"Презентация по литературе "Нефантастическая фантастика. Рассказ М.Осоргина "Пенсне" е"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов ""Презентация по литературе "Нефантастическая фантастика. Рассказ М.Осоргина "Пенсне" е"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Нефантастическая фантастика. Рассказ М.Осоргина «Пенсне»
Автор - Шаповалова О.В. , учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей № 18»
г. Сарапул, Удмуртская Республика
Эпиграфы к уроку
…И смешная же она, Русь-то, не глядя на весь трагизм её жизни.
М. Горький
…Ах, эти мелочи! Как чесоточный зудень,
впиваются они в организм человека, и
точат, и жгут его. Нет места для работы
здоровой мысли, нет свободной минуты
для плодотворного труда! Мелочи, мелочи,
мелочи- заполонили всю жизнь.
М.Е.Салтыков- Щедрин
Необычно о привычном
Понравился ли рассказ? Помог ли он подумать о привычных предметах по-особому, как о предметах одушевлённых, наделённых разумом?
Предшественники и учителя
Писатели ΧІΧ века использовали приёмы, которые есть в рассказе Осоргина, став его предшественниками и учителями.
«пахнет счастьем»
А.П.Чехов. состояние героя в рассказе «Три года» передаёт чрезвычайно выразительно при помощи внешней детали: «Дома он увидел на стуле зонтик, забытый Юлией Сергеевной, схватил его и жадно поцеловал. Зонтик был шёлковый, уже не новый, перехваченный старою резинкой; ручка была из простой. белой кости, дешёвая. Лаптев раскрыл его над собой, и ему показалось, что около него даже пахнет счастьем»
Обнищание души
Очень интересно этим приёмом пользуется Н.В.Гоголь в поэме «Мёртвые души»
В образах помещиков Гоголь показал историю обнищания человеческой души
Викторина «Мир вещей»
Вашему вниманию предлагаются названия различных вещей, которые становились «героями» прочитанных произведений, назовите автора и произведение, а также владельца вещи
решето с крыжовником
рассказ «Хамелеон», Очумелов
«Вещи время от времени уходят гулять»
Наверно, в жизни часто так бывает,
Наверно, с этим сталкивался каждый,
Когда предмет на время пропадает.
Какой-нибудь простой, но очень важный.
Казалось бы, сережки и сережки!
Они должны быть в паре непременно.
Но стоит только расстегнуть застежку,
И пропадет одна из них мгновенно!
Зато потом она опять найдется,
И вдруг ты, ужасаясь, понимаешь,
Что заново теперь искать придется,
Ведь, где вторая, ты уже не знаешь.
Все можно объяснить, конечно, просто,
Ведь мы так неловки, неосторожны,
И память коротка, и ум не острый,
И сто ещё придумать можно!
Но есть один ответ на все сомненья:
Смеясь, нас вещи просто за нос водят!
У них есть свой характер и стремленья,
И иногда они гулять уходят…
Ульяна Данилова
Привязанность к миру вещей
Всё творчество Осоргина пронизывали две задушевные мысли: страстная любовь к природе и привязанность к миру обыкновенных, незаметных вещей. Вторая мысль легла в основу рассказа “Пенсне”.
Образ рассказчика
В атмосферу непринужденной, безыскусственной беседы мы попадаем благодаря творчеству М.А. Осоргина. Автор не сочиняет, не приукрашивает, а “просто” рассказывает то, что было, без литературных претензий
Образ рассказчика
Автор использует прием наивного рассказчика, вполне в традиции русской литературы: Белкин у Пушкина, Рудый Панько у Гоголя, рассказчики у Тургенева.
Образ рассказчика
Читателю кажется, что предметы, о которых говорит Осоргин, существуют сами по себе, независимо от писателя, он входит в этот давно исчезнувший прекрасный мир, узнаёт знакомое и забытое, живет в нем, не оглядываясь на автора. А тот стоит в стороне в скромной роли гида.
Образ рассказчика
Многое в его рассказах может показаться “наивным и чувствительным” (по его собственному выражению), но у читателя создается полная иллюзия простоты и правды.
“Любовь к жизни” - единственная философия автора.
Фантастика
Сегодня мы познакомимся с одним из самых интересных и важных понятий в литературе — с понятием фантастика. Что же такое фантастика?
Фантастика
В Толковом словаре В.И.Даля читаем: «Фантастический — несбыточный, мечтательный; или затейливый, причудливый, особенный и отличный по своей выдумке». Иначе говоря, слово имеет два значения:
нечто нереальное, невозможное и невообразимое;
2) нечто редкое, преувеличенное, необычное
Фантастика
Применительно к литературе главным становится первый признак: когда мы говорим «фантастический роман» (повесть, рассказ и т. д.),
то имеем в виду не столько то, что в нём описываются редкие события, сколько то, что эти события — полностью или частично — вообще невозможны в реальной жизни
Фантастика
Слово фантастика произошло от греческого слова fantasti, которое переводится как «искусство воображения». Литературоведческий термин фантастика означает вид художественной литературы, в котором отображаются неправдоподобные волшебные явления. Такой вид литературы пришёл из фольклора.
Фантастика
Назовите произведения фольклора, в которых есть фантастика
Какие волшебные предметы и персонажи, наделённые сверхъестественной силой, действуют в русских народных сказках?
Фантастика
В литературных сказках и других произведениях литературы с элементами фантастики также действуют персонажи, обладающие сверхъестественной силой. В повести «Пиковая дама» А.С.Пушкина это граф «Сен- Жермен, о котором рассказывают так много чудесного», открывший графине Анне Федотовне
тайну трёх карт.
