«Влияние речевых нарушений на успешность обучения учащихся в школе»
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 39
Презентация для классов "«Влияние речевых нарушений на успешность обучения учащихся в школе»" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Нарушения устной и письменной речи у школьников
Нарушение процессов письма
Нарушение процессов чтения
Дизартрия
Дислалия
ДИСЛАЛИЯ
нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата.
Функциональная
Неблагоприятные речевые условия в семье;
Частые соматические заболевания.
Механическая
Нарушение прикуса;
Укороченная уздечка;
Неправильное строение мягкого и твердого неба;
Патологические изменения величины и формы языка
ДИЗАРТРИЯ
Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное нарушением иннервации речевой мускулатуры, вследствие органического поражения центральной нервной системы.
Причины:
Внутриутробные инфекции, патология беременности;
Затяжные или стремительные роды;
Инфекционные заболевания во время первого года жизни.
Характерно:
Ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры;
Нечеткое, смазанное звукопроизношение
Тихий – резкий голос;
Ускоренный-замедленный темп речи;
Пониженное внимание, быстрая утомляемость;
Нарушенная мелкая и общая моторика.
Что можно увидеть в ребенке?
Плохо едят;
Недостаточно сформированы культурно-гигиенические навыки;
Не любят застегивать пуговицы, шнуровать ботинки.
Испытывают затруднения в изобразительной деятельности;
Не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш, ручку, кисточку;
Затруднения при выполнении физических упражнений и танцев.
Нарушение процессов «зашифровки»
устной речи в буквенные символы
Нарушение процессов «расшифровки»
Письмо
Дисграфия
Чтение
Дислексия
Нарушение письменной речи
ДИСГРАФИЯ
частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Для детей с дисграфией характерно наличие особого слуха.
Ребёнок с нормой- «Я видел на зелёной лужайке ежика».
Ребёнок с нарушенным фонематическим слухом-
«Я вител на селеной рушайке ёшига».
Примеры ошибок при дисграфии:
Ошибки звукового анализа
Пропуск гласных (МОЛКО);
Перестановка букв (СОКАБА);
Добавление лишней буквы (ДРУЖНО-ДУРУЖНО)
2. Ошибки фонематического восприятия
Путают парные согласные ( не ЖУК, а ШУК);
Путают свистящие-шипящие (не ЖАБА, а ЗАБА);
Путают заднеязычные (не ХВОСТ, а КВОСТ);
Путают сонорные (не РУЧКА, а ЛУЧКА).
Примеры ошибок при дисграфии:
3. Ошибки на уровне слов
Слитное написание слов ( УДОМА КОШКА);
Смещение границы слов ( У ДО МАКОШКА);
Ошибки при словообразовании (РУКА - РУКИЩА)
4. Ошибки на уровне предложений
Ошибки при согласовании слов в предложении (БОЛЬШАЯ БЕЛОЕ ПЯТНО).
Употреблении предлогов.
ДИСЛЕКСИЯ
Это стойкое нарушения процессов чтения у детей. Для детей с дислексией характерно особое зрение.
Примеры ошибок при чтении:
Пропуски или добавление ненужных звуков ;
Искажение звучания слов;
Замена звуков близких по звучанию;
Перестановка букв в словах;
Пропуск начальных слогов слов;
Как следствие, низкая скорость чтения.
Мальчики страдают в три-четыре раза чаще;
Есть генетическая предрасположенность;
Проявляется ко второму классу.
Что же делать учителю?
Обратиться к школьному логопеду, психологу ;
Пригласить специалистов на урок;
Посоветовать родителям обратиться к школьному логопеду;
С согласия родителей логопед проводит более подробную диагностику;
По результатам диагностики учителю могут быть предложены рекомендации по работе с ребенком;
Родителям предлагается консультационная помощь и выстраивается план дальнейшей коррекционной работы;
ВАЖНО: для обращения за логопедической помощью
НЕТ ВОЗРАСТНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ!
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Детям и взрослым с дислексией трудно читать текст, выровненный по ширине. Чтобы сделать текст более доступным для понимания, выравнивайте его не по ширине, а по левому краю;
Человеку с дислексией намного проще прочитать текст, написанный простым и равномерным шрифтом без засечек, вроде Arial, Tahoma, Helvetica, Geneva, Verdana, Century-Gothic и Trebuchet. Не используйте шрифт с засечками (например, Times New Roman);
РЕКОМЕНДАЦИИ:
Не используйте курсив для выделения информации. Вместо этого делайте акцент на каком-то одном моменте, выделяя его жирным шрифтом;
Не делайте фон зеленым, красным или розовым, так как детям с дислексией намного труднее читать текст на таком фоне. Темный текст на светлом фоне намного легче читать.