Организацияисследовательской деятельности во внеурочное время
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 101
Презентация для классов "Организацияисследовательской деятельности во внеурочное время" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
МБОУ «СШ № 28»
«Организация исследовательской деятельности во внеурочное время»
Учитель
биологии и химии
Полуэктова А.А.
Требования ФГОС
к результатам обучения
Предметными результатами освоения программы по биологии являются следующие умения:
применять методы биологической науки для изучения клеток и организмов, общих биологических закономерностей: наблюдать и описывать клетки, наблюдать за живыми организмами, экосистемами; планировать биологическое исследование, выдвигать гипотезу, ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы.
применять методы биологической науки для изучения организма человека: проводить наблюдения за состоянием собственного организма, измерения, ставить несложные биологические эксперименты и объяснять их результаты;
осуществлять исследовательскую и проектную деятельность для изучения живых организмов, организма человека, общих биологических закономерностей, формулировать биологические проблемы, находить способы их решения.
Подходы к модернизации содержания и технологий преподавания предметной области «Естественнонаучные предметы»
Познание живых систем осуществляется в ходе поисковой учебной деятельности, ориентированной на развитие когнитивных умений по описанию, объяснению, предсказанию эмпирических биологических фактов, оперирование с теоретическими биологическими закономерностями, выполнение проектных и учебно-исследовательских работ.
При пересмотре содержания образования в российской школе с 2001 по 2100 годы выдвинута необходимость развития у школьников ключевых компетентностей, базирующихся на четырех основаниях: учиться учиться, учиться делать, учиться жить и учиться быть. Эти ориентиры нацеливают среднюю школу к пересмотру учебно-воспитательного процесса.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Универсальные познавательные действия
Наряду с Базовыми логическими действиями выделены Базовые исследовательские действия.
формировать гипотезу об истинности собственных суждений, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану наблюдение, несложный биологический эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей биологического объекта (процесса) изучения, причинно-следственных связей и зависимостей биологических объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе наблюдения и эксперимента;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, эксперимента, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие биологических процессов и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе биологической информации или данных из источников с учётом предложенной учебной биологической задачи;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать биологическую информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
оценивать надёжность биологической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно.
Универсальные коммуникативные действия
публично представлять результаты выполненного биологического опыта (эксперимента, исследования, проекта);
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
Универсальные регулятивные действия
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте.
Новые задания и новые формулировки в тестах ОГЭ по биологии
Учёные изучали влияние бактерий, поражающих клетки печени, на развитие гепатита у мышей. Одной группе мышей давали культуру бактерий с едой, а второй — контрольной — давали бактерии, предварительно убитые кипячением. Выяснилось, что количество изменённых клеток в печени становится очень большим при заражении живыми бактериями, но не меняется у мышей, получавших убитую культуру.
Какой вывод можно сделать из этого исследования? Объясните, почему в качестве контроля использовались убитые кипячением бактерии, а не просто вода.
Новые задания и новые формулировки
в тестах ЕГЭ по биологии
№ 2. Прогноз результатов эксперимента
Экспериментатор в два стакана налил одинаковое количество воды, в каждый на поверхность налили слой растительного масла. В первый стакан он опустил побег с листьями. Как изменилось количество воды в каждом из стаканов?
Для каждой величины определите соответствующий характер её изменения
1) уменьшилась
2) не изменилась
3) увеличилась
Задания № 23. Методология эксперимента
Какая переменная в этом эксперименте будет зависимой (изменяющейся), а какая — независимой (задаваемой)? Объясните, как в данном эксперименте можно поставить отрицательный контроль*. С какой целью необходимо такой контроль ставить?
*Отрицательный контроль — это экспериментальный контроль, при котором изучаемый объект не подвергается экспериментальному воздействию.
Экспериментатор решил исследовать активность фермента амилазы в зависимости от реакции среды. В пробирку он прилил раствор крахмала и раствор фермента. После в пробирку он внес буферный раствор с рН=8. Затем пробирки поместил в термостат и добавил 1 каплю раствора йода. В результате в пробирке наблюдалось бледно-желтое окрашивание.
*Нулевая гипотеза — принимаемое по умолчанию предположение, что не существует связи между двумя наблюдаемыми событиями, феноменами.
Задания 24. Выводы
по результатам эксперимента
Почему в ходе эксперимента изменяется объем живой части клетки (протопласта)? Изменится ли объем живой части клетки (протопласта), если в эксперименте вместо 10% раствора поваренной соли (хлорида натрия) использовать раствор с равной протопласту концентрацией соли? Ответ поясните.
Ученый провел эксперимент с клетками эпидермиса листа тюльпана. Клетки помещались в 3%, 7% и 10% раствор поваренной соли (хлорида натрия). Ученый зарисовал строение клеток через две минуты от начала эксперимента. Результаты изображены на рисунках.
Экспериментатор решил изучить процесс фотосинтеза. Он взял ветку растения с листьями. Лист № 1 он поместил в герметичную колбу, концентрация углекислого газа в которой была в 10 раз выше по сравнению с атмосферой, лист № 2 находился в естественных условиях. Через три дня экспериментатор измерил количество крахмала в листьях.