Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Логопедические приемы на уроках русского языка

Логопедические приемы на уроках русского языка

Логопедические приемы на уроках русского языка - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Логопедические приемы на уроках русского языка:
Cкачать презентацию: Логопедические приемы на уроках русского языка

Презентация для классов "Логопедические приемы на уроках русского языка" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

Логопедические приемы на уроках русского языка<br>МБОУ г.Ирккутска СОШ №32<br>29.11.2022г.<br>
1 слайд

Логопедические приемы на уроках русского языка
МБОУ г.Ирккутска СОШ №32
29.11.2022г.

Актуальность<br>1. В последнее время миграционные процессы меняют ситуацию в школьном образовании. У
2 слайд

Актуальность
1. В последнее время миграционные процессы меняют ситуацию в школьном образовании. Увеличивается число детей, для которых русский язык не родной.
2. Много детей-билингвов, которые родились в России и знают русский язык с рождения, наряду с другим языком. Говорят на двух языках и имеют свои речевые особенности.
3. Сочетание билингвизма и речевых нарушений, когда нет доминирующего языка, нарушение формирования обеих языковых систем и плюс речевая патология.

Цель: создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также
3 слайд

Цель: создание условий, способствующих выявлению и преодолению нарушений речевого развития, а также дальнейшему развитию
устной и письменной речи, совершенствованию коммуникации

Цель педагога:<br>В процессе изучения русского языка важным становится языковое воспитание – формиро
4 слайд

Цель педагога:
В процессе изучения русского языка важным становится языковое воспитание – формирование не только языковой, но и коммуникативной компетентности
Задачи:
Обучение грамотной, свободной речи
Обучение чтению и письму
Формирование коммуникативной компетенции
Формирование куртуловедческой компетенции

Диагностика в начале учебного года<br>Особое внимание уделяется учащимся, семьи которых недавно прие
5 слайд

Диагностика в начале учебного года
Особое внимание уделяется учащимся, семьи которых недавно приехали в Россию.
От своевременной и правильной диагностики речевых нарушений у двуязычных детей зависят виды коррекционной помощи, а также прогноз обучения и развития ребенка.
Основой диагностики является дифференциация ошибок неосвоенного двуязычия (интерференции) и ошибок, обусловленных недоразвитием различных сторон речи (патологических).

Имеют языковую компетенцию, необходимо только усилить морфологические, синтаксические словообразоват
6 слайд

Имеют языковую компетенцию, необходимо только усилить морфологические, синтаксические словообразовательные правила, научится читать и писать
Владеют речевой компетенцией (строят речь по правилам грамматики)
Межлистностная коммуникативная компетенция идет легко
Нет языковых компетенций





Не владеют речевой компетенцией

Нет коммуникативной компетенции

Дети -билингвы
Дети -инофоны

Особенности работы<br>Коммуникативная направленность обучения<br>Взаимосвязь языковой и речевой комп
7 слайд

Особенности работы
Коммуникативная направленность обучения
Взаимосвязь языковой и речевой компетенции при их формировании
Соотнесенность с родным языком ребенка
Культурологическая направленность обучения (межкультурные компетенции)
Диалог культур

Система работы<br>Первичное обследование ребенка специалистами<br>Разработка системы помощи<br>Психо
8 слайд

Система работы
Первичное обследование ребенка специалистами
Разработка системы помощи
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка

Работа на уроках над словарем<br>Игра и групповая деятельность<br>1. словообразовательные упражнения
9 слайд

Работа на уроках над словарем
Игра и групповая деятельность
1. словообразовательные упражнения
«Найдите корень и подберите однокоренные слова»
«Образуйте от данных существительных прилагательные/ от данных глаголов существительные по образцу»
«Продолжите словообразовательный ряд прилагательных/глаголов с данной приставкой/суффиксом» и т.п.;
2.упражнения на составление тематических групп
«Выпишите из текста названия растений/профессий, характеристики предмета»
«Выпишите в словарик названия деревьев, предметов одежды» и т.

Игра «Мой, моя, моё, мои»<br>Назовите предметы, про которые можно сказать “Это мой” (мой карандаш, м
10 слайд

Игра «Мой, моя, моё, мои»
Назовите предметы, про которые можно сказать “Это мой” (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом и т.д.);
“это моя” (моя кукла, моя груша, моя шапка, моя машинка);
“это моё” (мое платье, мое пальто, мое дерево).

Игра «Наоборот»<br>Цель - упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).<br>Нам с тобой пришел ч
11 слайд

Игра «Наоборот»
Цель - упражнение в подборе антонимов (слов-неприятелей).
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово «высоко», а ты ответишь... («низко»).
Скажу я слово «далеко», а ты ответишь.... («близко»).
Скажу я слово «потолок», а ты ответишь... («пол»).
Скажу я слово «потерял», а скажешь ты... («нашел»)!
Скажу тебе я слово «трус», ответишь ты... («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу - ну, отвечай... («конец»).

