Символика желтого цвета в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 192
Презентация для классов "Символика желтого цвета в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Из тридцати романов, повестей, рассказов, составляющих литературное наследие Ф.М.Достоевского, можно выделить двадцать, где Петербург является главным местом действия.
Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман , точно вылит, так он строен. При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей,- весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено «ужасов», до неестественности… Но- силен, бес! А.Фадеев
Цель работы – выявить и описать функции желтого цвета в тексте романа. Задачи: выяснить, какая цветовая лексика используется в изучаемом произведении; выявить цели использования желтого цвета в романе; определить, какое настроение оно помогает передать; рассмотреть, каков подбор желтого цвета при описании интерьер, портрета и душевного состояния героя; изучить функционирование желтого цвета в романе; обнаружить и осмыслить нравстенно-философскую проблематику, экспонированной в колористическом строе произведения.
1. Различительная, или описательная, функция: - описания природы, - описания интерьера, - описания внешнего вида человека. 2. Характеризующая функция: - характеристика действительности, - характеристика состояния человека.
1. Состояния, связанные с позитивной энергетикой 2. Магическое воздействие 3. Знак отличия в обществе 4. Язык общения с богами и духами 5. Язык ритуалов 6.Знаки и сигналы 7. Негативная символика желтого и золотого
М. В. Ломоносов 4,6/13,5 В. К. Тредиаковский 1,8/23,6 А. П. Сумароков 4,8/26,3 Г. Р. Державин 2,5/17,5 В. В. Капнист 4,2/29,6 А. С. Пушкин 4,3/16,3 М. Ю. Лермонтов 3,5/10,1 Ф. И. Тютчев 2,4/22,5 Н. В. Гоголь 5,0/10,6 Л. Н. Толстой 7,9/1,7 Ф. М. Достоевский 10,6/2,5
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями...» Позднее вновь говорится об этой клетушке, когда Раскольникову «стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук». И, уже лежа в постели, больной «Раскольников обо ротился к стене, где на грязных желтых обоях с бе лыми цветочками выбрал один неуклюжий белый цветок, с какими-то коричневыми черточками, и стал рассматри вать...».
«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями...»
«Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой».
«Небольшая комната... с желтыми обоями... Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана, с огромною выгнутою деревянного спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенкам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках...» «В передней было очень темно и пусто, ни души, как будто все вынесли; тихонько, на цыпочках, прошел он в гостиную: вся комната была ярко облита лунным светом; все тут по-прежнему: стулья, зеркало, желтый диван и картинки в рамках».
«Пухлое, круглое и немного курносое лицо его (Порфирия Петровича) было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое». «Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха. Голова его слегка было начала кружиться; какая-то дикая энергия заблистала вдруг в его воспаленных глазах и в его исхудалом бледно-желтом лице».(Раскольников)
«Она вновь забылась, но это последнее забытье продолжалось недолго. Бледно-желтое, иссохшее лицо ее закинулось навзничь назад, рот раскрылся, ноги судорожно протянулись. Она глубоко-глубоко вздохнула и умерла».(Катерина Ивановна)
Человек задыхается в Петербурге Достоевского, в городе, где желтый цвет очень ярко высвечивает болезненную атмосферу города. Не случайно автор обращает внимание именно на этот цвет – цвет сумасшествия, что еще раз говорит о неизлечимой болезни Петербурга. Так, образ Петербурга прочно ассоциировался в русской литературе с желтым цветом.
Жёлтый цвет в романе создаёт дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности.