Особенности логопедической работы по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза
- Рубрика: Презентации / Презентации по Русскому языку
- Просмотров: 245
Презентация для классов "Особенности логопедической работы по устранению дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
ОСОБЕННОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО УСТРАНЕНИЮ ДИСГРАФИИ НА ПОЧВЕ НАРУШЕНИЯ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА ВЫПОЛНИЛА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД МОУ «КОРКАТОВСКИЙ ЛИЦЕЙ» АНИСИМОВА Л.И.
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Проявляется в искажениях структуры: слова (и слога) - пропуски согласных и гласных букв, перестановки букв, вставки букв, пропуски, добавления, перестановки слогов Проявляется в искажениях структуры предложения – слитное написание слов (предлоги), раздельное написание слов (приставки и корни слов), несоблю- дение границ предложения, написание всех слов в предложении слитно
Наиболее распространены следующие ошибки 1) пропуски согласных при их стечении (ДОЖИ – ДОЖДИ, ДЕКИ – ДЕНЬКИ, СОСТАЛЯЮТ – СОСТАВЛЯЮТ); 2) пропуски гласных (ДЕВЧКИ – ДЕВОЧКИ, ПОШЛ – ПОШЛИ, ТЧКА – ТАЧКА, РАСКАЧИВЕТ – РАСКАЧИВАЕТ); 3) перестановки букв (ПАКЕЛЬКИ – КАПЕЛЬКИ, КУЛКА – КУКЛА); 4) добавление букв (ВЕСНАЯ – ВЕСНА); 5) пропуски, добавления, перестановки слогов (ВЕСИПЕД – ВЕЛОСИПЕД).
Специфические ошибки 1. Ошибки на уровне буквы и слога (звукобуквенный и слоговой анализ и синтез); 2. Ошибки на уровне слова (слоговой и морфологический анализ и синтез); 3. Ошибки на уровне словосочетания, предложения и текста (языковой анализ и синтез).
1. Коррекция специфических ошибок на уровне буквы и слога При построении занятий по развитию звукового анализа и синтеза принято придерживаться основных этапов фор¬мирования простых и сложных форм звукового анализа (по Ткаченко Т.А.) Простые формы звукового анализа. Выделение первого ударного гласного в слове. Выделение первого согласного в слове, последнего соглас¬ного в слове. Выделение гласного из середины слова. Определение места звука в слове (звук в начале, середине, конце слова). 2. Сложные формы звукового анализа. Определение последовательности звуке в слове. Определение количества звуков. Определение места звука относительно других звуков.
2. Коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова 1 этап Подготовительный. (Невербальный уровень) Концентрация внимания. Работа над ритмической стороной речи. Работа по развитию переключения и координации. 2. Этап. Коррекционный. (Вербальный уровень) Уровень гласных. Детей знакомят с гласными звуками и буквами, со слогообразующей ролью гласного, с обозначе¬нием гласных при помощи символов. Уровень слогов. Детей знакомят с открытыми и закры¬тыми слогами, с обозначением слогов при помощи схем. Уровень слов. На начальном периоде обучения нужно ис¬пользовать слова, в которых написание аналогично звуча¬нию: -двусложные слова с открытыми слогами: ва-та, ли-са; -трёхсложные слова с открытыми слогами: ма-ши-на; -односложные слова с закрытым слогом: мак, бак, рот; -двусложные слова с закрытым слогом на конце слова: ли¬-мон, ка-бан; -двусложные слова с со стечением в середине слова: бан-ка, руч-ка, ноч-ка; -двусложные слова с закрытым слогом на конце слова и стечением согласных в середине: чай-ник, кап-кан, -трехсложные слова с закрытым слогом на конце слова: ли- мо-над, ко-ри-дор; -трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом на конце: ав-то-бус, ав-то-мат; -трехсложные слова с двумя стечениями согласных: мат-реш-ка, гар-мош-ка; -односложные слова со стечением согласных: флаг, взгляд, лифт; -двухсложные слова с двумя стечениями: звез-да, круж-ка; -четырехсложные слова: че-ре-па-ха, пи-ра-ми-да.
3. Коррекция специфических ошибок слогового анализа и синтеза на уровне слова Развитие языкового анализа и синтеза на уровне словосо¬четания, предложения и текста предусматривает: знакомство с предложением - определение основных признаков предложения, Дифференциацию набора отдельных слов и предложения; дифференциацию словосочетания и предложения; развитие анализа структуры предложения – определение границ предложения, определение последовательности слов в предложении, определение места слов в предложе¬нии; знакомство с предлогами — определение их значения, зна¬комство с написанием предлогов; знакомство с приставками - определение их значения; знакомство с написанием приставок; диференциацию предлогов и приставок; знакомство с текстом — определение основных признаков текста; дифференциацию отдельных предложений и тек¬ста; определение последовательности предложений в тек¬сте.
Система коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза в логопункте лицея Название программы – Коррекция дисграфии у младших школьников, обусловленной нарушением языкового анализа и синтеза (составлена в соответствии с программой Е.В. Мазановой, 2006 г. ) Рабочая программа рассчитана на 60 ч (2 р. в нед.)
УМК учителя - методическое пособие для учителя-логопеда по программе «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза» (2006 г)