Презентация по литературе "Рэй Брэдбери. Рассказ "И грянул гром"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 40
Презентация для классов "Презентация по литературе "Рэй Брэдбери. Рассказ "И грянул гром"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Рэй Брэдбери. Рассказ «И грянул гром».
ТЕМА
Учитель русского языка и литературы
Ершов Артём Геннадьевич
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ
Научное знание в рассказе Рэя Брэдбери «И грянул гром».
Фантастические элементы в рассказе.
Литературный эксперимент. В чём состоит фантастическая гипотеза автора?
Смысл понятия «эффект бабочки».
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
Вспомните сюжет рассказа Р. Брэдбери «И грянул гром» и теоретический материал предыдущего занятия. Можно ли назвать этот рассказ фантастическим? К какому жанру фантастики его можно отнести?
Рассказ «И грянул гром» – научно-фантастический. Для более полного раскрытия сюжета автор прибегает к помощи нескольких отраслей науки.
1. История («Христос ещё не родился» – говорит Тревис, упоминаются пирамиды, Цезарь, Александр I, Наполеон, Гитлер). Обратите внимание: упоминаются те, кто так или иначе повлиял на ход истории (в том числе и негативно, разрушительно).
2. Палеонтология («палео» имеет значение «относящийся к древности») – наука о вымерших животных и растениях. В рассказе идёт речь о древних ящерах – динозаврах.
Герой рассказа, Экельс, охотится на тираннозавра – одного из крупнейших наземных хищников: длина тела — до 13 м, масса — около 7 тонн. Это было крупнейшее наземное плотоядное животное. Шея у тираннозавра была толстой и мускулистой, благодаря чему он мог поворачивать и наклонять голову, чтобы дотянуться пастью до тела жертвы и оторвать огромный кусок мяса. Поэтому можно сделать вывод, что для человека он был очень опасен.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
3. Физика (в рассказе используется термин «антигравитационный металл»). Антигравитация –противоположность тяготению к Земле. Пока антигравитатор ещё не создан, это вымысел, фантастика. И вряд ли мы сможем преодолеть земное тяготение.
Таким образом, научное знание занимает важное место в рассказе Рэя Брэдбери. Но этот рассказ относится к жанру фантастики. Попробуйте вспомнить фантастические элементы, описанные автором.
1. Сафари в Прошлое.
2. Машина времени.
3. Встреча людей с динозаврами.
4. Антигравитационная тропа.
Итак, мы в полной мере доказали, что рассказ Рэя Брэдбери «И грянул гром» – научно-фантастический. Автор выдвинул новую фантастическую гипотезу, поставил с помощью литературы эксперимент: что могло бы случиться, если бы человек попал в прошлое?
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
Гипотеза — обоснованное предположение, с которого начинается путь к научному открытию.
Какую гипотезу относительно путешествий во времени выдвигает в своём рассказе Брэдбери? В речи какого персонажа мы можем найти выражение этой гипотезы?
Перечитайте тот эпизод, где Тревис объясняет Экельсу, почему нельзя сходить с Тропы. В чём смысл теории Тревиса?
Теория Тревиса состоит в том, что, если нарушить что-то в Прошлом, если уничтожить самое малое: помять траву, убить мышь, это может привести к непоправимым последствиям в Будущем, так как изменится весь ход эволюции. Поэтому ни в коем случае нельзя сходить с Тропы.
Какие меры предосторожности принимает Тревис, чтобы не навредить Прошлому?
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
Меры предосторожности:
1) создана антигравитационная тропа;
2) зверей помечают краской;
3) кислородные шлемы и скафандры защищают от бактерий;
4) путешественники убивают тех животных, которые должны умереть;
5) из тела динозавра удаляют пули.
Однако эти меры оказались не настолько действенными. Перечитайте эпизод встречи с тираннозавром. Что произошло с Экельсом?
Экельс был удивлен, испуган, растерян, не смог выстрелить, т. к. динозавр был очень страшным. В итоге Экельс сходит с Тропы, раздавив при этом бабочку.
Вина Экельса состоит, во-первых, в его легкомысленном отношении ко всему происходящему: он никак не хочет понимать и принимать объяснений Тревиса, «шутя» целится в птеродактиля. Во-вторых, он трус: его руки трясутся, он «бледно улыбается», сам признается, что «дрожит, как мальчишка».
Итак, легкомыслие и трусость приводят Экельса к двум преступлениям: он бросил товарищей в минуту опасности и сошел с Тропы, зная, что это может привести к непоправимым последствиям для всего человечества
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ
Последствия поступков героя ужасны. Посмотрите, что произошло с миром!
1. Уровень развития человечества резко снизился (орфографические ошибки в объявлении).
2. На выборах, к всеобщей радости, победил диктатор, выступающий «против мира, против веры, против человечности».
3. Сама атмосфера стала иной (изменилась экология).
Рассказ Рэя Брэдбери «И грянул гром» дал миру понятие «эффекта бабочки».
Эффект бабочки заключается в том, что незначительное влияние на систему может иметь большие и непредсказуемые последствия где-нибудь в другом месте и в другое время.
