Презентация на тему "Возможности интегрированного обучения для всех категорий детей с ОВЗ"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация на тему "Возможности интегрированного обучения для всех категорий детей с ОВЗ"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
«Возможности интегрированного обучения для всех категорий детей с ОВЗ.»
Подготовила учитель начальных классов МБОУ СОШ 4 г. Белореченска
Вирабян Гаянэ Оганесовна
В современном обществе остро стоит проблема понимания инклюзии. Главное не то, как люди с ограниченными возможностями здоровья реализуют себя в обществе, а как человечество относится к таким людям. Ведь каждый человек нуждается в принятии и поддержке. В данной статье мы поднимаем вопрос о том, как современное общество относится к человеку с ограниченными возможностями здоровья.Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей интегрированного (инклюзивного) воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) совместно с нормально развивающимися сверстниками.
В настоящее время в Российской Федерации интегрированное (совместное, инклюзивное) воспитание и обучение детей значительно расширяется. Однако необходимо придать данному процессу организованный характер, обеспечив каждому ребенку с ОВЗ уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму интеграции.
Российскими дефектологами накоплен большой опыт экспериментальной работы с детьми, интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников (Е. П. Кузмичева, Э. И. Леонгард, Г. Л. Зайцева, Н. Д. Шматко, Н. Н. Малофеев, А. Н. Коноплева, Т. Л. Лещинская, М. Л. Любимов, Е. А. Стребелева, Е. А. Екжанова, Е. А. Шкатова, Л .Е. Шевчук, Л. М. Кобрина, Е. В. Резникова, Д. В. Шамсутдинова и другие).
Интеграция (с лат. integratio – восстановление, восполнение, объединение каких – либо элементов, частей в целое) рассматривается как «закономерный этап развития системы специального образования, связанный с изменением отношения общества и государства к инвалидам, с признанием их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая образование.
Интегрированное (совместно с нормально развивающимися сверстниками) обучение предполагает овладение ребенком с ОВЗ общеобразовательным стандартом в те же (или близкие) сроки, что и здоровыми детьми.
На протяжении многих лет ученые и практики – дефектологи считали, что детей с отклонениями в развитии лучше обучать в специальных коррекционных образовательных учреждениях, чем в общеобразовательных. Но западные интеграционные тенденции в системе специального образования оказали свое влияние на понимание и принятие нашим государством, обществом, средствами массовой информации проблем воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии.
Организация интегрированного обучения является как социальным, так и государственным заказом общества, достигшего определенного уровня экономического, культурного, правового развития.
Несмотря на то, что сложилась государственная разветвленная сеть специальных учреждений, в настоящее время большинство ученых и практиков признают, что в последнее десятилетие ведущим направлением в системе специального образования страны стала интеграция. (Н. Н. Малофеев, Н. М. Назарова, Н. Д. Шматко, Л. М. Шипицына).
Отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех основных принципах:
- ранней диагностике и коррекции;
- обязательной коррекционной помощи каждому интегрированному ребенку в общеобразовательное пространство;
- обоснованном отборе детей для интегрированного обучения.
При таком подходе интеграция не противопоставляется системе специального образования, а выступает как одна из альтернативных форм внутри системы образования. Можно считать, что «интеграция сближает две образовательные системы – общую и специальную, делая проницаемыми границы между ними».
Основоположником идеи интегрированного обучения в отечественной педагогике является Л. С. Выготский. Он писал, что «при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что она замыкает своего воспитанника – слепого, глухого, умственно отсталого ребенка – в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фокусирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь».
Выготский полагал, что главная задача воспитания ребенка с нарушением развития – его интеграция в жизнь и создание условий для компенсации его недостатка каким-либо другим путем.
Компенсацию ученый рассматривал не в биологическом, а в социальном аспекте, так как он считал, что воспитателю в работе с ребенком, имеющим дефекты развития, приходится иметь дело не столько с биологическими фактами, сколько с их социальными последствиями.
