Символика в романе Ф.М Достоевского «Преступление и наказание»
- Рубрика: Презентации / Презентации по Литературе
- Просмотров: 265
Презентация для классов "Символика в романе Ф.М Достоевского «Преступление и наказание»" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Символика в романе Ф.М Достоевского «Преступление и наказание» Выполнила Машкалёва Настя, ученица 10 класса
Цель моего исследования: Показать на примере романа «Преступление и наказание» великого писателя и мыслителя Ф.М. Достоевского значение символа.
Что же такое символ? «Символ есть знак, условно выражающий сущность явления с определённой точки зрения» (Л. И. Тимофеев). «….можно утверждать, - хотя это и могло бы показаться парадоксальным, - что символ есть такая реальность, которая больше себя самой. ... (о. Павел Флоренский )
Символика цвета Рассмотрим два основных символических цвета романа: желтый и красный. Жёлтый. Раскольников ( жёлтая каморка с жёлтенькими обоями; « тяжёлая, желчная, злая улыбка змеилась по его губам »). Соня ( комната с « желтоватыми обоями »). Порфирий Петрович(мебель из « жёлтого отполированного дерева »). Свидригайлов ( жёлтый цвет обоев в комнате гостиницы, где остановился герой). Старуха – процентщица ( одета в истрёпанную и пожелтелую кацавейку, мебель из жёлтого дерева).
Красный сцена убийства - кровавый цвет: “кровь хлынула, как из опрокинутого стакана”, “красный сафьян”, “красный гарнитур”. начало активности (повышается пульс, поднимается давление, учащается дыхание)- красные пятна на шеках Екатерины Ивановны. Парни из первого сна Раскольникова, добивающие лошадёнку, были пьяные и тоже красные. ярко-красным был закат, когда герой отказался от своего “наваждения”. Сама природа как будто поддерживала его в тот момент
Таким образом: Жёлтый цвет в романе создаёт дополнительное ощущение болезненности, усиливает атмосферу нездоровья, расстройства, надрыва, истеричности и одновременно затхлости и безысходности. Красный цвет ассоциируется с кровью, с преступлением.
Таким образом: Число 4 имеет основополагающее значение. Есть четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света. Вот, например, слова Сони: “Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре сто . Число 7: роман имеет 7 частей: 6 частей и эпилог. Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека. Поэтому, “посылая” Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать этот союз.
Вот почему, чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен снова пройти через это истинно святое число. В эпилоге романа возникает число 7 , но уже не как символ гибели, а как спасительное число.
Символика имён и фамилий героев Раскольников. Фамилия указывает на явление раскола и напоминает о раскольниках. Мармеладов. Основные качества мармелада, особенно «мягкий», «слишком сладкий» соответствуют чертам характера героя и его манере изъясняться Соня. Софья – мудрость. Чаще употребляется в романе: Соня, Сонечка, этим подчёркивается её детскость. Раскольников называет героиню вначале (даже про себя) Софьей Семёновной, как бы признавая недетскую мудрость маленькой героини, хотя и не понимая её до конца.
Разумихин. Фамилия содержит более глубокий смысл, нежели распространённое ныне житейское понимание слова «разум». Разум – «духовная сила. Лужин. Фамилия, как и герой, ассоциируется с мелким грязным временным водоёмом: если попасть в лужу, можно испачкаться. Лебезятников. Корень этой фамилии «лебезить» означает: «егозить, елозить прислуживаясь, льстить, ластиться, ухаживать, увиваться, угодничать, подъезжать; …сплетничать».
Таким образом: Мы рассмотрели основные символы романа « Преступление и наказание». Они несут глубокий смысл, проясняющий общую ткань повествования. Помогают проникнуть в сокровенные глубины произведения.