Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для обучающихся медицинских техникумов и колледжей По теме: «Медикаментозное лечение в сестринской практике» Часть 1

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для обучающихся медицинских техникумов и колледжей По теме: «Медикаментозное лечение в сестринской практике» Часть 1

ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для обучающихся медицинских техникумов и колледжей По теме: «Медикаментозное лечение в сестринской практике» Часть 1 - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для обучающихся медицинских техникумов и колледжей По теме: «Медикаментозное лечение в сестринской практике» Часть 1:
Cкачать презентацию: ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для обучающихся медицинских техникумов и колледжей По теме: «Медикаментозное лечение в сестринской практике» Часть 1

Презентация для классов "ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для обучающихся медицинских техникумов и колледжей По теме: «Медикаментозное лечение в сестринской практике» Часть 1" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

<br><br><br><br>ГБПОУ «Саткинский медицинский колледж» <br>ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ<
1 слайд





ГБПОУ «Саткинский медицинский колледж» 
ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
для обучающихся медицинских техникумов и колледжей

По теме: «Медикаментозное лечение
в сестринской практике»
Часть 1

ПМ.04. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих
ПМ.07. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих (младшая медицинская сестра)
МДК. 04(07).03. Технология оказания медицинских услуг
Специальности: 31.02.01«Лечебное дело»
34.02.01 «Сестринское дело»

Сатка 2023

2 слайд

Пояснительная записка<br>       <br>      Данный материал предлагается студентам 2 курса отделений «
3 слайд

Пояснительная записка

Данный материал предлагается студентам 2 курса отделений «Cестринского дела» и 1 курса «Лечебного дела» для самостоятельной подготовки к практическим занятиям по теме : «Медикаментозное лечение в сестринской практике»
Одним из важных терапевтических мероприятий является медикаментозное лечение. Медсестра должна уметь правильно выписывать медикаменты, необходимые для работы в данном отделении, хранить их, обеспечивать своевременную раздачу лекарств пациентам, знать методы их введения.
Целесообразность выпуска данного пособия обусловлена изложением в доступной для Вас форме ряда вопросов, не нашедших соответствующего отражения на теоретическом занятии.

Цели занятия<br>1. Дидактические цели:<br> углубление и систематизация теоретического материала по р
4 слайд

Цели занятия
1. Дидактические цели:
углубление и систематизация теоретического материала по разделу;
выработка навыков самостоятельной работы с оборудованием, наглядными средствами обучения и дидактическими средствами;
продолжить формирование общих и профессиональных компетенций студентов в соответствии с требованиями ФГОС.
2. Развивающие цели:
развитие умения оперировать знаниями и делать самостоятельные выводы;
активизация познавательного интереса студентов;
развитие памяти и логического мышления.
3. Воспитательные цели:
воспитание стремления к получению глубоких знаний;
привитие интереса к предмету и повышение мотивации к его изучению;
воспитание чувства ответственности за результаты обучения;
воспитание культуры речи и культуры поведения.

Методические указания <br><br>     Уважаемые студенты, Вам предлагается изучение темы «Медикаментозн
5 слайд

Методические указания

Уважаемые студенты, Вам предлагается изучение темы «Медикаментозное лечение в сестринской практике».
После изучения темы, Вам рекомендуется ответить на вопросы для самоконтроля. Если вы затрудняетесь с ответом на данные вопросы, следует вернуться повторно к изучению материала.
При повторном изучении постарайтесь найти в изложенном материале ответы на вопросы.
В конце методического пособия представлены тестовые задания по теме для самоконтроля.
Если Вы испытываете трудности при выполнении задания, то вернитесь к изучению материала.

Студент должен знать:<br>■   правила выписывания и получения лекарственных средств от­делениями ЛПУ;
6 слайд

Студент должен знать:
■ правила выписывания и получения лекарственных средств от­делениями ЛПУ;
■ требования к хранению лекарственных средств в отделении;
■ пути и способы введения лекарственных средств в организм;
■ правила раздачи лекарственных средств.
Студент должен уметь:
■ осуществить выборку назначений из листа назначения;
■ раздать лекарственные средства для энтерального применения;
■ обучить пациента правилам приема различных лекарственных средств;
■ ввести ректальные суппозитории;
■ применить лекарственные средства на кожу;
■ закапать капли и закладывать мази в глаза, нос, ухо;
■ применить лекарственные средства ингаляционным способом.