Интеграция - не новая для Российской Федерации проблема. В массовых детских садах и школах России находится много детей с отклонениями в развитии. Эта категория детей крайне разнородна и включает в себя четыре группы:
- недиагностированные дети, их "интеграция" обусловлена тем, что имеющееся отклонение в развитии не выявлено;
- дети, родители которых, зная о нарушении развития ребенка, по разным причинам настаивают на обучении в массовом детском саду или школе; в том случае, когда интегрированное обучение проводится лишь по желанию родителей, без учета мнения специалистов, оказывается, что оно эффективно только для незначительной части этих детей, большинство же из них через несколько лет "интегрированного обучения", неадекватного их уровню развития, оказываются в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях или полностью "выпадают" из системы образования;
- воспитанники специальных дошкольных групп и классов в массовых детских садах и школах; обучение и воспитание таких детей осуществляется с учетом отклонений в их развитии;
- дети, которые в результате длительной коррекционной работы, проводимой учителями-дефектологами и родителями, подготовлены к обучению в среде здоровых сверстников, что позволяет специалистам рекомендовать для них интегрированное обучение. Однако, как правило, эти дети лишены необходимой и показанной им систематической коррекционной помощи, что снижает эффективность интегрированного обучения.
Интегрированное обучение основывается на концепции «нормализации», в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть максимально приближенными к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут. Применительно к детям с отклонениями в развитии это означает следующее:
− ребенок с особыми образовательными потребностями имеет общие для всех детей потребности, главная из которых потребность в любви и стимулирующей развитие обстановке;
− ребенок должен вести жизнь в максимальной степени приближающуюся к жизни нормальных людей;
− учиться могут все дети, а значит, всем им, какими бы тяжелыми не были нарушения развития, должна предоставляться возможность получить образование.
Интеграция – это явление как социальное, так и педагогическое.
Совместное обучение дает многое, как здоровым детям, так и детям с отклонениями в развитии.
Интеграция способствует формированию у детей терпимости и положительного отношения к своим сверстникам, развитию чувства взаимопомощи и стремления к сотрудничеству, обогащению внутреннего духовного мира, совершенствованию коммуникативных навыков, подготовке к общению всех детей в среде своих сверстников.
Успешность интеграции детей с отклонениями в развитии зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений, но и от эффективности отобранных и учитывающих эти нарушения учебных программ, обучающих технологий, от системы отношения к таким детям со стороны окружения, от той образовательной среды, в которую ребенок интегрируется.
Реализация интегрированного обучения предполагает обязательное руководство учебно-воспитательным процессом специалистами, которые сумели бы помочь обычным педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников.
Интеграция ребенка с проблемами в развитии, как считают Л. П. Григорьева, Е.А. Екжанова, Э.И. Леонгард, Н.Н. Малофеев, Т. В. Пелымская, Л. И. Солнцева, Е. А. Стребелева, С. Л. Хорош, Н.Д. Шматко, Л. М. Шипицына следует начинать с социальной интеграции, желательно в дошкольном возрасте.
Чтобы ребенок с ОВЗ успешно интегрировался в общеобразовательную среду необходимо учитывать следующие условия:
• желание родителей обучать своего ребенка вместе с нормально развивающимися сверстниками, стремление и готовность семьи систематически помогать ребенку в процессе обучения;
• наличие возможности подобрать ребенку тот вариант организации интегрированного обучения, который является доступным и полезным для его развития;
• наличие возможности систематически оказывать интегрированному ребенку необходимую ему квалифицированную специальную медико-психолого-педагогическую помощь;
• психологическая готовность ребенка с особыми образовательными потребностями к совместному обучению с нормально развивающимися сверстниками;
• готовность образовательного учреждения принять детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработка вариантов организации интегрированного воспитания и обучения основывается на положении о том, что отечественная образовательная система должна обеспечивать возможность подобрать каждому ребенку ту форму интеграции, которая доступна и полезна для его психического развития, образования и формирования жизненной компетенции.
При разработке вариантов организации интегрированного воспитания и обучения учитывались современные научные представления о том, что уровень психического развития детей с одним и тем же первичным нарушением может быть существенно различным, поскольку биологическое неблагополучие ребенка (нарушение слуха, зрения, центральной нервной системы и др.) служит лишь первичной предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, способного вызвать вторичные отклонения в психическом развитии, которые могут быть в значительной степени предупреждены и преодолены посредством обучения — специально организованного и особым образом устроенного.
