считаю­щий себя зрячим (поскольку продолжал видеть мир в своём воображении) Маль­цев “на огромной скорости вёл курьерс­кий поезд в хвост товарному” составу. Почему такое могло произойти?
Привыкший безапелляционно доверять себе, собственному опыту, убеждённый в непреложности своего физического и профессионального зрения, машинист едва не стал виновником крупной же­лезнодорожной аварии

Зрячий слепец <br> <br>Эпизод этот глу­боко символичен. Мальцев потерял зре­ние, если судить с медиц
18 слайд

Зрячий слепец

Эпизод этот глу­боко символичен. Мальцев потерял зре­ние, если судить с медицинской точки зрения, под влиянием электромагнитной волны, но он давно ослеп нравственно, как может быть слеп человек, отъеди­нённый от других людей,
замкнувшийся в своём эгоистическом мировидении, в горделивой самонадеянности замыслив­ший встать “над” самой матушкой-природой

Зрячий слепец <br> <br>Как автор подчёркивает тупиковость, гибельность такого пути?<br>Слепец полага
19 слайд

Зрячий слепец

Как автор подчёркивает тупиковость, гибельность такого пути?
Слепец полага­ет, что приближается к искомой цели — заданному пункту назначения, на повер­ку же неотвратимо движется к катастро­фе

Зрячий слепец <br> <br>Характерно, что Мальцев упорно продолжает “слушать” только себя даже тогда, к
20 слайд

Зрячий слепец

Характерно, что Мальцев упорно продолжает “слушать” только себя даже тогда, когда помощник кричит ему, ука­зывая на предупредительные сигналы
Этот эпизод обрисован Платоновым как апогей са­мообольщения героя: “Я привык видеть свет, и я думал, что вижу его, а я видел его тогда только в своём уме, вообра­жении.
На самом деле я был слепой, но я этого не знал...»

Расследование  <br>Началось расследование. На героя обрушилась лавина враждебных обсто­ятельств иног
21 слайд

Расследование
Началось расследование. На героя обрушилась лавина враждебных обсто­ятельств иного свойства — социального. Как ведёт себя Мальцев во вре­мя следствия ?

«Может быть, у него были свои причины погибнуть» <br>Столь страшное обвинение так обес­куражило геро
22 слайд

«Может быть, у него были свои причины погибнуть»
Столь страшное обвинение так обес­куражило героя, что он почти не защи­щается. Приговор встречает смиренно.
Почему Мальцев избирает такую пассивную позицию?

«Может быть, у него были свои причины погибнуть»<br>Это результат духовной сломленности героя, не ве
23 слайд

«Может быть, у него были свои причины погибнуть»
Это результат духовной сломленности героя, не верящего в людское сопереживание, не ждущего поддержки от ближнего.

«Яростный» мир <br>Почему Платонов называет мир, в котором живёт человек, “яростным”?<br>В нём госпо
24 слайд

«Яростный» мир
Почему Платонов называет мир, в котором живёт человек, “яростным”?
В нём господствуют силы, враждебные человеку, не зависящие от его воли и сознания и порой не подда­ющиеся осмыслению. Опасности, вся­кого рода “недобрые” случайности под­стерегают человека на каждом шагу: и в мире “дикой” природы, и в цивилизо­ванном социуме.

«Яростный» мир <br> <br>Какой же должна быть позиция Homo sapiens в этом “яростном” мире? Следует “б
25 слайд

«Яростный» мир

Какой же должна быть позиция Homo sapiens в этом “яростном” мире? Следует “бороться и искать, найти и не сдаваться", несмотря на невзго­ды, или всё-таки лучше уступить обстоятельствам?

Жизненная позиция <br>“Жизнь — борьба, в борьбе —<br>счастье” (И.А. Гончаров); “Быть челове-<br>ком
26 слайд

Жизненная позиция
“Жизнь — борьба, в борьбе —
счастье” (И.А. Гончаров); “Быть челове-
ком — значит быть борцом” (И.-В. Гёте);
“Лишь тот достоин счастья и свободы,
кто каждый день идёт за них на бой”
(И.-В. Гёте); “Человек должен бороть-
ся за свою жизнь и защищать её, пока
хватит сил” (Ч.Диккенс); “...люблю лю-
дей активных, которые желают проти-
виться злу жизни всеми способами”
(М.Горький)
Прочитайте высказывания вели­ких писателей и мыслителей прошло­го. Какой, по их мнению, должна быть жизненная позиция человека?

Жизненная позиция <br> <br>Большинство мыслителей прошлого воспевали творческую активность челове­ка
27 слайд

Жизненная позиция

Большинство мыслителей прошлого воспевали творческую активность челове­ка, восторгались борцами, не склонившими головы перед жизненными обсто­ятельствами. Приспособленцы и трусы, пасовавшие перед опасностью, всегда вызывали презрение.
А какова позиция Платонова?
От­ветом на указанный вопрос являет­ся в произведении образ повествова­теля. Докажите это

Схватка с «роковыми» силами <br>Константин, от лица которого ведёт­ся повествование, по его собствен
28 слайд

Схватка с «роковыми» силами
Константин, от лица которого ведёт­ся повествование, по его собственным словам, “не был другом Мальцева”, но не оставил товарища в беде, а сме­ло ринулся в схватку с “роковыми” силами, разрушившими здоровье Мальце­ва и исторгнувшими его из трудового коллектива. “Но я хотел защитить его от горя судьбы…» с. 138
?

