Опыт по формированию функциональной грамотности на уроках физической культуры
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 121
Презентация для классов "Опыт по формированию функциональной грамотности на уроках физической культуры" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Проектировочная сессия ММО
учителей физической культуры
Единая методическая тема
«ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»
По каким признакам мы можем заключить: этот человек функционально грамотный?
Что такое функциональная грамотность школьника?
Актуализация понятия «функциональная грамотность»
Ответы записать: …
Обсудить в группе:…
Высказывания от групп: …
Алексей Алексеевич Леонтьев,
ведущий российский психолог и лингвист, академик РАО
«Функционально грамотный человек— это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
«Функционально грамотная личность» это человек, думающий и действующий с высокой степенью самостоятельности и ответственности, умеющий добывать нужные ему знания, способный свободно использовать их для решения жизненно необходимых задач.
Функциональная грамотность связана с готовностью:
- добывать знания;
- применять знания и умения;
- оценивать знания и умения;
- осуществлять саморазвитие.
Российский педагог, член-корреспондент РАО
Наталья Федоровна Виноградова
«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности. Ребенок должен обладать:
– готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
– возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи, конструировать алгоритмы осуществления деятельности;
– способностью строить социальные отношения в соответствии с нравственными нормами;
– совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию и духовному развитию…»
ФГОС НОО 2021, п. 34.2. / ФГОС ООО 2021, п. 35.2.
В целях обеспечения реализации программы НОО/ООО в организации должны создаваться условия для:
достижения планируемых результатов НОО/ООО;
формирования функциональной грамотности обучающихся …
ФГОС НОО 2021, п. 34.2. / ФГОС ООО 2021, п. 35.2.
Функциональная грамотность обучающихся – это способность решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности.
Включает овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию./ дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
20% детей до 15 лет не достигают пороговых значений функциональной грамотности, это результаты как российских, так и международных исследований.
Какие виды функциональной грамотности сложнее всего формировать у обучающихся на уроках по ФК?
Почему?
Подумайте
Запишите
Обсудите с коллегами
ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Со снежной горки на одинаковых санках съезжают два человека разной массы. Какой съедет быстрее, и у кого будет больше ускорение? Если не одинаково, то почему?
ЛЫЖНИК НА ПОДЪЕМЕ
Чем круче подъем, тем меньше сила трения. При определенной крутизне лыжник вообще переходит на ступающий шаг. Поэтому с уменьшением силы трения лыж прочность сцепления лыж со снегом уменьшается и лыжнику становится труднее отталкиваться ногами. Поэтому он укорачивает шаг, отталкивается ногой под большим углом и энергичнее работает руками.(Без знания силы трения мы не сможем подняться на гору) (естественнонаучная грамотность)
Естественнонаучная грамотность на уроках физической культуры
Отсутствие разминки и должной подготовки, неадекватная нагрузка. Когда организм находится в покое, активной циркуляции крови не происходит. Часть резервных запасов крови расположена в грудной клетке, брюшине, в том числе в печени и селезенке. Во время бега нагрузка повышается и резерв идет в оборот, чтобы обеспечить кровью активно работающую мускулатуру.
Без анатомических знаний не поймем причину боли в боку(левом или правом)
Актуализируем познавательные процессы
Волейбол
Подача пранер и подача с вращением Принципиальные различия с точки зрения физики?
Предлагается вместе с учениками понять это
Движение мяча
Рис. 1
При свободном полете перед мячом образуется своеобразная подушка более плотного воздуха, а за мячом — разреженное пространство (Рис.1).
Рис.2
Рис.3
Если шар не вращается, то воздух обтекает его симметрично. Струйки воздуха 1 и 2 обходят его сверху, а 3 и 4 – снизу. Аэродинамическая сила направлена вдоль потока воздуха
При описании модели полёта мяча используются понятия, величины и законы механики. Образ реального объекта или процесса, описанный на языке теории, называется теоретической моделью. При создании модели мы используем только существенные свойства объекта (наличие массы и действие на неё с силой со стороны Земли).
Соотнесение результатов анализа теоретических моделей с результатами экспериментального исследования соответствующих процессов показывает, что эту систему отбора проходит только та теоретическая модель, которая правильно отображает существенные особенности изучаемого процесса.
При решении системы уравнений можно рассчитать место, куда должен упасть мяч, форму траектории, максимальную высоту подъёма и т д. Если наша теоретическая модель достаточно точно отображает все существенные свойства полёта мяча, то параметры расчёта должны соответствовать действительности.
Сила тяжести влияет на движение брошенных тел, вызывая искривление траектории и их падение на землю. Наука, изучающая движение брошенных тел, называется баллистикой (гр. слово “балло” – бросать). Основная задача баллистики – рассчитать форму траектории, наибольшую высоту подъёма, время и дальность полёта брошенного тела. Величины, от которых зависит траектория движения тела, на практике не являются постоянными. Если даже не менять угол прицеливания, траектории движения снарядов (мячей и др.) получаются различными; мячи, пули, снаряды, не попадают в одну точку, а разбрасываются по некоторой площади. Это явление называется рассеиванием снарядов. Баллистика изучает законы рассеивания. Это помогает уменьшить его и определить условия, при которых с помощью минимального числа бросков можно попасть в цель.
Метод «Крышечки»
Учащиеся собирают рассыпаные в конце зала крышки и приносят их к себе в «дом»
Тест Купера- по залу ученики пробегают 12 минут и подсчитывают количество кругов,вычисляют периметр спортивного зала и преодоленное расстояние,пульс
Главная задача урока физической культуры – обеспечить максимальную двигательную активность детей в процессе занятия. Но вместе с тем, формирование системы знаний о физической культуре и жизненно важных двигательных умений и навыков имеет немаловажное значение.
Читательская грамотность
Подготовка докладов,рефератов ,выступление с докладом перед классом (5-7 минут) Чтение правил по определенному виду спорта.
Кувырок вперед перекатом назад в стойку на лопатки . Из упора присев ,наклоняя голову вперед, переворачиваясь через голову, сделать перекат на шею и лопатки взять группировку ,принять упор присев далее , перекат назад лежа на спине, выпрямляя ноги, поднять их вверх, руками опереться в поясницу, удерживать туловище в вертикальном положении. Акробатические упражнения(На отдельных карточках расписать этапы выполнения акробатического соединения,нужно расположить в правильной последовательности