Фантастика
С фантастикой мы сталкиваемся в «Петербургских повестях» и «Вечерах на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголя, в сказках М.Е.Салтыкова-Щедрина, сказах П.П.Бажова
Фантастика
В повести «Гробовщик» Адриян Прохоров приглашает к себе мертвецов, и они явились к нему. Это фантастическое происшествие Аксинья объясняет так:
Фантастика
«Что ты, батюшка, не с ума ли спятил, али хмель вчерашний ещё у тя не прошёл? Какие похороны? Ты целый день пировал у немца, воротился пьян, завалился в постелю, да и спал до сего часа, как уже к обедне отблаговестили...».
Фантастика Осоргина
Сегодня мы познакомимся с фантастикой, где нет персонажа, который вызывает фантастические явления,
нет фантастики, которую можно объяснить тем или иным состоянием героя произведения.
Особая жизнь
Рассказ Михаила Осоргина вызывает удивление с самого первого вопроса автора. Каков этот вопрос?
Это риторический вопрос: «Что вещи живут своей особой жизнью – кто же сомневается?»
В чём никто не должен сомневаться?
Параллельно с жизнью человека идет жизнь вещей – активная и «одушевлённая».
Образ рассказчика
В чём нас хочет убедить рассказчик?
Предметы быта обладают своим «лицом», своим «характером», более того, они наделены «разумом».
Правдивые замечания
Какие замечания писателя о жизни вещей, нас окружающих, вам показались правдивыми?
Понравился ли рассказ? Помог ли он подумать о привычных предметах по-особому, как о предметах одушевлённых, наделённых разумом?
Необычная жизнь вещей
Весь рассказ пронизан чувством юмора, наполнен безудержной фантазией автора. Какие приемы используются автором, чтобы показать необычную «жизнь» вещей?
Автор использует, прежде всего, олицетворение.
Необычная жизнь вещей
Вещи живут своей, самостоятельной, независимой от человека жизнью: «часы шагают, хворают, кашляют «печка мыслит», «запечатанное письмо подмигивает и рисуется»,
«раздвинутые ножницы кричат», «кресло сидит», «книги дышат, ораторствуют, перекликаются на полках»
Необычная жизнь вещей
Вещам присущи человеческие качества, они наделены чувством юмора: «шляпа передразнивает своего владельца», «лицо у нее свое, забулдыжно-актерское»; чайник - «добродушный комик», «у висящего пальто всегда жалкая душонка и легкая нетрезвость», у некоторых вещей «страсть к путешествиям»
Необычная жизнь вещей
Мало того, вещи имеют даже социальный статус и политические убеждения:
«демократический стакан, реакционная стеариновая свечка, интеллигент-термометр,
неудачник из мещан - носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница - почтовая марка».
Необычная жизнь вещей
Качества, присущие предметам, возникают по сходству звуков, очертаний, содержания. Например, «раздвинутые ножницы кричат» потому, что напоминают раскрытый в крике рот;
«часы шагают»-реализация метафоры «часы идут»; «кресло сидит», потому что очертаниями напоминает сидящего человека и т. д.
Выразительные средства языка
Найдите в рассказе стилистические фигуры, определите их роль.
Синтаксические приемы - риторический вопрос: «Что вещи живут своей особой жизнью - кто же сомневается?»;
-многочисленные длинные ряды однородных членов,
обращения к читателю;
Выразительные средства языка
-грамматические - употребление глаголов второго лица в настоящем времени («шарите, ищите, злитесь... смотрите, встаете, лезете, заглядываете» и т. д.), чем достигается эффект присутствия читателя в действии;
Выразительные средства языка
-интонационные (много восклицательных знаков, вопросительные предложения),
употребление просторечных слов,
-имитация разговорной речи: «лицо» шляпы «забулдыжно-актерское», «душонка», «недоглядка», «шлялось», «Ни-ка-ких!», «И вдруг — раз! — и падает карандаш» и т. д.
Выразительные средства языка
В рассказе множество выразительных эпитетов, которые служат одушевлению предметов: «кристальная душа» пенсне, «жалкое, виноватое» пенсне, которое «являло картину такого рабского смирения, такой трусости...»; «загулявшие стеклышки» и т. д.)
Биографии вещей
О каких предметах автор рассказывает более подробно, даёт их биографию?
О карандаше и пенсне
История пенсне
Что же случилось с пенсне? Какая история произошла с ним? Какими чертами оно наделено?
Убежало, раскаялось и совершило недопустимое преступление — самоубийство, свидетельствующее о слабости характера; из любого трудного положения можно найти выход, не лишая себя жизни
История пенсне
Приведите примеры эпитетов, которые служат одушевлению пенсне.
“кристальная душа” пенсне, “жалкое виноватое” пенсне, которое “являло картину такого рабского смирения, такой трусости…”, “загулявшиеся стёклышки”
Реальность и фантастика
Как в рассказе сочетаются реальность и фантастика?
Все предметы реальны, реально и то, что они могут теряться и внезапно находиться в самых неожиданных местах; фантастично то, что предметы наделены свойствами, для них нехарактерными
Проявление индивидуальности
Можно ли подумать, что исчезновение пенсне было проявлением его индивидуальности?
Вещи имеют право на волеизъявление, на проявление индивидуаль
ности
Нефантастическая фантастика
Каковы рассуждения автора рассказа о природе вещей? Даёт ли автор прямое объяснение происходящему?
Автор не даёт прямого объяснения фантастическим событиям, поэтому происходящему можно дать и реальное объяснение; такую фантастику учёные называют нефантастической фантастикой