Эффективная интеграция возможна только при условии специальной подготовки и переподготовки кадров педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) учреждений. Целью такой подготовки является овладение педагогами детских садов дефектологическими знаниями и специальными педагогическими технологиями, которые обеспечат возможность квалифицированного обучения детей, о проблемах которых они мало осведомлены.
В последние годы в процессе целенаправленных исследований в различных регионах России педагоги-новаторы определили наиболее эффективные модели интеграции.
Это интеральная интеграция (внутри системы специального образования) и экстернальная интеграция (взаимодействие системы специального и общего образования).
На основании разработанной концепции Институт коррекционной педагогики РАО в последнее десятилетие провел исследования, направленные на разработку и экспериментальную апробацию различных вариативных моделей интегрированного обучения детей с отклонениями в развитии (с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата) в ряде массовых дошкольных и школьных учреждений Москвы и Московской области.
Показано, что наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции детей с отклонениями в развитии располагают комбинированные образовательные учреждения, т.е. учреждения, имеющие как обычные, так и специальные дошкольные группы и школьные классы.
В этих условиях возможно эффективно осуществлять интеграцию детей с учетом уровня развития каждого ребенка, выбирая полезную и возможную для него "долю" интеграции, т.е. одну из моделей:
- комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных воспитываются в массовых группах (классах), получая постоянную коррекционную помощь учителя-дефектолога специальной группы (класса);
- частичная интеграция, при которой дети, еще не способные на равных со здоровыми сверстниками овладевать образовательным стандартом, вливаются лишь на часть дня (например, на его вторую половину) в массовые группы (классы) по 1-2 человека;
- временная интеграция, при которой все воспитанники специальной группы (класса) вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития объединяются со здоровыми детьми не реже 2-х раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.
Реализация всех этих моделей предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога, который помогает массовым педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников.
Полная интеграция может быть эффективна для детей, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению.
Такие дети по 1-2 человека включаются в обычные группы детского сада или классы школы, при этом они обязательно должны получать коррекционную помощь либо по месту обучения (например, дети с нарушениями речи в логопункте детского учреждения), либо в группе кратковременного пребывания специального детского сада или школы, либо в разнообразных центрах (например, дети с нарушенным слухом в сурдологических кабинетах системы здравоохранения).
Интеграция не должна осуществляться стихийно. Она возможна лишь при наличии в массовых образовательных учреждениях соответствующего материально-технического, программно-методического и кадрового обеспечения, а в специальных и комбинированных – при реализации разноуровневых моделей интегрированного (совместного, инклюзивного) воспитания и обучения, учитывающих уровень развития каждого ребенка с ОВЗ. Только совокупность этих условий обеспечивает полноценную, грамотно организованную систему интегрированного воспитания и обучения детей с ОВЗ.
Список использованной литературы:
1. Актуальные проблемы интегрированного обучения. - М.: Права человека, 2001. – 152с.
2. Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2009. - № 6. – С. 3-9.
3. . Малофеев, Н.Н. Совместное воспитание и обучение – закономерный этап развития системы образования [Текст] /Н.Н.Малофеев. М.М.Маркович, Н.Д.Шматко // Управление ДОУ. – 2010. - № 6. - С. 8-23.
4. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен //Дефектология, 2008, №2. – С. 86-94.
5. Малофеев Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. - 2009. - № 6. – С. 3-9.
6. 4. Малофеев, Н.Н. Совместное воспитание и обучение – закономерный этап развития системы образования [Текст] /Н.Н.Малофеев. М.М.Маркович, Н.Д.Шматко // Управление ДОУ. – 2010. - № 6. - С. 8-23.
7. Шипицына, Л.М. Актуальные проблемы интегрированного обучения . Современные тенденции развития специального образования в России [Текст] / Л.М. Шипицына. – М.: Права человека, 2001. – С.57-58. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен //Дефектология, 2008, №2. – С. 86-94.