1 Фармакотерапия<br>2 Правила выписки и хранения лекарственных средств <br>3 Последовательность дейс
7 слайд

1 Фармакотерапия
2 Правила выписки и хранения лекарственных средств
3 Последовательность действий при раздаче ЛС
4 пути введения лекарственных веществ в организм
а) Энтеральный- через пищеварительный тракт
б) Парентеральный- минуя пищеварительный тракт
в) Наружно-местное воздействие
5 Контрольные вопросы
6ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
7 ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ

Фармакотерапия- использование лекарственных препаратов в лечебных целях<br><br>К лекарственным средс
8 слайд

Фармакотерапия- использование лекарственных препаратов в лечебных целях

К лекарственным средствам относят различные химические соединения естественного и искусственного происхождения, применяемые для диагностики, лечения и/или профилактики заболеваний.

Различают  лечение<br>1.   Этиотропное – устраняет причины возникновения заболевания (антибактериаль
9 слайд

Различают лечение
1. Этиотропное – устраняет причины возникновения заболевания (антибактериальные средства при инфекционной патологии).

2.Патогенетическое – влияет на различные звенья механизма формирования заболевания.

3.Симптоматическое – воздействует на отдельные симптомы болезни (обезболивающие, противосудорожные, сосудосуживающие средства).

4.Заместительное – восполняет дефицит различных биологически активных веществ в организме (раствор гормонов, ферментов, витаминов).

Лекарственные средства бывают<br>твёрдые (порошки, таблетки, драже, пилюли,  капсулы) <br><br>
10 слайд

Лекарственные средства бывают
твёрдые (порошки, таблетки, драже, пилюли, капсулы)

жидкие (растворы, настои, отвары, микстуры, капли, эмульсии, экстракты) <br>
11 слайд

жидкие (растворы, настои, отвары, микстуры, капли, эмульсии, экстракты)

мягкие (мази, пасты, свечи) и газообразные.<br><br>
12 слайд

мягкие (мази, пасты, свечи) и газообразные.

ДЕЙСТВИЕ ЛЕКАРСТВ НА ОРГАНИЗМ<br><br>ОСНОВНОЕ – главное (цель назначения)<br>ПОБОЧНОЕ – отрицательно
13 слайд

ДЕЙСТВИЕ ЛЕКАРСТВ НА ОРГАНИЗМ

ОСНОВНОЕ – главное (цель назначения)
ПОБОЧНОЕ – отрицательное дополнительное в рамках фармацевтическогоо спектра действия)
ТОКСИЧЕСКОЕ – ядовитое (зависит от дозы препарата и способа выведения или накопления в организме)
ПРЕДСКАЗУЕМОЕ (особенности фармацевтических свойств)
- привыкание;
- лекарственная зависимость;
- накапливание (кумуляция)
НЕОТЛОЖНОЕ (связанное с переносимостью препарата, например аллергические осложнения)

Введение лекарства пациенту  зависимое сестринское вмешательство  включает подготовку лекарства, н
14 слайд

Введение лекарства пациенту  зависимое сестринское вмешательство  включает подготовку лекарства, назначенного врачом, и его введение пациенту.

Выборка назначений врача <br>из историй болезни. <br>Ежедневно палатная медсестра делает  выборку на
15 слайд

Выборка назначений врача
из историй болезни.
Ежедневно палатная медсестра делает выборку назначений врача из истории болезни и проверяет наличие ЛС на посту. При отсутствии или недостаточном количестве необходимых препаратов медсестра оформляет письменное требование старшей медсестре на лекарства, которые необходимо заказать в аптеке.
!!! Выписку ЛС для отделения осуществляет старшая медсестра на специальных
бланках-требованиях.
Правила выписки и хранения лекарственных средств

        2. Составление  требования  на ЛС.  <br>Старшая  медсестра  оформляет требования в аптеку в
16 слайд

2. Составление требования на ЛС.
Старшая медсестра оформляет требования в аптеку в 2-х экземплярах, в которых обязательно указывает:
полное наименование ЛС,
их фасовку,
лекарственную форму,
дозировку,
упаковку и количество препаратов.
Бланк-требование заверяют старшая медсестра и заведующий отделением + печать ЛПО.