Если нарушить что-то в Прошлом, если уничтожить самое малое: помять траву, убить мышь, бабочку – это может привести к непоправимым последствиям в Будущем, т. к. изменится весь ход эволюции.
ПАМЯТКА ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ
В рассказе «И грянул гром» автор призывает читателей сохранить нашу планету.
Что необходимо сделать нам в настоящем, чтобы наши потомки жили счастливо? Что хотели бы мы пожелать себе и другим?
Помнить о том, что мы хранители прошлого.
Бережно относиться к своей планете.
Думать не только о своей выгоде, но и о судьбе Земли.
Наше счастье – это счастье нашей планеты.
Не допускать в свою душу Экельса (безразличие, трусость).
Все в наших руках.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Композиция – построение художественного произведения.
Бредбери показывает гром в начале и в конце своего рассказа. В начале и в конце рассказа появляется объявление о сафари. Такой приём называется кольцевой композицией.
Кольцевая композиция – повторение начального фрагмента в конце текста (в том же или слегка изменённом виде).
В своём рассказе Брэдбери использует композиционное кольцо для того, чтобы показать, что произошло с миром после вмешательства в Прошлое; показать, что человек и природа – это одно целое).
ТРЕНАЖЕР: ЗАДАНИЕ
Одним-двумя словами ответьте на предложенные вопросы (при выполнении задания можно пользоваться текстом рассказа).
Куда было совершено путешествие?
«…Нечто извивающееся и гудящее, переплетение проводов и стальных кожухов, переливающийся яркий ореол – то оранжевый, то серебристый, то голубой». Что это?
«В США будет хороший президент…» О ком идёт речь?
«Этот тип против всего на свете – против мира, против веры, против человечества, против разума…» О ком идёт речь?
«Она парит над землёй на высоте шести дюймов. Не задевает ни одного дерева, ни одного цветка, ни одной травинки». О чём идет речь?
КОММЕНТАРИЙ УЧИТЕЛЯ
Поиск необходимой для ответа на вопрос информации – один из приёмов работы с текстом. Для того, чтобы быстро и успешно выполнить это задание, необходимо знать сюжет произведения, уметь мысленно разбить его на эпизоды и вспомнить, в каком из них рассказывается о том или ином явлении, описанном в вопросе.
Благодаря плану произведения (который можно составить как письменно, так и устно) отпадает необходимость каждый раз перечитывать текст от начала до конца в поисках нужной информации – нужно лишь понять, к какому эпизоду текста относится вопрос.
ТЕСТ: задание
1. В каком году происходят события рассказа?
а) 2010; б) 2055; в) 3000; г) 2020.
2. Что такое «сафари»?
а) охота на диких животных; б) вид одежды; в) мясное блюдо; г) сильный тропический ветер.
3. Выберите среди списка героев рассказа:
а) Дуглас; б) Экельс; в) Лесперанс; г) Керн; д) Тревис; е) Кремер; ж) Лоран.
4. На чём герои рассказа отправляются в фантастическое путешествие:
а) на корабле времени; б) на поезде времени; в) на машине времени; г) пешком.
5. Герои рассказа отправляются в:
а) будущее; б) прошлое: в) настоящее; г) им предстоит побывать во всех трёх пространствах.
6. Какое самое главное предупреждение дано путешественникам – туристам?
а) не разговаривать; б) не отставать; в) не дышать; г) не сходить с тропы.
7. На кого отправляются охотиться герои рассказа?
а) на саблезубых тигров; б) на мамонтов; в) на динозавров; г) на диких обезьян.
8. Как помечались животные, предназначенные для убийства?
а) яркими лентами; б) яркой краской; в) звенящими колокольчиками; г) татуировкой.
9. Кто из героев не выдержал вида ужасного хищника и сошёл с Тропы?
а) Тревис; б) Биллингс; в) Экельс; г) все.
10. Как герой понял при возвращении, что произошли изменения?
а) офис был окрашен в другой цвет; б) объявление о сафари было написано с ошибками; в) люди говорили на непонятном языке; г) всё вокруг заросло мхом.
КОНТРОЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
Сочинение-миниатюра «Путешествие в школу на машине времени».
Напишите небольшое (5-10 предложений) фантастическое сочинение о вашем путешествии в школу прошлого или школу будущего.
Что отличает эту школу от школы нашего времени? Какие предметы изучаются? Как выглядят классные комнаты? Как проходят уроки? Похожи ли письменные принадлежности на те, которыми мы пользуемся сегодня? Чем ученики занимаются на переменах? И т. п.
Подсказка: школа прошлого – совсем не обязательно та, которая была сто или двести лет назад. Попробуйте вообразить, какой могла быть школа, например, в каменном веке, как и чему там обучались дети.
https://youtu.be/BRCGOKRmLMU
Мультфильм по известной притче о мудреце и бабочке (попробуйте сравнить идею притчи с идеей рассказа «И грянул гром»).
https://youtu.be/uOV9L4o72Sk
Выпуск киножурнала «Ералаш», создатели которого представляют свою версию того, как могла выглядеть школа каменного века (можно оттолкнуться от него при выполнении домашнего задания).
ДОПОЛНИТЕЛЬНО/ПО ЖЕЛАНИЮ: ВИДЕО-МАТЕРИАЛЫ