«Формирование читательской грамотности, как предиктора эффективного обучения базовым Soft skils у детей с ОВЗ»
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 89
Презентация для классов "«Формирование читательской грамотности, как предиктора эффективного обучения базовым Soft skils у детей с ОВЗ»" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
«Формирование читательской грамотности, как предиктора эффективного обучения базовым Soft skils у детей с ОВЗ»
Подготовила :
учитель начальных классов МБОУ –СОШ № 1
Никитина О.Н.
Функциональная
грамотность
«Это способность человека
использовать приобретённые в течение
жизни знания для решения широкого
диапазона жизненных задач в
различных сферах человеческой
деятельности, общения и социальных
отношений»
А. А. Леонтьев
Читательская грамотность
Креативное мышление
Глобальные компетенции
Финансовая грамотность
Математическая грамотность
Естественнонаучная грамотность
ИКТ-Грамотность
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни
В основу организации работы с читательской грамотностью положены группы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:
общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
нахождение информации;
интерпретация текста;
рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.
Умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами:
умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения
умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя
Уровни читательской грамотности
Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени.
Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения
Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования
Различия в постановке цели работы
учителя - логопеда
Цель логопедической работы с детьми ОВЗ
( традиционно)
Цель:личностноориентированной логопедической работы по преодолению дислексии: коррекция нарушенного механизма чтений, формирование тех речевых и неречевых психических функций, которые обеспечивают нормальное функционирование операций процесса чтения.
Формирование ЧГ в ходе деятельности учителя-логопеда
Цель формирования читательской грамотности
Цель: Формирование читательской компетенции младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности через совместную читательскую деятельность с учителем и родителями.
Различия в деятельности учителя - логопеда
Коррекционно-логопедическая работа с детьми ОВЗ
Формируются предпосылки к освоению читательской грамотности: формирование функционального базиса чтения, который включает в себя сформированную устную речь, достаточно развитый словарный запас, грамматический строй речи, а также развитие неречевых функций, таких, как произвольное внимание, пространственное восприятие и пространственные представления, зрительное и слуховое восприятие, зрительная и слухоречевая память, сукцессивные функции и мыслительные операции. В период обучения грамоте проводится работа по формированию навыков чтения, т. к. возникают проблемы со слиянием звуков в слоги, слогов в слова, пониманием прочитанного.
Работа по формированию читательской грамотности у обучающихся с ОВЗ
Формируются умения, целиком основанные на тексте:
• умения извлекать из текста информацию и
строить на ее основании простейшие суждения:
• умения находить в тексте информацию,
представленную в явном виде;
• основываясь на тексте, сделать простые выводы;
• умения, основанные на собственных
размышлениях о прочитанном: интегрировать,
интерпретировать и оценивать информацию текста.
Методы, приёмы работы при
логопедическом воздействии
- Чтение слов, ориентируясь
на разную высоту букв
ИСАН-от самой маленькой
Дго – от самой большой
- Найди и прочитай 6 слов, начинающихся с буквы А
АПТЕКАНАНАСТРАКРОБАТЛАСФАЛЬТ
Игра «Найди букву»
Алфавит печатается в виде специальных карточек, детям предлагается найти и обвести заданную букву, или например подчеркни все С, обведи в кружок все Ⓐ, зачеркни все Н:
а б в г д е а б н в г д е ѐ н а б в г д е ѐ ж н ѐ ж з и й к ж з и й к л м з и й к л м н
Игра «Кто больше»
Чтение на одном дыхании цепочки букв.
Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает согласные (гласные):
Уэоеиаояыею брдлшнктмрпвчхц
Игра «Поисковичок»
Задаются 1-3 слова, которые ребёнок должен как можно быстрее найти в тексте
Ассоциация
- О чем может пойти речь на занятии?
- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите словосочетание: «--»?
«Опорный конспект» или «Конкурс шпаргалок»
Для формирования читательского умения находить и извлекать информацию из текста предлагаем задания, в которых требуется работать с графической информацией: извлекать информацию, ориентируясь на слова (подписи под рисунками, название таблиц, схем); понимать язык графика, схемы, диаграммы.
«Лови ошибку»
Логопед предлагает обучающимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты логопеду или оглашает задание.
«Мозаика».
«Реставрация текста»
Сложение целого текста из частей. Эффективен при изучении, например, в 5 классе тем: “Текст”, “ Тема текста”.
Текст разделяется на части (предложения, абзацы).
Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, разложив их в правильной последовательности. В качестве варианта выполнения задания ученики могут предложить несколько различных путей последовательного соединения.
«Собери буквы русского алфавита»
L Ч R F S И Q Т W G А Z h Т E U L Л t ЬV F С S R G P Z К А Я L Y W J Г S N Р F G А S M Z N О Y W Т R L J f Н O S Y Q W С Z U L Т G R t S E J U Ь
Технология критического мышления
«Чтение с остановками»
«Работа с вопросником» (по сюжету, об образах, о композиции, о языке и др.)
«Путаница»
«Толстые и тонкие вопросы».
«Уголки»
«Синквейн»
Творческие приемы:
- Создай рекламную брошюру….
- Предложи картинку - иллюстрацию к тексту, не рисуя её, а просто опиши, что там будет словами.
- Подбери пословицы, которые наиболее точно подходят по смыслу к данной ситуации.
- Дай совет герою, запиши его.
- Перескажи текст от лица разных персонажей.
- «Мим – театр»: покажи героев произведения при помощи мимики.
Придумай вопросы для викторины, кроссворда.
Вывод:
Давая возможность ребёнку работать с текстом, преобразовывать его, обсуждать, делать выводы, мы способствуем развитию логического мышления, письменной и устной речи, тем самым формируем читательскую грамотность
«Неграмотным человеком завтрашнего дня
будет не тот, кто не умеет читать, а тот, кто не
научился при этом учиться.»