Выписывание ЛС<br>В требованиях на наркотические, ядовитые, остродефицитные дорогостоящие препараты
17 слайд

Выписывание ЛС
В требованиях на наркотические, ядовитые, остродефицитные дорогостоящие препараты указывают номер и/б, Ф.И,О, пациента, диагноз.
В аптечных учреждениях и подразделениях МО требования на НС, ядовитые препараты хранятся в течение 10 лет,
на ЛС, подлежащие предметно-количественному учету –
3 года,
на остальные группы препаратов – в течение 1 календарного года

3. Получение ЛС из аптеки. <br>       <br> Старшая медсестра получает готовые     лекарственные форм
18 слайд

3. Получение ЛС из аптеки.

Старшая медсестра получает готовые лекарственные формы ежедневно или в определенные дни по графику, а приготовленные в аптеке  на следующий день.
При получении заказанных ЛС старшая
медсестра обязана
проверить:
их внешний вид,
дозировку,
дату изготовления,
герметичность
упаковки.

    Приказом МЗ и СР РФ № 706 н от 23.08 10<br>Ответственность за хранение, расход ЛС и ИМН, а также
19 слайд

Приказом МЗ и СР РФ № 706 н от 23.08 10
Ответственность за хранение, расход ЛС и ИМН, а также за порядок на местах хранения, соблюдение правил выдачи и назначения ЛС несет заведующий отделением.
Непосредственным исполнителем хранения и расхода ЛС является старшая сестра.
Принцип хранения ЛС заключается в строгом распределении их на группы:
Правила хранения ЛС в отделении
1. лекарственные препараты, содержащие наркотические средства, психотропные вещества -
2. лекарственные препараты, содержащие сильнодействующие и ядовитые вещества –

3. комбинированные лекарственные препараты, содержащие малые количества наркотических и психотропных
20 слайд

3. комбинированные лекарственные препараты, содержащие малые количества наркотических и психотропных веществ и другие фармакологические активные вещества.
4. Иные ЛС, подлежащие предметно-количественному учету.





(Приказ МЗ России от 22.04.2014 N 183н
«Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету»)
Остальные ЛС, не подлежащие
предметно-количественному учету.

Распределение ЛС в отделении<br>на <br>посту<br>в проце-дурном <br>кабинете<br>в перевя-зочном <br>к
21 слайд

Распределение ЛС в отделении
на
посту
в проце-дурном
кабинете
в перевя-зочном
кабинете
в сейфе

ЛС 1-4-й групп
ЛС хранятся в шкафах или в холодильниках (скоропортящиеся препараты: мази, настои, настойки, отвары, суппозитории, вакцины, сыворотки)
ЛС, не подлежащие предметно-количественному учету.

Ядовитые и наркотические лекарственные средства хранят в сейфах или железных шкафах, прикрепленных к
22 слайд

Ядовитые и наркотические лекарственные средства хранят в сейфах или железных шкафах, прикрепленных к стене и полу кабинета.
На внутренней стороне дверок шкафа (сейфа) помещают перечень ядовитых и наркотических средств с указанием высших разовых и высших суточных доз.
Помещение с сейфом должно быть оборудовано сигнализацией, металлической дверью, решетками на окнах.
Правила хранения и использования ядовитых и наркотических ЛС

Ключи от железных  шкафов  или  сейфа  хранятся  только  у  ответственных лиц, назначенных приказом
23 слайд

Ключи от железных шкафов или сейфа хранятся только у ответственных лиц, назначенных приказом по ЛПО.

Запасы ядовитых средств не должны превышать 5-дневной, а наркотических средств - 3-дневной потребности.

!!! За нарушение правил хранения и хищение ядовитых, наркотических и сильнодействующих ЛС
медицинский персонал несёт уголовную ответственность.

   Введение наркотических средств по назначению врача проводит процедурная или     палатная  медицин
24 слайд

Введение наркотических средств по назначению врача проводит процедурная или палатная медицинская сестра в присутствии врача.
В истории болезни и листе назначений обязательно отмечают дату и время инъекции, ставят подписи врач и медсестра, делавшая инъекцию.
Использованные ампулы м/с сдает ответственному лицу!!!
ЛС списков А и В подлежат количественному учёту в журналах, которые должны быть прошнурованы, пронумерованы, подписаны заместителем главного врача по лечебной части и скреплены печатью ЛПО.

Хранить лекарства следует только в упаковке, отпущенной из аптеки. Нельзя переливать растворы в друг
25 слайд

Хранить лекарства следует только в упаковке, отпущенной из аптеки. Нельзя переливать растворы в другую посуду, перекладывать таблетки, порошки в другие пакеты, делать свои надписи на упаковке лекарств; необходимо хранить лекарства на отдельных полках (стерильные, внутренние, наружные, группа А и Б).

Правила хранения лекарственных средств в отделении<br>ЛС, разлагающиеся на свету, выпускают в темных
26 слайд

Правила хранения лекарственных средств в отделении
ЛС, разлагающиеся на свету, выпускают в темных флаконах и хранят в защищенном от света месте
Настои экстракты, приготовленные на спирту следует хранить во флаконах с хорошо притертыми или завинчивающимися крышками.
Сильнопахнущие ЛС хранят отдельно.
ИМН следует хранить раздельно по группам: резиновые изделия, изделия из пластмасс, перевязочные и вспомогательные средства, изделия медицинской техники.

Правила хранения лекарственных средств в отделении<br>Скоропортящиеся ЛС (настои, отвары, микстуры)
27 слайд

Правила хранения лекарственных средств в отделении
Скоропортящиеся ЛС (настои, отвары, микстуры) а также мази размещают в запирающемся холодильнике, предназначенном для хранения ЛС.
В холодильнике при определенной температуре (+2-+10 гр) хранят также вакцины, сыворотки, инсулин, белковые препараты.

У постели больного <br><br><br><br><br><br>                              В ячейки на посту<br><br>Ра
28 слайд

У постели больного





В ячейки на посту

Раздача ЛС в МО проводят
двумя способами


Последовательность действий при раздаче ЛС у постели больного<br>Приготовить листы врачебных назначе
29 слайд

Последовательность действий при раздаче ЛС у постели больного
Приготовить листы врачебных назначений;
Поставить на передвижной столик медикаменты соответствующих лекарственных форм, пипетки, ножницы;
Раздать каждому пациенту препарат per os в вашем присутствии;
Инстиллировать ЛС в ухо, глаз и ввести per rectum свечи.
Фиксировать и контролировать приём ЛС пациентами.

Прежде чем дать пациенту <br>лекарственное средство<br><br>внимательно прочитайте лист назначения;<b
30 слайд

Прежде чем дать пациенту
лекарственное средство

внимательно прочитайте лист назначения;
•убедитесь, что перед вами тот пациент, фамилия которого указана в листе назначения;
•проверьте название лекарственного средства, его дозу и способ применения;
•проверьте на упаковке соответствие этикетки назначению врача;
•будьте особенно внимательны к пациентам с одинаковыми фамилиями и/или получающими одинаковые лекарственные средства;
•никогда не давайте лекарственное средство без упаковки.
Не прикасайтесь к таблеткам руками, т. к. это небезопасно для вашего здоровья.
•упаковку с таблетками из фольги или бумаги отрезайте ножницами; таблетки из флакона аккуратно вытряхните в ложку;
•пациент должен принять лекарственное средство в вашем присутствии, а также обсудить с вами любые свои сомнения;
•жидкие лекарственные средства следует тщательно перемешивать.

Медсестра информирует пациента<br>о всех особенностях применения ЛС, например, о горечи препарата, и
31 слайд

Медсестра информирует пациента
о всех особенностях применения ЛС, например, о горечи препарата, или невозможности его разжевать (капсулы), о вероятности изменения окраски мочи и кала (препараты железа);
о времени наступления ожидаемого результата (снижении АД, снижении температуры тела, обезболивании, засыпании);
отвечает на все вопросы пациента и его родственников.

В зависимости от механизма действия лекарственных веществ различают пути  их введения в организм<br>
32 слайд

В зависимости от механизма действия лекарственных веществ различают пути их введения в организм
Энтеральный- через пищеварительный тракт

Парентеральный- минуя пищеварительный тракт

Наружно-местное воздействие

Наружный способ (местно)<br><br>- на кожу;<br>- в уши;<br>- на конъюнктиву глаз;<br>- на  слизистую
33 слайд

Наружный способ (местно)

- на кожу;
- в уши;
- на конъюнктиву глаз;
- на слизистую оболочку носовой полости
- на слизистую влагалища.



ЭНТЕРАЛЬНЫЙ СПОСОБ <br>(через пищеварительный тракт)<br><br><br><br><br><br><br><br><br>внутрь через
34 слайд

ЭНТЕРАЛЬНЫЙ СПОСОБ
(через пищеварительный тракт)








внутрь через рот (per os)

<br><br><br>под язык (sub lingua)<br>(через пищеварительный тракт)<br>ЭНТЕРАЛЬНЫЙ СПОСОБ <br>
35 слайд




под язык (sub lingua)
(через пищеварительный тракт)
ЭНТЕРАЛЬНЫЙ СПОСОБ

ЭНТЕРАЛЬНЫЙ СРОСОБ<br> (через пищеварительный тракт)<br><br>- за щеку (trans buсса);<br><br>-через п
36 слайд

ЭНТЕРАЛЬНЫЙ СРОСОБ
(через пищеварительный тракт)

- за щеку (trans buсса);

-через прямую кишку (реr rectum).
-

Парентеральный способ <br>(минуя пищеварительный тракт)<br><br>- внутрикожно;<br>- подкожно;<br>- вн
37 слайд

Парентеральный способ
(минуя пищеварительный тракт)

- внутрикожно;
- подкожно;
- внутримышечно;
- внутривенно;
- внутриартериально;
- в полости;
- внутрикостно;
- в субарахноидальное пространство.


Ингаляционный способ <br>через дыхательные пути.<br>
38 слайд

Ингаляционный способ
через дыхательные пути.

Накожное применение лекарств<br><br>На кожу наносят лекарства в форме мазей, эмульсий, растворов, на
39 слайд

Накожное применение лекарств

На кожу наносят лекарства в форме мазей, эмульсий, растворов, настоек, болтушек, присыпок, паст.
Способы нанесения лекарственного препарата на кожу:
Смазывание (широко применяемое при заболеваниях кожи). Ватный тампон смачивают в необходимом количестве препарата и наносят на кожу пациента продольными движениями по направлению роста волос.
Втирание (введение через кожу жидкостей и мазей). Его проводят на участках кожи, имеющих небольшую толщину и слабовыраженный волосяной покров (сгибательная поверхность предплечий, задняя поверхность бёдер, боковые поверхности грудной клетки). Необходимое количество лекарственного препарата наносят на кожу и втирают лёгкими круговыми движениями до тех пор, пока кожа не станет сухой.
Наложение пластыря (в котором мазевая основа густой консистенции, содержащая лекарственные вещества, покрыта водонепроницаемой марлей). Перед наложением пластыря на соответствующем участке тела сбривают волосы.
Припудривание и присыпание применяют для подсушивания кожи при опрелости, потливости.

Местное применение лекарств <br>на конъюнктиву глаз<br><br>Закапывание лекарственного средства <br>З
40 слайд

Местное применение лекарств
на конъюнктиву глаз

Закапывание лекарственного средства
Закладывание глазной мази за нижнее веко из тюбика
Закладывание глазной мази за нижнее веко стеклянной палочкой

Интраназальное применение<br>Закапывание в нос сосудосуживающих капель<br>Закапывание масляных раств
41 слайд

Интраназальное применение
Закапывание в нос сосудосуживающих капель
Закапывание масляных растворов в нос
Введение мази в нос
Вдыхание порошка в нос

Введение лекарств в уши<br>Закапывание лекарственного средства в ухо.<br><br>
42 слайд

Введение лекарств в уши
Закапывание лекарственного средства в ухо.

Введение лекарств во влагалище<br><br>При лечении женских половых органов лекарственные средства вво
43 слайд

Введение лекарств во влагалище

При лечении женских половых органов лекарственные средства вводят во влагалище в виде
шариков, основу которых составляет масло какао,
ватно-марлевых тампонов, пропитанных различными жидкостями и маслами,
порошков (присыпок),
растворов для смазывания и спринцеваний.

ЭНТЕРАЛЬНОЕ  ВВЕДЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ<br>Пероральное введение лекарств-<br>введение лекарств ч
44 слайд

ЭНТЕРАЛЬНОЕ ВВЕДЕНИЕ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Пероральное введение лекарств-
введение лекарств через рот (per os).
Доза — это количество лекарственного вещества (в миллилитрах — мл, граммах — г, единицах действия — ЕД) для однократного приема, зависит от массы тела и возраста человека (ребенок, взрослый, пожилой).
Назначаемые дозы препаратов:
разовая — на один прием;
ударная (высшая разовая) — максимальное количество лекарственного вещества на один прием;
суточная — предельное количество препарата в сутки;
курсовая — прием лекарства на один лечебный цикл.

Лекарственные средства должны приниматься в соответствии со временем<br>натощак — за 20 – 60 минут
45 слайд

Лекарственные средства должны приниматься в соответствии со временем
натощак — за 20 – 60 минут до завтрака — для ускорения лечебного эффекта (слабительные, противоглистные);
до еды — за 15 – 30 минут до приема пищи (обволакивающие);
во время еды — улучшают процесс пищеварения (ферментативные препараты);
после еды — через 15 минут после приема пищи (все остальные препараты раздражающего действия).
снотворные препараты пациент принимает за 30 мин
до сна (если одновременно назначено обезболивающее, его дают за 15—20 мин до снотворного средства).Вещество начинает действие обычно через 15-30 минут.

Недостатки перорального пути введения<br><br>1.Медленное поступление лекарства в системный кровоток
46 слайд

Недостатки перорального пути введения

1.Медленное поступление лекарства в системный кровоток (в зависимости от наполнения желудка, свойств пищи, всасываемости лекарства
2.Изменение лекарства вплоть до его полного разрушения под влиянием желудочного и кишечного соков, а также в результате взаимодействия с пищевыми веществами (адсорбция, растворение, химические реакции) и вследствие химических превращений в печени.
3.Невозможность предусмотреть создающуюся концентрацию лекарства в крови и тканях из-за неопределённой скорости всасывания и количества всасывающегося вещества

Преимущества перорального пути введения:<br>простота и доступность метода;<br>возможность введения р
47 слайд

Преимущества перорального пути введения:
простота и доступность метода;
возможность введения различных лекарственных форм: порошков, таблеток, пилюль, драже, отваров, микстур, настоев, экстрактов, настоек;
метод не требует соблюдения стерильности.

Введение лекарств через<br> прямую кишку<br>Через прямую кишку (per rectum) вводят жидкие лекарства
48 слайд

Введение лекарств через
прямую кишку
Через прямую кишку (per rectum) вводят жидкие лекарства (отвары, растворы, слизи) с помощью грушевидного баллона (лекарственной клизмы) и свечей (суппозиториев).
При таком способе введения лекарственные вещества оказывают местное воздействие на слизистую оболочку прямой кишки и общее резорбтивное действие, всасываясь в кровь через нижние геморроидальные вены, так и местное – на слизистую оболочку прямой кишки.

Преимущества введения лекарств через прямую кишку<br>1.Быстрое всасывание и большая точность дозиров
49 слайд

Преимущества введения лекарств через прямую кишку
1.Быстрое всасывание и большая точность дозирования,
2.Лекарство не подвергается воздействию пищеварительных
ферментов (их в прямой кишке нет) и через нижние геморроидальные вены поступает непосредственно в нижнюю полую вену (т.е. в системный кровоток), минуя печень
3.Ректальный способ обеспечивает возможность введения лекар-
ственного средства:
•больным, которые не могут принять его через рот из-за рвоты, непроходимости пищевода, нарушения глотания;
•больным, находящимся в бессознательном состоянии;
•детям, отказывающимся принимать лекарство;
•психическим больным, отказывающимся принимать лекарство;

Сублингвальное применение лекарств<br>При сублингвальном способе введения лекарство быстро всасывает
50 слайд

Сублингвальное применение лекарств
При сублингвальном способе введения лекарство быстро всасывается, не разрушается пищеварительными ферментами и поступает в системный кровоток, минуя печень. Тем не менее этим способом можно пользоваться только для введения лекарств, применяемых в небольших дозах (так принимают «Нитроглицерин», «Валидол», половые гормоны и др.).

Трансбуккальное введение лекарств<br>Трансбуккальные формы лекарственных препаратов применяют в виде
51 слайд

Трансбуккальное введение лекарств
Трансбуккальные формы лекарственных препаратов применяют в виде пластинок и таблеток, наклеиваемых на слизистую оболочку верхней десны.



Считают, например, что буккальные формы нитроглицерина (отечественный препарат «Тринитролонг») являются одними из наиболее перспективных лекарственных форм этого лекарственного средства.

ИНГАЛЯЦИОННЫЙ СПОСОБ ВВЕДЕНИЯ <br>ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ<br><br>Ингаляция (лат. inhalatum — вдыхать)-
52 слайд

ИНГАЛЯЦИОННЫЙ СПОСОБ ВВЕДЕНИЯ
ЛЕКАРСТВЕННЫХ ВЕЩЕСТВ

Ингаляция (лат. inhalatum — вдыхать)- введение лекарственного вещества путем его вдыхания.
•газообразные вещества (кислород, закись азота);
•пары летучих жидкостей (эфир, фторотан);
•аэрозоли (взвесь мельчайших частиц растворов).

Преимущества ингаляционного пути введения <br>-действует непосредственно в месте патологического про
53 слайд

Преимущества ингаляционного пути введения
-действует непосредственно в месте патологического процесса в дыхательных путях;
-лекарство попадает в очаг поражения, минуя печень, в неизмененном виде, что обуславливает его высокую концентрацию в крови.

Недостатки ингаляционного пути введения: <br>-при резком нарушении бронхиальной проходимости лекарст
54 слайд

Недостатки ингаляционного пути введения:
-при резком нарушении бронхиальной проходимости лекарство плохо проникает в патологический очаг;
-раздражающее действие лекарства на слизистую оболочку дыхательных путей.

В медицине широко используют<br>Паровые, тепловлажные, масляные ингаляции, проводимые с помощью спец
55 слайд

В медицине широко используют
Паровые, тепловлажные, масляные ингаляции, проводимые с помощью специальных аппаратов.

Ингаляции лекарственных средств проводят и с помощью карманных ингаляторов.

Дозирующие Аэрозольные Ингаляторы (ДАИ)- в баллончике находится лекарство, которое распыляется с пом
56 слайд

Дозирующие Аэрозольные Ингаляторы (ДАИ)- в баллончике находится лекарство, которое распыляется с помощью газа.

СПЕЙСЕР представляет собой специальную камеру-переходник от ингалятора ко рту, где частицы лекарства
57 слайд

СПЕЙСЕР представляет собой специальную камеру-переходник от ингалятора ко рту, где частицы лекарства находятся во взвешенном состоянии в течение 3-10 с.

Для детей до 5 лет больше всего подходит спейсер имеющий специальную маску, закрывающую нос и рот ре
58 слайд

Для детей до 5 лет больше всего подходит спейсер имеющий специальную маску, закрывающую нос и рот ребенка - Аэрочамбер, Бэбихалер.

Преимущества спейсера<br>нет раздражающего действия лекарства на дыхательные пути;<br>значительно уп
59 слайд

Преимущества спейсера
нет раздражающего действия лекарства на дыхательные пути;
значительно упрощается техника ингаляций, т.к. отпадает необходимость синхронизировать вдох с моментом введения препарата, что детям выполнить особенно сложно;
меньше лекарства оседает в полости рта и глотке;
лекарство значительно глубже проникает в дыхательные пути.
Снижение риска местных побочных явлений: например, кашля и кандидоза полости рта при ингаляционном использовании глюкокортикоидов.
Возможность предупреждения системного воздействия препа­рата (его всасывания), так как не вдыхаемые частицы оседают на стенках спейсера, а не в полости рта.
Возможность назначения высоких доз препаратов во время приступов бронхиальной астмы.

Для упрощения, облегчения ингаляции лекарственного вещества создана другая форма дозирующего аэрозол
60 слайд

Для упрощения, облегчения ингаляции лекарственного вещества создана другая форма дозирующего аэрозольного ингалятора – ЛЕГКОЕ ДЫХАНИЕ 
Нет необходимости синхронизировать нажатие на баллончик и вдох лекарства. При вдохе открывается клапан и определенная доза лекарства поступает в дыхательные пути.
Эти ингаляторы также снабжены спейсерами, что значительно повышает эффективность лечения. В форме изибриза выпускается «Сальбутамол» («Саламол») и профилактические препараты для лечения астмы.

Небулайзер (лат. nebula — туман) — устройство для преобразования раствора лекарственного вещества в
61 слайд

Небулайзер (лат. nebula — туман) — устройство для преобразования раствора лекарственного вещества в аэрозоль для доставки препарата с воздухом или кислородом непосредственно в бронхи больного.

Контрольные вопросы<br>1 Порядок выписывания  и получения медикаментов в стационарах.<br>2 Особеннос
62 слайд

Контрольные вопросы
1 Порядок выписывания и получения медикаментов в стационарах.
2 Особенности хранения и учета наркологических и сильнодействующих препаратов
3 Правила раздачи лекарств
4 Энтеральный способ введения лекарств: преимущества и недостатки
5 Наружный способ введения лекарств: преимущества и недостатки



ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ <br><br>Энтеральный путь введения лекарственных препаратов<br><br>
63 слайд

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Энтеральный путь введения лекарственных препаратов

 1Применение лекарственных препаратов, действие которых направлено не на саму причину, а на механизм развития болезни, называется:
а) этиотропная терапия
б) патогенетическая терапия
в) симптоматическая терапия
г) паллиативное лечение
2Сублингвальный способ введения лекарственных препаратов – это введение препарата:
а) в прямую кишку
б) в дыхательные пути
в) под язык
г) на кожу
3Недостатком энтерального пути введения лекарственных препаратов не является:
а) влияние пищи и других лекарственных препаратов на всасывание
б) медленное развитие терапевтического эффекта
в) простота способов
г) индивидуальные различия в скорости и полноте всасывания
4Вместимость одной столовой ложки (в мл):
а) 5
б) 10
в) 15
г) 20
 








5 Ферментные препараты, улучшающие пищеварение (фестал, панзинорм и т.д.), следует принимать:
а) до еды
б) во время еды
в) после еды, запивая молоком
г) между приемами пищи
6 Препараты, раздражающие слизистую оболочку ЖКТ, запивают:
а) молоком
б) минеральной водой
в) водой
г) соком
 7 Когда пациент должен принимать снотворные?
а) за 30 минут до ужина
б) за 30 минут до сна
в) через 30 минут после ужина
г) между приемами пищи
 8 Пилюли, капсулы, применяются внутрь:
а) в разжеванном виде
б) содержимое высыпается под язык
в) в неизменном виде
г) содержимое высыпать, растворить в воде, выпить
 9 Какое действие оказывает белковая пища на некоторые лекарственные препараты?
а) замедляет их эвакуацию из желудка
б) ускоряет их терапевтическую активность
в) снижает их терапевтическую активность
 10 Опасность отравления лекарственными препаратами предотвращает их хранение:
а) в виде россыпи
б) в стеклянных медицинских шкафах под замком
в) в шкафах на посту в открытом виде
г) в холодильнике
 
 

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ <br><br>Наружное применение лекарственных препаратов<br> <br>1 Нар
64 слайд

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Наружное применение лекарственных препаратов
 
1 Наружный способ применения лекарственных препаратов:
а) на кожу, слизистые
б) внутрикожно
в) ректально
г) перорально

2 Лекарственные формы применяемые наружно все, кроме:
а) мази
б) пилюли
в) аэрозоли
г) пластыри
 3 Какое количество сосудосуживающих капель закапывают в нос?
а) 1-2
б) 3-4
в) 5-6
г) 6-8

 4 Какое количество мази необходимо выдавить из тюбика на ватную турунду для введения в нос?
а) 0,1-0,4 см
б) 0,5-0,7 см
в) 0,8-1,0 см
г) 1,5 см
 5 До какой температуры необходимо подогреть лекарственный раствор для закапывания в ухо?
а) 27-28ºС
б) 32-33ºС
в) 36-37ºС
г) 40-42ºС


 6 Какое количество капель закапывают в глаз?
а) 1-2
б) 3-4
в) 5-6
г) 6-8
 
7 Как долго необходимо втирать мазь?
а) до тех пор, пока мазь не исчезнет
б) в соответствии с инструкцией
в) пока кожные покровы не покраснеют
г) не имеет значения
 
8 Введение в организм лекарственных препаратов путем их вдыхания называется:
а) инъекция
б) ингаляция
в) впрыскивание
г) компресс
 
9 Одновременно с нажатием на дно баллона с лекарственным препаратом пациент должен сделать:
а) задержку дыхания
б) глубокий выдох
в) глубокий вдох
г) не имеет значения
 
10 Перед наложением лекарственного пластыря кожу необходимо:
а) обезжирить
б) смазать вазелином
в) протереть 0,9% раствором хлорида натрия
г) обработать присыпкой

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ<br><br>
65 слайд

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ НА ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !<br>
66 слайд

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Отзывы на uchebniki.org.ua "ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ для обучающихся медицинских техникумов и колледжей По теме: «Медикаментозное лечение в сестринской практике» Часть 1" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация