"Обучение чтению и письму как важнейшее средство формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка."
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 84
Презентация для классов ""Обучение чтению и письму как важнейшее средство формирования функциональной грамотности на уроках иностранного языка."" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Обучение чтению и письму как важнейшее средство формирования
функциональной грамотности на уроках иностранного языка
Выполнила: учитель французского
языка МБОУ «СОШ д.Шибково» Сазонова Г.В.
Новый подход к образовательным результатам.
Указом Президента РФ о вхождении России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования был сделан акцент на формировании высокого уровня функциональной грамотности выпускников школ для усиления позиций нашего государства в глобальной конкуренции и достижения технологического первенства на мировой арене. Термин «функциональная грамотность» был введён в 1957 году и включал лишь понятие «минимальная грамотность», которая подразумевала умения читать и писать.
Функциональная грамотность
«Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»
А.А. Леонтьев (советский и российский лингвист,
психолог, доктор психологических
и филологических наук)
Читательская грамотность
Термин введён в 1991 и выдвигал следующие требования:
умение извлекать явную информацию;
умение различать буквальный и небуквальный смысл сообщения, соотнося с ним смысл отдельных фактов, подробностей, деталей;
умение восстанавливать последовательность основных событий и выделять среди них центральные;
умение связывать в единое целое сведения, изложенные в разных частях текста;
выделять главное;
верно понимать логику информационного (как учебного, так и научно-популярного) текста;
строить собственное суждение в этой логике;
включать полученную информацию в более широкий контекст, видеть то большее, что стоит за сказанным;
воссоздавать авторский замысел;
понимать, почему для его выражения выбраны те или иные языковые средства;
строить на основе прочитанного собственные суждения.
Индикаторы функциональной грамотности
В 2018 году функциональная грамотность уже включала 6 индикаторов (читательская грамотность, математическая грамотность, естественно-научная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление) и оказалась системой стремительно развивающейся и открытой вовне.
Так как международные и российские исследования уровня ФГ проводятся в письменной форме, а задания сначала нужно внимательно прочитать и понять, важно рассматривать обучение чтению и письму как важнейшее средство формирования не только читательской грамотности, но и всех составляющих функциональной грамотности в целом. Каковы возможности формирования всех имеющихся индикаторов функциональной грамотности на уроках иностранного языка?
Обучение чтению
В обучении иностранному языку чтение занимает одно из главных мест по использованию, важности и доступности. Оно «выступает одновременно в качестве цели и средства. В первом случае учащиеся должны овладеть чтением как источником получения информации, во втором – пользоваться чтением для усвоения языкового и речевого материала. Использование чтения в качестве источника получения информации создаёт необходимые условия для формирования функциональной грамотности» [4]. Обучение чтению начинается параллельно с изучением алфавита и обучением письму, потому что материал лучше всего усваивается, когда проходит через все органы восприятия. Для формирования высокого уровня читательской грамотности нам нужны разнообразные интересные тексты. Их много в учебниках иностранных языков и в личной коллекции каждого учителя-иностранца. Это художественные, информационные и научно-популярные тексты, анкеты и тесты, статьи зарубежных СМИ, материалы форумов, комиксы, афиши, буклеты и заголовки.
Работа над заголовком
Заголовок не только «помогает обучающимся формулировать цель урока, но и заявлять тему любого разговора и письменной речи.
1 этап: коллективное комментирование заголовка
«Tout est nouveau»
-De quoi pourrait-il sʾagir dans lʾarticle paru sous ce titre? Faites vos suggestions! - после мозгового штурма оговаривается тема
-Quelle suggestion est la plus intéressante, selon vous? Pourquoi?
-Quel sujet est le plus actuel? Pourquoi?
2 этап: переход к письму
-Ecris un article! Choisis le genre de ton article: serait-ce un essai lyrique? un essai phylosophique ? une lettre pour la rubrique «courrier du lecteur»? un article de problème?
3 этап: для формирования креативного мышления вводится дополнительное условие - переделать статью после написания для разной аудитории (школьная стенгазета, журнал Okapi, газета «La langue française» [3].
Работа с текстами
При работе с художественным и информационным текстами большой интерес представляют тексты проблемные, а ещё лучше парадоксальные. Их отличают: наличие элементов, требующих мыслительных усилий и раздумий; описание спорных ситуаций, с которыми можно столкнуться в реальной жизни или о которых интересно прочитать потом на родном языке. Текст, в основе которого лежит некая неоднозначная проблема, позволяет обучающимся сравнить предлагаемое решение с собственным жизненным опытом, высказать свою точку зрения. Если предложить ребятам сайты, на которых они смогут найти интересующую их информацию, у них будут формироваться навыки компьютерной грамотности. На уроках иностранного языка «ведётся целенаправленная работа по формированию навыков работы с различными источниками информации. Это разные типы словарей, грамматические справочники, газеты, журналы, энциклопедии и литература на изучаемом языке» [5]. В данном случае идёт формирование и совершенствование информационной грамотности.