Единое целое <br>Слепой мастер и зрячий подмастерье совместно управляют поездом как единое целое. Со
29 слайд

Единое целое
Слепой мастер и зрячий подмастерье совместно управляют поездом как единое целое. Соприкасающиеся в работе руки Мальцева и Кости соединяют талант мастера видеть дорогу с непоколебимым решением ученика защитить учителя от враждебных и губительных сил.
На последнем перегоне происходит их прорыв сквозь внешнее зло к свету: один обретает зрение.

Схватка с «роковыми» силами <br> <br>“Я чувствовал свою особенность че­ловека” — за этой фразой обыч
30 слайд

Схватка с «роковыми» силами

“Я чувствовал свою особенность че­ловека” — за этой фразой обычного рабочего паренька стоит высшая муд­рость постижения родовой сущности Человека, величия и значительности его миссии во Вселенной.

Схватка с «роковыми» силами <br> <br>Рассказчик решил “воспроти­виться” всем стихиям “яростного” мир
31 слайд

Схватка с «роковыми» силами

Рассказчик решил “воспроти­виться” всем стихиям “яростного” мира. Добиться судебной справедливости ока­залось не так уж трудно. Мальцева оправдали. Но теперь, он калека, лишённый радости исполнять любимую работу. Удастся ли победить слепые, неведомые силы, обрёкшие че­ловека на “безжизненную участь”?
Прочтите по ролям финальную сцену рассказа.

«ощущение машины было блаженством» <br>Почему рассказчик взял Мальце­ва с собой на паровоз?  <br>Рас
32 слайд

«ощущение машины было блаженством»
Почему рассказчик взял Мальце­ва с собой на паровоз?
Рассказчику нестерпимо жаль инвали­да, который ежедневно приходит на платформу, чтобы жадно вдохнуть за­пах “гари и смазочного масла”.
Почему Костя доверил слепо­му машинисту управление паровозом?
Он понимал: для Мальцева “ощу­щение машины было блаженством”, которое хоть на мгновение помогло ему “забыть своё горе слепца”

«ощущение машины было блаженством» <br> <br>Но только ли жалость подвигла рассказчика на такой риско
33 слайд

«ощущение машины было блаженством»

Но только ли жалость подвигла рассказчика на такой рискованный шаг?
Рассказчик надеялся на невозмож­ное, на... чудо. И чудо не могло не свер­шиться. Героям удалось-таки победить неведомую “яростную” стихию, неког­да лишившую Мальцева зрения

Мастер и подмастерье <br>Почему в финале произведения рассказчик называет Мальцева своим учителем, в
34 слайд

Мастер и подмастерье
Почему в финале произведения рассказчик называет Мальцева своим учителем, ведь не так давно он подчёркивал: “Я не был другом Мальцева, и он всегда относился ко мне без внимания и заботы»?
За то время, в течение которого пришлось воевать за Мальцева, он стал духовно близок рассказчику

Мастер и подмастерье <br> <br>Можно ли утверждать, что Мальцев как профессионал оказал положительное
35 слайд

Мастер и подмастерье

Можно ли утверждать, что Мальцев как профессионал оказал положительное влияние на Костю?
Только пример бывшего бригадира заставил паренька “сдать экзамен на звание машиниста” и взяться за вожде­ние пассажирских составов новой серии.

Мастер и подмастерье <br> <br>Какой гораздо более важный экзамен выдержал Костя, общаясь с Мальцевым
36 слайд

Мастер и подмастерье

Какой гораздо более важный экзамен выдержал Костя, общаясь с Мальцевым?
экзамен на звание Человека. История, происшедшая с Мальцевым, преподала ему главный жизненный урок, суть ко­торого в том, что недопустимо быть равнодушным к судьбе ближнего, что нужно доверять людям.

Обыкновенное чудо <br>Именно такое “обыкновенное чудо” помогло Мальце­ву вновь увидеть свет, обрести
37 слайд

Обыкновенное чудо
Именно такое “обыкновенное чудо” помогло Мальце­ву вновь увидеть свет, обрести новое,
нравственное зрение.
Сострадание, умение вовремя протянуть руку помо­щи — зачастую мы упускаем из виду эти простые вещи. А ведь они способны по- истине творить чудеса.

Обыкновенное чудо <br> <br>-Веди машину до конца, Александр Васильевич: ты видишь теперь весь свет!<
38 слайд

Обыкновенное чудо

-Веди машину до конца, Александр Васильевич: ты видишь теперь весь свет!

Можно ли отнести эти слова Кости, обращенные к Мальцеву и к нему самому?
Костя помог возвратить зрение своему учителю, но он и сам научился, подобно Мальцеву, видеть весь свет. Так Платонов открывает формулу мастерства

Ученичество и учительство <br>Какие отношения сложились в конце рассказа между Александром Васильеви
39 слайд

Ученичество и учительство
Какие отношения сложились в конце рассказа между Александром Васильевичем и Костей?
Теперь уже рас­сказчик чувствует себя подле Мальцева большим и сильным. Ученичество орга­нично перешло в учительство, духовное отцовство: “...мы вместе с ним просиде­ли весь вечер и всю ночь. Я боялся ос­тавить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил...”

«Прекрасный и яростный мир» <br>Что превращает окружающий нас «яростный» мир в мир «прекрасный»?<br>
40 слайд

«Прекрасный и яростный мир»
Что превращает окружающий нас «яростный» мир в мир «прекрасный»?
Чудо духовного еди­нения людей. В момент прозрения произошло «второе рождение» Мальцева, которое фактически сотворил Костя, который волнуется за него «всем сердцем».
Такая любовь к ближнему открывает перед человеком возможность видеть «весь свет» и рождает в нем Мастера

Отзывы на uchebniki.org.ua "Презентация "Рассказ А.Платонова "В прекрасном и яростном мире"" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация