Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 88
Презентация для классов "Методы формирования функциональной грамотности в начальной школе" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Функционально грамотный человек – это человек, способный использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
А.А. Леонтьев
Функциональная грамотность
младшего школьника
готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;
возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;
способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;
совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.
Педагогические технологии
технология формирования типа правильной читательской деятельности;
технология проектной деятельности;
обучение на основе «учебных ситуаций»;
уровневая дифференциация обучения;
Информационные и коммуникационные технологии;
технология оценивания учебных достижений учащихся и др.
Формы и методы, способствующие развитию функциональной грамотности
Групповая форма работы;
Игровая форма работы;
Творческие задания;
Тестовые задания;
Практическая работа;
Ролевые и деловые игры;
Исследовательская деятельность.
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Базовый навык функциональной грамотности
способность человека понимать и использовать письменные тексты;
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей;
расширять свои знания и возможности;
участвовать в социальной жизни.
Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство»
Проблемно-поисковые ситуации;
Беседы-дискуссии;
Сам задай вопрос;
Личный пример учителя;
Приём устного словесного рисования;
Словарно-стилистическая работа;
Элементы драматизации.
Методы и приемы
для формирования читательской грамотности
1. «Чтение с остановками»
2. «Синквейн»
3. «Работа с вопросником»
ВОПРОСНИК
Л.Н. Толстой «Лев и собачка»
1.Назовите главных героев произведения.
2.Где происходят события?
3.Какие чувства испытывала собачка, оказавшись в клетке со львом. Подтвердите ответ словами из текста.
4.Как автор относится к собачке? Какими словами он пишет о ней?
5.Как лев относился к собачке? Найдите в тексте соответствующие глаголы.
6.Что однажды произошло?
7.Что случилось с собачкой через год?
8.Перечитайте описание поведения льва после смерти собачки. Подберите слова-ассоциации.
9.Чем заканчивается быль?
10.Вспомните начало рассказа и подумайте, кого противопоставляет автор? Ответ обоснуйте.
11.Каково ваше впечатление от рассказа?
4. «Знаю, узнал, хочу узнать»
5. «Мозговой штурм»
6. «Уголки»
7. «Написание творческих работ»
8. «Создание викторины»
9. «Логическая цепочка»
10. «Тонкие и толстые вопросы»
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ
ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
Примеры ключевых слов
толстых и тонких вопросов
Толстые вопросы
Дайте несколько объяснений, почему...?
Почему Вы считаете (думаете) …?
В чем различие…?
Предположите, что будет, если…?
Что, если…?
Тонкие вопросы
Кто…? Что…?
Когда…? Может…?
Будет…? Мог ли …?
Верно ли …? Было ли …?
Как звали …?
Согласны ли Вы…?
Математическая грамотность
Это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину
Приоритетные задания на уроках математики
А) 18Б) 10В) 12Г) 16Д) 14
А) 18Б) 10В) 12Г) 16Д) 14
В магазине продают самолёты трёх разных моделей: по 15 рублей, по 21 рублю и по 28 рублей. Набор этих трёх самолётов стоит 56 рублей. Мама купила двум своим сыновьям по 3 разных самолета каждому. Какую сумму сэкономила мама, если она покупала самолеты наборами, а не каждый по отдельности?
.
В поезде 15 вагонов. Перед вагоном, в котором едет Кира, 6 вагонов. Между вагонами, в котором едут Кира и Вера, 3 вагона. Сколько вагонов позади вагона, в котором едет Вера.
А) 7Б) 5В) 11Г) 12Д) 4
.
Вдоль дачного участка, периметр которого равен 36 м, посадили вишни на расстоянии 9 м друг от друга. После посадки осталось 14 саженцев вишни. Сколько саженцев было изначально?
А) 16Б) 29В) 19Г) 18Д) 9
10 пауков построились в хоровод и каждый взял за лапку каждого из своих соседей.
Сколько всего лапок оказались свободными?
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Естественнонаучная грамотность
Это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой
ПОПРОБУЙ ОБЪЯСНИТЬ!
Некоторые растения защищаются 1) острыми шипами;
2) жгучими волосками;
3) горьким вкусом.
Обозначь эти растения номерами.
А как защищаются животные?
Рассмотри рисунки и попробуй объяснить, кто как защищается.