Презентация по изобразительному искусству "Урало-Сибирская домовая роспись", Некрасова Е.Г.
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация по изобразительному искусству "Урало-Сибирская домовая роспись", Некрасова Е.Г." онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Урало-Сибирская роспись
Урало-Сибирская роспись зародилась в XVI-XVII вв. в связи с миграцией русского населения на Урал. Переселенцы везли с собой культуру, обычаи, жизненный уклад той местности, откуда переселились. Крупными промысловыми центрами в XVII в. становятся Соликамск, Тюмень и Тобольск.
Домовая роспись стала популярной в начале XIX века. Расписывали как предметы быта, так и интерьеры. Декорировали стены, потолки, двери, простенки, полати, шкафы, прялки, посуду, коромысла. Определенная местность специализировалась на конкретных изделиях, например, Кунгур – на коромыслах, Оханск – на телегах.
Наряду с утварью на Урале было принято расписывать и жилища. Формированию целостного стиля уральской домовой росписи способствовало то, что данный промысел отличался большой подвижностью. Профессиональные крестьяне-художники переезжали из волости в волость, расписывая избы.
К началу XX века уральская роспись, как и многие другие промыслы, приходит в упадок. Нет больше потребностей прясть вручную, исчезает из обихода деревянная посуда, да и в целом все более популярны становятся изделия городские, массового производства. Нечего больше расписывать.
Как будто бы объемные ягоды, яркие цветы, удивительные львы, явно никогда не встречавшиеся художникам, – Урало-Сибирская роспись украшает прялки, сундуки, шкафы, полати и потолки. Контрастный рисунок выглядит празднично, украшает дом и расписанные предметы, свидетельствует о достатке и статусе их владельца.
Урало-сибирская роспись производилась масляными красками на предварительно подготовленной деревянной основе. Основная техника – «разбел». На кисть брались два цвета – основной на одну сторону кисти и белый на другую. Таким образом мазки получались более «живыми», как бы с игрой света, а переход между цветами получался более плавный, нежели при нанесении белого цвета поверх основного рисунка. Цветовая гамма ограничена несколькими цветами - красным, синим, желтым, зеленым и их оттенками. Реже присутствовал темно-коричневый. Но всегда присутствовал белый – для моделировки форм - и черный.
Основные мотивы изображений - цветы, букеты, древо жизни, реже - животные, птицы. Деревянную основу ошкуривали, грунтовали лаками, клеем или крахмалом, затем наносили краской фон. Рисунок делался контрастными с фоном тонами.