Коммуникационная составляющая
Владение полученной информацией ведёт к желанию вступить в коммуникацию. Коммуникативная направленность обучения иностранному языку приучает к мысли, что затевать разговор на любом языке надо для того, чтобы рассказать или услышать что-то полезное для себя и того, с кем общаешься. Отсюда следует, что обучение чтению и говорению тесно связаны между собой. И здесь на первое место выходит содержательная составляющая изучаемых текстов, которые представляют интерес и как источники информации, и как стимул к коммуникации (формируется коммуникационная компетенция), и как средство формирования всех остальных составляющих функциональной грамотности.
Questions à discuter:
-Terminez la phrase: Cʾest un texte sur…
-Expliquez le titre du texte.
-Enumérez les signes de lʾétat dans lequel se trouve le héros, etc.
Математическая грамотность
Со 2 класса начинается и формирование математической грамотности на уроках иностранного языка. Ребята знакомятся с числительными от 1 до 20 и учатся решать примеры на сложение и вычитание. В 3 классе они уже считают до 100 и выполняют деление и умножение, говорят о возрасте членов своей семьи, учатся спрашивать и называть время и рассчитывать его в течение дня. В 4 классе ведётся речь о расстоянии между городами Франции, а далее в каждом последующем классе при изучении каждой темы без числительных просто не обойтись.
Финансовая грамотность
С 3 класса после изучения лексики, обозначающей продукты питания, появляется возможность для формирования финансовой грамотности. Ребята знакомятся с денежной валютой страны изучаемого языка и учатся рассчитывать средства на предполагаемые покупки. Изучая тему «Путешествия», познакомившись с понятиями терминал и банковская карта, уже можно планировать финансы на предстоящий тур. Тематика старших классов расширяет основы экономических знаний, и ребята учатся понимать полезность приобретаемых товаров, осуществлять контроль за расходами семьи, учитывая не только желаемые покупки, но и коммунальные платежи и налоги.
Естественно-научная грамотность
Тематическое содержание курса иностранных языков со 2 класса способствует формированию естественно-научной грамотности. При её формировании «рассматривают 3 уровня ситуаций:
-личностная (ориентированная на самого учащегося, его семью, друзей) в начальных классах;
-местная/краеведческая (ориентированная на проблемы своей малой родины и своей страны в целом) в среднем звене;
-глобальная (ориентированная на явления, происходящие в мире) в старших классах» [4]. Здоровье, природные ресурсы, окружающая среда, последствия активности человека, связь технологий с наукой – наиболее приемлемые тематические области для реализации естественно-научной грамотности.
Глобальная компетенция
Формирование глобальной компетенции как обособленного интегрированного индикатора функциональной грамотности отражает объективную необходимость, связанную с требованиями современного мира, и субъективный запрос всех участников учебно-воспитательного процесса. Её формирование «зависит от практической реализации личностно-ориентированного подхода, равноправного сотрудничества всех участников процесса обучения, межпредметной интеграции, широкого использования современных педагогических технологий, обеспечивающих возможность участия обучающихся в межрегиональных и международных проектах. Инструментарием для её формирования должны стать творческие задания, содержащие близкие к реальным проблемные ситуации» [2]. Они будут требовать всякий раз не только знания основных учебных предметов, но и сформированности общеучебных умений и необходимых человеческих качеств.
Используемые технологии обучения
Из всего арсенала имеющихся технологий обучения технология проектной деятельности помогает обучающемуся объединить в единое целое все знания и умения. Без технологии оценивания, без рефлексии опять же не обойтись при формировании функциональной грамотности. Рефлексировать – это значит осмысливать знание как самостоятельный объект, критически анализировать его содержание и методы познания. И этому должны научиться наши обучающиеся. Анализ умений, проверяемых междуна-родными исследованиями, анализ ВПР, итоговой аттестации, проведённый Центром оценки качества обучения Института стратегии развития образования РАО, позволил наметить «главные направления по повышению уровня сформированности функциональной грамотности:
помогать лучше осознавать изученный материал;
переводить знания из пассивных в активные;
способствовать интеграции и переносу знаний, алгоритмов и способов действий, способов рассуждений;
формировать читательскую грамотность» [1].
Выводы:
Взяв на вооружение главные направления по повышению уровня сформированности функциональной грамотности, детально проработав содержание обучения иностранному языку, я сделала вывод, что при конструировании заданий к каждому уроку нужно обязательно продумывать : «Какую компетенцию или какую грамотность я буду формировать в каждом конкретном случае и у каждого конкретного ученика?» Изучение иностранного языка внесёт достойный вклад в формирование функциональной грамотности, так как Ханс Георг ГАДАМЕР ещё в прошлом веке сказал: «Изучение иностранного языка есть расширение сферы всего того, что мы вообще можем изучить».
Литература и интернет-ресурсы
1) https://www.edu.ru/images/doc/ ФГ/Ковалева Оценка функциональной грамотности;
2)https://kamennoe.edusite.ru/DswMedia/primeryiotkryityixzadaniy;
3) https://www.bonjourdefrance.com/, свободный;
4) Стулова, О. К. Формирование функциональной читательской грамот-ности у младших школьников с помощью конструктора приемов / О. К. Стулова // Социальные и педагогические вопросы образования: сборник материалов Международной научно-практической конференции. - 2020. - С. 124-127.;
5)Генике Е. А. Профессиональная компетентность педагога - М.: Библиотека журнала «Директор школы», сентябрь, 2008. - 176 с.