Мастер-класс по формированию функциональной грамотности
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 50
Презентация для классов "Мастер-класс по формированию функциональной грамотности" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Мастер-класс
«Использование информационных и цифровых технологий на уроках как средство формирования функциональной грамотности».
Коломыц Нина Геннадьевна
учитель биологии и химии
ГКОУ КШИ «Туапсинский морской кадетский корпус»
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен
использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
А.А. Леонтьев
Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями.
Компетенции ЕНГ в связке формируются при изучении всех предметов естественно-научного цикла!
А так же полностью пересекаются с требованиями ФГОС к предметным, метапредметным и личностным результатам.
Компетенции
Научно объяснять явления
Понимать основные особенности естественно-научного исследования
Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов
Компетенция: «Научное объяснение явлений».
В основе развития компетенции «Научное объяснение явлений» лежат знания о научных методах исследования, о приборах и инструментах, используемых в наблюдениях и экспериментальных работах.
Компетенция: «Понимание особенностей естественно-научного исследования».
В основе развития компетенции «Понимание особенностей естественно-научного исследования» лежат знания о структуре этого исследования.
Лишайники на стволах деревьев не редкость. Они используют дерево просто как место поселения, т.е. это «квартиранты». А вот в больших городах на деревьях лишайников не
встретишь.
Развитие компетенции: «Понимание особенностей естественно-научного исследования».
Задание: Предложите свои гипотезы, объясняющие данное явление.
Компетенция: «Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов».
Развитие компетенции: «Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов».
У органов цветкового растения идет спор.
Стебель говорит: «Я такой важный, такой крепкий, удерживаю такую большую тяжесть и выношу листья, цветки, плоды к свету, к теплу, к солнцу». Лист утверждает: «А мы тоже бываем очень большими. Например, у монстеры только листовая пластинка достигает более метра длиной. Кроме того, я синтезирую органические вещества для всех органов, да и другие роли выполняю». «А мы, - говорит корень, - даже у маленьких растений бываем очень большими. Вон у свеклы, где тебя, стебель, и не сыщешь, я достигаю двух метров в длину и «хожу по воду».
«Нет ничего лучше и полезнее меня, - говорит цветок, - ведь только из меня образуется плод, а он так нужен всем!».
А плод говорит: «А я…, а я…». Словом тоже стал утверждать свое превосходство.
Как Вы думаете, какой орган самый важный? Ответ обоснуйте.
Рефлексия.
Было интересно, со всем справился.
Было интересно, но возникали затруднения.
Было неинтересно, с заданиями не справился.
В своей работе я использую как задания, направленные на формирование теоретической базы знаний, так и практико-ориентированные задания, которые развивают естественно-научную грамотность у обучающихся. Сочетание разных типов заданий во время учебного процесса повышает качество обучения и способствует развитию любознательности и интереса к предмету.
В 2020-2021 учебном году обучающийся 10 «А» класса Мосейко Артем стал призером краевой конференции «На перекрестке наук» среди обучающихся кадетских корпусов с проектом «Бактериологический мир кадетского корпуса».
В 2022-2023 учебном году обучающийся 10 «А» класса Судин Даниил Жан Жуль стал победителем муниципального этапа Всероссийской олимпиады по экологии.
Полезные ссылки:
Материалы по естественнонаучной грамотности:
http://www.centeroko.ru/pisa18/pisa2018_sl.html
Открытый банк заданий ФИПИ по естественнонаучной грамотности:
http://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoygramotnosti
РЭШ. Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности:
https://resh.edu.ru/
Сдам ГИА. Решу ВПР:
https://vpr.sdamgia.ru/