Игра «Цветочки»<br>Цель: развивать умение детей самостоятельно подбирать подходящие по значению слов
12 слайд

Игра «Цветочки»
Цель: развивать умение детей самостоятельно подбирать подходящие по значению слова-действия (глаголы).
Материал: предметные картинки на словосочетания: самолет летит, лошадь скачет, мальчик рисует и т.д.
Игра «Цветочки»

Работа на уроках над фразами<br>Игра и групповая деятельность<br>3. упражнения на включение данного
13 слайд

Работа на уроках над фразами
Игра и групповая деятельность
3. упражнения на включение данного слова в словосочетание

« Подберите к данному существительному прилагательные, к данному прилагательному существительное»
«Подберите к данному глаголу существительное по образцу: читать – что? – …. , встретиться – с кем? – …, рисовать – чем? – … » и т.п.;
4. упражнения на введение данных слов в контекст
«Опишите картинку, используя данные слова»
«Расскажите о своей семье, используя данные слова»
«Составьте предложения с данными словами» и т.п. т.

Игра «Найди  ошибку»<br>Учитель предлагает детям послушать предложение и определить, правильно ли он
14 слайд

Игра «Найди ошибку»
Учитель предлагает детям послушать предложение и определить, правильно ли оно составлено, а если неправильно, то исправить ошибку.
Шел дождь, потому что я взяла зонтик.
Цветы не поливали, потому что они засохли.
Солнышко прячется, потому что ночью темно.
У Кати день рождения, потому что ей подарили книгу.

Игра «Есть-нет»<br>Цель: учить использовать в речи имена существительные в родительном падеже.<br><b
15 слайд

Игра «Есть-нет»
Цель: учить использовать в речи имена существительные в родительном падеже.

Взрослый говорит, что у него есть и бросает мяч ребенку. Ребенок ловит мяч и говорит чего у него нет.

У меня есть мяч. У меня нет мяча.

У меня есть машина. У меня нет машины.

У меня есть апельсин. У меня нет апельсина.

У меня есть банан. У меня нет банана.

У меня есть персик. У меня нет персика.

У меня есть абрикос. У меня абрикоса.

У меня есть кубик. У меня нет кубика.

Хвалите ребенка за правильные ответы.

Приемы  для детей-билингвов<br>правила-инструкции, разъясняющие закономерности русского языка и помо
16 слайд

Приемы для детей-билингвов
правила-инструкции, разъясняющие закономерности русского языка и помогающие формировать языковую компетенцию школьников.

О людях и животных мы спрашиваем кто? О вещах мы спрашиваем что?
О мальчике, мужчине говорим он, а о девочке, женщине — она.
По-русски говорят: мальчик пришел, но — девочка пришла; мальчик большой, сильный, но — девочка большая, красивая, добрая.
Запомните. Девочка говорит: «Я рада», «Я сама», мальчик говорит: «Я рад», «Я сам».

Такого рода разъяснения нужно давать с самого раннего периода обучения русскому языку в форме, доступной пониманию обучающихся определенного возраста и уровня сформированности языковой компетенции

Приемы  для детей-билингвов<br>Функциональное объяснение многих языковых явлений : объяснение значен
17 слайд

Приемы для детей-билингвов
Функциональное объяснение многих языковых явлений : объяснение значений падежей (в доступной учащимся форме); объяснение значений названий частей речи (местоимение – вместо имени, указывает на предмет; предлог – перед словом (греч. « logos » – слово) )

Беседа с учащимися по теме культурно значимых текстов, встречающихся на уроках русского языка, концептов ( хлеб, душа, свобода, тоска и т.п.), исторических реалий, упоминающихся в текстах упражнений или в предложениях ( военная тема, упоминание знаменитых государственных деятелей, национальных праздников и т.п. )

Пояснение лексического значения слова

Приемы  для детей-билингвов<br>Актуализация проблем , возникающих при межкультурной коммуникации в п
18 слайд

Приемы для детей-билингвов
Актуализация проблем , возникающих при межкультурной коммуникации в процессе познания билингвами русского языка

Постановка проблемных вопросов, касающихся грамматического или лексического строя русского языка, русской ментальности, поведения в определенных ситуациях и мн. др.:

«Зачем русским людям суффиксы - ик , - ек , - ок ? Чем отличаются слова ключ и ключик ?»
«Почему в русском языке неодушевленные предметы могут быть мужского и женского рода?»
«Почему в русском языке так много глаголов движения ( ходить, идти, пойти, ехать, поехать, ездить и др.)?»
«Что такое авось ? И почему русские так часто на него полагаются ?»

Условия на уроке повышающие эффективность работы<br>Дополнительные физминутки с речью и движением<br
19 слайд

Условия на уроке повышающие эффективность работы
Дополнительные физминутки с речью и движением
Работа детей в группе, в парах
Разборы пословиц каждого языка
Небольшое количество детей в классе
Большое количество наглядного и игрового оборудования
Атмосфера доверия, толерантности
Взаимодействие с родителями и специалистами ОО.

Спасибо за внимание!<br>Комарова Н.Л., учитель-логопед<br>Буланева С.Е., учитель начальных классов<b
20 слайд

Спасибо за внимание!
Комарова Н.Л., учитель-логопед
Буланева С.Е., учитель начальных классов
Малышева О.А., учитель начальных классов
Почта: [email protected]

Отзывы на uchebniki.org.ua "Логопедические приемы на уроках русского языка" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация