Презентация проекта "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через метод проектов"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация проекта "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через метод проектов"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Проект
«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста приёмами мнемотехники на логопедическом пункте ДОУ»
Подготовила:
учитель-логопед
МБДОУ Нижнегорский детский сад «Ручеёк»
Бурцева Марина Викторовна
2022г.
Актуальность проекта
Проблемы речи детей дошкольного возраста
Бедность словарного запаса
Речь из простых предложений
Неспособность грамматически правильно построить предложение, ответить на вопрос
Трудности пересказа
Отсутствие логического обоснования своих утверждений, выводов
Отсутствие навыков культуры речи: темпа, интонации, силы голоса.
Плохая дикция
.
Цель проекта: Выявить эффективность использования приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей.
В соответствии с целью были определены основные задачи исследования.
1.Изучить литературу по данной проблеме.
2.Выявить особенности развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
3.Изучить влияние приемов мнемотехники на развитие связной речи.
4.Разработать и апробировать в условиях дошкольного логопункта наглядный материал, включающий в себя приемы мнемотехники.
5.Пробудить интерес детей, родителей, воспитателей к теме проекта.
Объект исследования: связная речь детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: приемы мнемотехники для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста .
Продолжительность - долгосрочный ( сентябрь - май).
Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: дети 5-7 лет, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Этапы реализации:
1.Поисковый этап - выявление проблемы в речевом развитии дошкольников, определение основных направлений (сентябрь).
2. Диагностический этап – диагностика развития связной речи детей (сентябрь-октябрь).
3. Формирующий этап (ноябрь – апрель).
4. Аналитический этап – результат проведённой работы (май).
Ресурсы:
Мнемотаблицы
Тексты для пересказа, стихи, загадки, чистоговорки
Картины, картинки для составления описательных рассказов.
.
Предполагаемые результаты:
Развитие связной речи детей: умение строить предложения, диалоги, монологи.
Целостное воздействие на речевую систему.
Развитие памяти, воображения и логического мышления.
Развитие умения с помощью графических аналогий, схем, а также с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, рассказы, чистоговорки, стихи.
Подбор мнемотаблиц
.
С помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, предметы, и своё внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
.
Изучение литературы
Мнемотехника, или мнемоника,
в переводе с греческого – « искусство запоминания». Название придумано в честь древнегреческой богини памяти Мнемозины.
Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Суть схемы заключается в следующем:
на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.
Подбор дидактического материала, методики обследования связной речи детей
Методика №1(Л.С.Цветкова)
Устный рассказ на заданную тему.
Методика№2(В.П.Глухов)
Сюжетные картинки.
Методика№3(М.А. Паваляева)
Изучение грамматического строя речи:
а)образование имён существительных, обозначающих детёнышей животных;
б) преобразование предложений
Методика№4(Е.Ф.Архипова)
Исследование пассивного, активного словаря(существительные, глаголы, прилагательные)
«Покажи, где нарисовано?», «Покажи на себе», «Покажи, кто, что?», «Покажи, чем?»,»Скажи, кто, что это?», «Скажи, кто, что делает?», «Кто, как голос подает?»,
«Скажи, ...какой?».
.
1 этап Рассматривание таблицы и разбор того, то на ней изображено.
2 этап Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных слов – символов в образы.
3 этап После перекодирования осуществляется пересказ текста (сказки, рассказа, стихотворения, описание предмета и т.д.) с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания.
Этапы работы с мнемотаблицами.
Последовательность работы с мнемотаблицами.
1.Введение элементов, символов (формы,
величины, действия, цвета и т.п.)
2.Использование опорных схем на всех видах
занятий, в различных видах деятельности
(для выработки у ребенка привыкания,
понимания того, что символ универсален).
3.Сочетание символов, чтение их цепочки.
4.Самостоятельный активный поиск
изображений детьми, символизирующий
какое-либо качество, умение аргументировать
свой выбор.
5.Твореское создание детьми опорных схем.
Мнемотехника строится от простого к сложному
1.Мнемоквадрат (1,2 слова)
2.Мнемодорожка
(2-4 предложения, небольшой рассказ)
3.Мнемотаблица (пересказ,стихи)
Картинки на учебном материале
должны быть цветными и яркими, позже для более старших детей черно-белые.
Структура мнемотехники
Работа с родителями и воспитателями.
1.Анкетирование.
2.Информация на сайт ДОУ.
3.Домашние задания для детей
в тетрадях ( с родителями).
4.Просмотр занятий.
5.Индивидуальные консультации.
6.Информация на стенд
«Логопед рекомендует».
Как сделать мнемотаблицу самому
или с детьми?
Мнемотехника сейчас набирает популярность т.к. она включает в работу оба полушария головного .
Левое, которое отвечает за логическое мышление и развитие речи, и правое, которое отвечает за творческое начало.
1.Читаем стих, рассказ, выделяем важные моменты, слова.
2.Берем лист бумаги , расчерчиваем на равные квадраты.
3.Рисуем картинку, которая ассоциируется со словом в квадрате.
4.Подписываем каждый квадрат словами, которые стоит запомнить.
Результаты
У детей:
словарный запас выходит на более высокий уровень;
расширяется кругозор знаний об окружающем мире;
появляется желание пересказывать тексты;
появляется интерес к заучиванию стихов, загадок, чистоговорок;
дети преодолевают застенчивость, робость, учатся свободно держаться перед аудиторией
мнемотехника помогает делать процесс запоминания более творческим, простым и интересным
Чем раньше мы будем учить детей пересказывать или рассказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.