Основные аспекты экологического образования
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 30
Презентация для классов "Основные аспекты экологического образования" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Задачи экологического образования в детском саду
1.Развитие у детей элементов экологического сознания, которое определяется содержанием и характером (степенью сложности) экологических знаний об устройстве мира природы, месте в нем человека, сущности жизни, пониманием ведущих взаимосвязей в мире.
2.Развитие у детей навыков экологически ориентированной деятельности с объектами ближайшего природного окружения, экологически грамотного поведения в быту и в природе
3.Развитие положительного опыта эмоционально-чувственного восприятия природы, эстетического видения ее
4.Развитие осознанного отношения к природе на основе присвоения личностно-значимых экологических ценностей.
Экологическое образование в образовательных областях
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Экологическое образование в образовательных областях
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Экологическое образование в образовательных областях
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитикосинтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Экологическое образование в образовательных областях
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
Виды экологически ориентированной деятельности детей:
ценностно-ориентационная, направленная на приобретение опыта ценностных ориентации и оценочных суждений (сравнение эстетических и гигиенических качеств естественной и преобразованной природной среды, критическая оценка состояния окружающей среды; обсуждение последствий деятельности человека, возможных вариантов использования природы для удовлетворения индивидуальных или общественных потребностей; соотнесение местных проблем охраны природной среды с глобальными, выбор решения из возможных альтернатив и соблюдение этических и правовых норм поведения, пропаганда природоохранных знаний и т.д. Технологии обучения предполагают практические работы непосредственно в самой природе и нацелены на овладение умениями, связанными с оценкой состояния окружающих объектов, принятием правильных решений по их улучшению (например, найти в своем микрорайоне и зарисовать образцы положительного и отрицательного воздействия людей на природу );
Виды экологически ориентированной деятельности детей:
практическая, направленная на формирование практических умений (труд в природе, природопользование, охрана природы, инвентаризация охраняемых природных объектов, составление необходимой документации, защита природных объектов от разрушения, сохранение редких и уникальных объектов природы, уход за ландшафтом, улучшение природного окружения, др.).
Виды экологически ориентированной деятельности детей:
Художественно-эстетическая деятельность заключается в восприятии эстетических свойств объектов природы и произведений искусства, отражающих ее, а также в создании художественных образов, связанных с репрезентацией мира природы и отношения к нему. Разнообразны и формы художественного творчества дошкольников: выполнение рисунков и плакатов, лепка, конструирование поделок из природного материала, сочинительство и др. технологии эстетического освоения мира природы
Изобразительное творчество, связанное с изображением природных объектов, актуализирует ассоциации, размышления о гармонии, совершенстве мира природы, его хрупкости и уязвимости. В процессе рисования пейзажа, растения или животного органично постигаются цвета, формы, пропорции, размеры, симметрия, открывается особенное сочетание качеств, которые делают природу уникальной.
Литературное творчество связано с сочинением стишков, рассказов, сказок и может быть посвящено конкретным растениям или животным, временам года, ландшафтам.
Углублять свое эстетическое освоение природы можно также с помощью музыки, пластики, различных видов декоративно-прикладного искусства (орнамент, вышивка, аппликация, керамика и др.).
Виды экологически ориентированной деятельности детей:
Коммуникативная деятельность опосредуется другими видами деятельности и ими же порождается. Общаясь с миром природы, ребенок испытывает потребность высказаться, выразить свои ощущения, мысли в словесной форме. Такая возможность представляется в свободном общении детей в повседневной жизни или в малых группах на занятиях и экскурсиях.
Формы организации работы по экологическому образованию в детском саду
В соответствии с ФГОС воспитательно-образовательный процесс может быть условно подразделен на:
• непосредственно образовательную деятельность (НОД), осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения);
• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
• самостоятельную деятельность детей.
Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми.
В программе «От рождения до школы»
(под ред. Н. Е. Вераксы; Т. С. Комаровой )
в разделе непосредственно образовательная работа предлагается использовать следующие формы работы :
• игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;
• просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
• чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
•создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально- нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
•наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
•изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования.
Формы работы
проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;
оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно- прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.;
тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;
викторины, сочинение загадок;
инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности; и т.д.
Проектная деятельность
С помощью метода проектов наиболее успешно реализовываются принципы дошкольного образования, отражённые в ФГОС ДО, такие как
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество Организации с семьёй;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Целевые ориентации игровых технологий
Дидактические: расширение кругозора,
познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества,
коллективизма, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция .
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
Игры «Перевертыши»
цель ее научить детей подбору для выявленного свойства противоположные оценочные суждения. Ведущий, начиная игру, называет какое-либо явление и дает ему оценку с позиции «хорошо-плохо», дети доказывают, почему это хорошо или плохо. Оценочное суждение «хорошо – плохо» меняется по очереди. Диалог может быть построен следующим образом:
- Сегодня идет сильный дождь – это плохо, почему?
- Мы не пойдем гулять!
- Мы не пойдем гулять. Это хорошо, почему?
- Будем читать книжки!
- Будем читать книжки. Это плохо, почему? И т.д.
дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре роль руководителя (экскурсовода, начальника экспедиции, заведующего фермой), которые выполняет воспитатель.
Именно через него дети знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней
Игры-путешествия
Игры на разрешение противоречий
«Как можно перенести воду в решете?». Воспитатель формирует противоречие; вода должна быть в решете, чтобы ее перенести и воды не должно быть, так как в решете ее не перенести – вытечет. Разрешается противоречие изменением агрегатного состояния вещества – воды. Вода будет в решете в измененном виде (лед) и ее не будет, т. к. лед это не вода. Решение задачи – перенести в решете воду в виде льда.
Игра «Узнай по объявлениям» знакомит с особенностями животных и птиц (внешний вид, поведение, среда обитания), развивает логическое мышление. Дети внимательно слушают объявление, и отгадывают о ком идёт речь (животное или птица). Примеры объявлений:
1. Приходите ко мне в гости! Адреса не имею. Свой домик ношу всегда на себе.
2. Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне.
5. Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с мёдом.
7. Что-то очень скучно стало одному выть на луну. Кто составит мне компанию?
8. Тому, кто найдёт мой хвост! Оставьте его себе на память. Я успешно ращу новый!
12. Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов! Материнских чувств никогда не испытывала и испытывать не буду. Желаю счастья в личной жизни. Ку-ку!
Игры-ребусы
Метод Кейс-технология»
Это разбор ситуации или конкретного случая, деловая игра. Главное ее предназначение – развивать способность анализировать различные проблемы и находить их решение, а также умение работать с информацией. Кейс-технологии развивают коммуникативные компетенции в тех образовательных областях, где нет однозначного ответа на поставленный вопрос, а есть несколько ответов, и нужно найти правильный ответ, аргументируя свои доводы.. Например, кейс-фото или кейс-иллюстрация «Правильно ли ведет себя ребенок в природе?»
Деловая игра «Что будет, если …?»
помогает узнать, что надо делать для того, чтобы беречь, сохранять и приумножать природу, развивает умения делать выводы и умозаключения. Например: что будет, если в реку один мальчик бросит банку из-под лимонада? А два? А три? А много мальчиков? Что будет, если в выходной из леса одна семья привезёт охапку первоцветов? Две семьи? Пять? Что будет, если у одного водителя машина выбрасывает много выхлопных газов? Три машины? Половина водителей города? Что будет если не потушить костер в лесу?
Деловая игра «Береги природу»
На столе или фланелеграфе располагаются картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воды и т.д. Педагог убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта.
Например: убираем птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.
ИГРОВЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ СИТУАЦИИ (ИОС)
Игровые обучающие ситуации (ИОС) со сказочными героями: «Буратино беседует с детьми о деревьях», «Вини – Пух идет на луг за медом», «Незнайка знакомится с комнатными растениями», «Айболит осматривает комнатные растения», « «Чиполлино проводит опыты с луком». Игровые обучающие ситуации типа путешествий также пробуждают познавательный интерес к природе. Путешествия это собирательное название различного рода игр в посещение, поездки, походы. Посещая интересные места- леса, зоопарка, музеи, фермы, дети в игровой форме получают новые знания о природе.
Модель «Экологическое воспитание дошкольников»
Ознакомление детей
с природой
Организация и проведение выставок, смотров, конкурсов
Трудовая деятельность
в природе
Создание условий для работы по экологическому воспитанию, оборудование уголков природы в группах, оснащение предметами для ухода за растениями
Наблюдение за живыми объектами и сезонными явлениями природы
-целевые прогулки
-экскурсии
-работа с календарями природы, зарисовки
Создание фонда методического и наглядно – иллюстративного материала, выставка книг природоведческого содержания, оформление материала по экологическому воспитанию для родителей
Связь с воспитательно – образовательным процессом, экологические досуги,, музыкальные праздники, викторины на экологическую тематику, конструирование из природного материала
Экологическое
воспитание
дошкольников
Макет «Совместная деятельность воспитателя и детей»
Диагностика экологической воспитанности детей
Сюжетно-ролевые и д/игры
Целевые прогулки в природу
Наблюдение в уголке природы
Работа с моделями
Изобразительная деятельность
по экологической тематике
Просмотр фильмов
о природе
Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность
Создание книг-самоделок
Чтение детской художественной литературы
Экологические досуги
и праздники
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе
Труд в мини-центре природы
и на участке
Беседы с детьми
на экологические темы
Работа с календарем природы
Сбор коллекций семян, камней, ракушек
Совместная деятельность воспитателя и детей
Модель «Экологическое просвещение родителей»
Познавательный блок
Окружающая среда и здоровье ребенка
Состояние окружающей среды в собственном микрорайоне, городе
Пути решения этих проблем
Развитие ребенка через знакомство с окружающим миром
Методики ознакомления ребенка с окружающим миром
Деятельностный блок
Участие в природоохранных акциях совместно с детьми
Участие в экологических праздниках, экскурсиях, походах
Выращивание растений
Чтение совместно с детьми литературы
Нормативный блок
Знание правил поведения во время отдыха на природе, правил экологической безопасности и норм поведения в экспериментальных ситуациях
Выбор экологически безопасных участков для прогулок с детьми, занятий спортом, огородов, дач
Ценностный блок
Природа как универсальная ценность для человека
Значение природы в жизни человека
Здоровье ребенка и природа
Человек – часть природы
Формирование разумных потребностей