Создание мотивационно-проблемных ситуаций на уроках истории и обществознания
- Рубрика: Презентации / Презентации по Педагогике
- Просмотров: 192
Презентация для классов "Создание мотивационно-проблемных ситуаций на уроках истории и обществознания" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Тема: «Создание мотивационно-проблемных ситуаций на уроках истории и обществознания» Из опыта работы учителя истории и обществознания МОУ ЗСОШ №10 Марченко Н.В. «Мышление начинается с проблемы или вопроса, с удивления или недоумения, c противоречия». (С. Я. Рубинштейн)
Активизация учебной деятельности учащихся через создание проблемных ситуаций на уроках истории и обществознания Цель:
привлечь внимание учеников к учебному материалу, возбудить у них познавательный интерес; способствовать развитию мышления и творческих способностей учащихся; способствовать усвоению учащимися знаний и умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем Задачи:
Тема: «Голосование, выборы, референдум». 9 класс Политика – дело каждого? «Какая грязь эта политика! И слышать о политике ничего не хочу! Интриги, жестокость, подлость – это и есть политика!» «Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами». Ш. Монталабер
Зачем на местные - то выборы ходить? Как будто там крутые претенденты И могут они что-то изменить. Зависит всё в стране от президента. И что изменится, когда в глухой деревне, Где коровы бледные мычат, Вдруг вместо бывшей Марьи Алексеевны Все выберут Ивана Ильича? На основе этого стихотворения определите тему урока. (Урок обществознания 9 класс)
Тема урока: «Почему демократическому государству нужны выборы?» Не все граждане хотят воспользоваться своим активным избирательным правом. - Почему так происходит? Нужно ли идти на выборы? Попробуем разобраться в этих вопросах Продолжение:
Деление класса на группы – альтернативы. Одна группа приводит аргументы «за» участие в выборах, другая – «против». На этом же уроке можно создать альтернативную ситуацию.
Тема: «Политические режимы», 9 класс. Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? От чего зависит мера свободы личности? (от политических условий, в которых живет и действует личность) « Ещё в 6 веке до н. э. в Древней Греции состоялся разговор между рабом и рабовладельцем: « Знаешь ли ты, раб, что я могу поступить с тобой так, как захочу?» «да,- ответил раб, - я опутан оковами рабства, но мысли мои не знают оков». История не сохранила имени рабовладельца, а имя мудрого раба-Эзоп.
Свобода человека: вседозволенность или ответственность? Сила права или право силы? Независимость судебной власти: миф или реальность? Правовое государство: миф или реальность? Примеры проблемных ситуаций.
Примеры проблемных ситуаций. «Весь мир – театр. В нем женщины, мужчины – все актеры. У них есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль… Семь действий в пьесе той: «Младенец, школьник, юноша, любовник, солдат, судья, старик!». (У. Шекспир.) – В театре все роли заказаны, а в реальной жизни? Учащиеся мотивированы на конкретный вывод: «Треть своей жизни человек обучается жить в мире сложных общественных отношений».
Тема «Древняя Русь в IX – XII вв.» Почему распалась Киевская Русь? (или «Почему на смену единому государству пришла раздробленность?») проблема:
Тема урока: «Изменения политической системы в 1953 - середине 60-х годов». Советский писатель И. Эренбург назвал этот период «оттепелью», наступившей после долгой и суровой сталинской «зимы». И в тоже время это была не «весна» с ее полноводным и свободным «разливом» мыслей и чувств, а именно «оттепель», за которой мог вновь последовать и «легкий морозец». Вопрос: Предположите о чем пойдет речь на уроке Каковы задачи урока?
Анализ различных оценок личностей . Уроки-портреты. Петр I – чудо или чудовище. Александр I – сфинкс неразгаданный до гроба Столыпин П.А. – «вешатель» или «либерал-реформатор». 4. Правление Александра III - контрреформация ? 5. «Сталин – человек великий и страшный»
Сейчас на концертной эстраде звучит огромное количество песенных шлягеров, и жизнь многих из них, как правило, очень коротка. Даже став «хитом», та или иная песня вскоре сойдет со сцены, уступив место другой. Сколько их, «песен-однодневок», обреченных на забвение! И поэтому, когда встречаешься в искусстве с таким феноменом, как музыка Дунаевского, хочется узнать о личности композитора, понять причину феерического успеха его музыки. Урок МХК. 11 класс. Тема: «Русская музыка XX века». вопрос: Почему песни, написанные И. Дунаевским много лет назад, не стареют и по-прежнему любимы?
«… неповторимый, величайший гений сюрреализма XX века» Сальвадор Дали -….. «… его судьба и творчество – не более чем бездарный траги-фарс длиною в жизнь…»
Эффект края требует не только эффективности начала урока, но и эффективности его конца: Связать начало и конец урока – напомнить проблему урока и назвать ее решение; Завершить обсуждение яркой цитатой, афоризмом. Для выхода из проблемной ситуации я использую эффект Штирлица – эффект края:
Знания, полученные в результате решения проблемной задачи, твердо усваиваются, так как дети добывали их самостоятельно, а не получали в готовом виде. Проблемный материал развивает способность к анализу (Ребята лучше усваивают причинно-следственные, хронологические и другие связи), умение аргументировано отстаивать свою точку зрения, т.е. вести дискуссию. Результаты.
Использование проблемных ситуаций повышает интерес учащихся к предмету, повышает самооценку у учащихся, развивает потребность в познании нового. Результаты.
Участие в муниципальных и региональных олимпиадах Итоги муниципального этапа олимпиады школьников в 2010-2011 учебном году: Панченко Мария – победитель муниципального этапа олимпиады по обществознанию Бессарабова Жанна – победитель муниципального этапа олимпиады по истории 21 января 2011 года – участие в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников.
Участие в III областной научно-практической конференции «Диалог культуры и природы», в рамках Всероссийского конкурса «Моя Малая Родина».
29.11. 2010 - участие в районном конкурсе «Знаток Конституции России и избирательного права». Итоги – из 10 участников конкурса – 4 стали лауреатами конкурса (всего – 5 лауреатов): Беляков Дмитрий Клименко Дарья Литвинова Ирина Панченко Мария
Участие в районной интеллектуально-познавательной игре – «Брейн-ринг» (по Конституции РФ) Результат – участвовало 4 команды – заняли 2 место.