Логопедические приемы на уроках русского языка
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Логопедические приемы на уроках русского языка" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Актуальность
1. В последнее время миграционные процессы меняют ситуацию в школьном образовании. Увеличивается число детей, для которых русский язык не родной.
2. Много детей-билингвов, которые родились в России и знают русский язык с рождения, наряду с другим языком. Говорят на двух языках и имеют свои речевые особенности.
3. Сочетание билингвизма и речевых нарушений, когда нет доминирующего языка, нарушение формирования обеих языковых систем и плюс речевая патология.
Цель: создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию
устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации
Цель педагога:
В процессе изучения русского языка важным становится языковое воспитание – формирование не только языковой, но и коммуникативной компетентности
Задачи:
Обучение грамотной, свободной речи
Обучение чтению и письму
Формирование коммуникативной компетенции
Формирование куртуловедческой компетенции
Диагностика в начале учебного года
Особое внимание уделяется учащимся, семьи которых недавно приехали в Россию.
От своевременной и правильной диагностики речевых нарушений у двуязычных детей зависят виды коррекционной помощи, а также прогноз обучения и развития ребенка.
Основой диагностики является дифференциация ошибок неосвоенного двуязычия (интерференции) и ошибок, обусловленных недоразвитием различных сторон речи (патологических).
Имеют языковую компетенцию, необходимо только усилить морфологические, синтаксические словообразовательные правила, научится читать и писать
Владеют речевой компетенцией (строят речь по правилам грамматики)
Межлистностная коммуникативная компетенция идет легко
Нет языковых компетенций
Не владеют речевой компетенцией
Нет коммуникативной компетенции
Дети -билингвы
Дети -инофоны
Особенности работы
Коммуникативная направленность обучения
Взаимосвязь языковой и речевой компетенции при их формировании
Соотнесенность с родным языком ребенка
Культурологическая направленность обучения (межкультурные компетенции)
Диалог культур
Система работы
Первичное обследование ребенка специалистами
Разработка системы помощи
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка
Работа на уроках над словарем
Игра и групповая деятельность
1. словообразовательные упражнения
«Найдите корень и подберите однокоренные слова»
«Образуйте от данных существительных прилагательные/ от данных глаголов существительные по образцу»
«Продолжите словообразовательный ряд прилагательных/глаголов с данной приставкой/суффиксом» и т.п.;
2.упражнения на составление тематических групп
«Выпишите из текста названия растений/профессий, характеристики предмета»
«Выпишите в словарик названия деревьев, предметов одежды» и т.
Игра «Мой, моя, моё, мои»
Назовите предметы, про которые можно сказать “Это мой” (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом и т.д.);
“это моя” (моя кукла, моя груша, моя шапка, моя машинка);
“это моё” (мое платье, мое пальто, мое дерево).
Игра «Наоборот»
Цель - упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь... («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь.... («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь... («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты... («нашел»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты... («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу - ну, отвечай... («конец»).
Игра «Цветочки»
Цель: развивать умение детей самостоятельно подбирать подходящие по значению слова-действия (глаголы).
Материал: предметные картинки на словосочетания: самолет летит, лошадь скачет, мальчик рисует и т.д.
Игра «Цветочки»
Работа на уроках над фразами
Игра и групповая деятельность
3. упражнения на включение данного слова в словосочетание
« Подберите к данному существительному прилагательные, к данному прилагательному существительное»
«Подберите к данному глаголу существительное по образцу: читать – что? – …. , встретиться – с кем? – …, рисовать – чем? – … » и т.п.;
4. упражнения на введение данных слов в контекст
«Опишите картинку, используя данные слова»
«Расскажите о своей семье, используя данные слова»
«Составьте предложения с данными словами» и т.п. т.
Игра «Найди ошибку»
Учитель предлагает детям послушать предложение и определить, правильно ли оно составлено, а если неправильно, то исправить ошибку.
Шел дождь, потому что я взяла зонтик.
Цветы не поливали, потому что они засохли.
Солнышко прячется, потому что ночью темно.
У Кати день рождения, потому что ей подарили книгу.
Игра «Есть-нет»
Цель: учить использовать в речи имена существительные в родительном падеже.
Взрослый говорит, что у него есть и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и говорит чего у него нет.
У меня есть мяч. У меня нет мяча.
У меня есть машина. У меня нет машины.
У меня есть апельсин. У меня нет апельсина.
У меня есть банан. У меня нет банана.
У меня есть персик. У меня нет персика.
У меня есть абрикос. У меня абрикоса.
У меня есть кубик. У меня нет кубика.
Хвалите ребенка за правильные ответы.
Приемы для детей-билингвов
правила-инструкции, разъясняющие закономерности русского языка и помогающие формировать языковую компетенцию школьников.
О людях и животных мы спрашиваем кто? О вещах мы спрашиваем что?
О мальчике, мужчине говорим он, а о девочке, женщине — она.
По-русски говорят: мальчик пришел, но — девочка пришла; мальчик большой, сильный, но — девочка большая, красивая, добрая.
Запомните. Девочка говорит: «Я рада», «Я сама», мальчик говорит: «Я рад», «Я сам».
Такого рода разъяснения нужно давать с самого раннего периода обучения русскому языку в форме, доступной пониманию обучающихся определенного возраста и уровня сформированности языковой компетенции
Приемы для детей-билингвов
Функциональное объяснение многих языковых явлений : объяснение значений падежей (в доступной учащимся форме); объяснение значений названий частей речи (местоимение – вместо имени, указывает на предмет; предлог – перед словом (греч. « logos » – слово) )
Беседа с учащимися по теме культурно значимых текстов, встречающихся на уроках русского языка, концептов ( хлеб, душа, свобода, тоска и т.п.), исторических реалий, упоминающихся в текстах упражнений или в предложениях ( военная тема, упоминание знаменитых государственных деятелей, национальных праздников и т.п. )
Пояснение лексического значения слова
Приемы для детей-билингвов
Актуализация проблем , возникающих при межкультурной коммуникации в процессе познания билингвами русского языка
Постановка проблемных вопросов, касающихся грамматического или лексического строя русского языка, русской ментальности, поведения в определенных ситуациях и мн. др.:
«Зачем русским людям суффиксы - ик , - ек , - ок ? Чем отличаются слова ключ и ключик ?»
«Почему в русском языке неодушевленные предметы могут быть мужского и женского рода?»
«Почему в русском языке так много глаголов движения ( ходить, идти, пойти, ехать, поехать, ездить и др.)?»
«Что такое авось ? И почему русские так часто на него полагаются ?»
Условия на уроке повышающие эффективность работы
Дополнительные физминутки с речью и движением
Работа детей в группе, в парах
Разборы пословиц каждого языка
Небольшое количество детей в классе
Большое количество наглядного и игрового оборудования
Атмосфера доверия, толерантности
Взаимодействие с родителями и специалистами ОО.
Спасибо за внимание!
Комарова Н.Л., учитель-логопед
Буланева С.Е., учитель начальных классов
Малышева О.А., учитель начальных классов
Почта: [email protected]