Презентация к докладу "Приёмы работы активизирующие речевое общение на уроках русского языка"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 61
Презентация для классов "Презентация к докладу "Приёмы работы активизирующие речевое общение на уроках русского языка"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Приёмы работы активизирующие речевое общение на уроках русского языка и развития речи
С.А. Зыков «…важно не только научить глухого говорить, но и воспитывать в ребенке потребность пользоваться речью как средством общения…»
Виды работ коммуникативной направленности
- описание событий дня;
- письмо родным, с сообщением о своей жизни, об интересных происшествиях;
-рассказ об экскурсии;
- сообщение об интересных событиях
на перемене и во внеклассное время;
- сообщения о проведенном празднике;
- составление рапорта о дежурстве и др.
Во всех названных видах работ центральное звено
знаковой ситуации - адресат.
Приступая к их выполнению, ученики знают, для кого они пишут сообщение. Социальный характер таких сообщений активизирует школьников и повышает ответственность за работу, в результате чего повышается
качество обучения языку в целом.
«Преднамеренное создание ситуаций, требующих определенных взаимоотношений, способствует обучению детей не только способом поведения в различных ситуациях коллективной деятельности, но и обогащает речь, активизирует общение глухих школьников»
Т. С. Зыкова
Формы речи
- рассказ об увиденном и в связи с прочитанным;
- письма, записи в читательском дневнике;
- составление предложений разного рода, их перефразировка и восстановление…
Уточняются значения слов, учат детей рассуждать, сравнивать, сопоставлять, устанавливать сходство, классифицировать и систематизировать, обобщать.
В программе 5–6 классов есть такие виды работы, как краткое описание природы, событий из школьной жизни, умение писать записку, заявление, краткую автобиографию, заметку в стенгазету. В 7 классе – это уже составление характеристики, оценка действующих лиц.
Ситуация может носить наглядно воспринимаемый характер, например:
вид помещения, которое надо описать,
несколько предметов, о которых следует сказать, что они из себя представляют, в каких отношениях находятся между собой,
какое-то явление, к которому предстоит выразить свое отношение.
В учебных условиях наглядная ситуация часто задается демонстрацией предметов и действий, инсценировкой, картиной и серией картин, макетом, аппликацией и т.п. В качестве наглядной ситуации может предстать улица города, вид, открывающийся из окна, состояние погоды.
На воображаемой ситуации, т.е. опираются на те образы, представления и их следы, которые сохранились от восприятия наглядных ситуаций, предшествовавшего моменту разговора.
С такими ситуациями учащиеся имеют дело, когда, например, рассказывают о виденном на экскурсии,
пишут сочинения о проведенных каникулах, по материалу ранее просмотренного фильма,
воспроизводят порядок своих действий и их результаты при описании ранее выполненной работы или (основываясь на предыдущем опыте) говорят о том, как будут выполнять ее в следующий раз, и т.п.
В диалогической речи используют виды работ:
развитие навыков ситуативного диалога и
диалога по заранее определённой теме,
построение диалога по аналогии с образцом,
дополнение его репликой,
подбор парных реплик из числа предложенных,
вставка в диалог пропущенной реплики,
придумывание пропущенной реплики,
продолжение диалога (по его началу),
составление диалога по заданной ситуации, (например, изменить время или место действия)
диалоги по воображаемой ситуации (например: продавец и покупатель, врач и пациент, и т.д.)
Краткие беседы, которые мы проводим в начале урока развития речи (о погоде, дежурстве, календарных датах, распорядке дня, предстоящих событиях) –
важный участок речевой практики
Краткие беседы позволяют закреплять и совершенствовать приобретаемые на уроках речевые навыки и умения в условиях естественной коммуникации; они дают возможность выявить самостоятельно приобретаемый слабослышащими детьми словарь.
Повествование - один из видов монологической речи.
В нем констатируются факты, события, явления, их последовательность, во времени, причины и следствия.
Выполняются, в частности, упражнения с деформированным текстом, отдельные предложения которого надо соотнести с картинами сюжетной серии, с дополнением текста или восполнением в нем пропущенных фраз.
Более сложными являются упражнения, в которых рассказ составляется по опорным словам, словосочетаниям, вопросам и картинам. Дети учатся также пересказу сообщений учителя (в различных вариантах: с опорным словарем, с заданием изменить обстоятельства действия, его место, время и т. п.).
На итоговом собеседовании по русскому языку выпускникам девятых классов предлагаются задания: чтение текста, его пересказ, монолог и диалог на выбранную тему.
три основных вида монологической речи – повествование, описание и рассуждение.
Устная часть экзамена по русскому языку направлена на выявление коммуникативных навыков школьников. Она проверит способность читать тексты с интонацией и эмоциональной окраской, пересказывать прочитанное, с привлечением дополнительной информации,
умение вести монолог и диалог.