В презентации представлен материал из опыта работы с детьми в возрасте 5-7 лет с заиканием.
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "В презентации представлен материал из опыта работы с детьми в возрасте 5-7 лет с заиканием." онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Работа психолога с детьми дошкольного возраста с заиканием
Педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 15» города Пскова
Римма Сергеевна Жогно
Заикание
Термин заикание (balbuties) греческого происхождения и означает повторение судорожных сокращений речевых органов.
Заикание – нарушение плавности речи, которое проявляется в форме судорожного расстройства координации речи, повторения отдельных слогов с явными трудностями в их произнесении.
Такие ученые как М. Зееман (1962), М.Е. Хватцев (1959), В.М. Шкловский (1994), В.И. Селиверстов (2001), доказали необходимость лечения этого страдания на ранних этапах его возникновения, то есть в раннем детстве.
Особенности функциональной организации мозга при заикании
С нейролингвистической позиции заикание – это нарушение ритмической организации второй сигнальной системы. Выделяют слоговый ритм (подкорковый), словесный (правополушарный) и синтагмальный (согласованная работа полушарий мозга, необходимая для выработки ритмико-смысловых координаций) (Т.Г. Визель, 1999, 2004, 2009).
Значимым звеном в патогенезе заикания следует рассматривать нарушение функциональной асимметрии полушарий мозга (M. Kiensbourne, 1975).
Причины заикания кроются в психологических и социальных факторах
Излишне требовательное отношение к малышу, постоянный контроль и придирки.
Отсутствие единой стратегии в воспитании.
Сильные эмоциональные переживания.
Личные страхи малыша. Дети могут бояться темноты, наказаний со стороны родителей.
Сильный испуг, вызванный разными факторами.
Отсутствие эмоционального контакта с родителями, их недостаточное внимание в период формирования речевой функции.
Резкая смена обстановки. Малыш может негативно воспринять изменение привычных для него условий: смена детского сада, места жительства и т.д.
Различные стрессы и психотравмы, вызванные особенностями обстановки, в которой существует ребенок (частые ссоры внутри семьи, непростые отношения между детьми и т.д.).
Психологическое сопровождение заикающихся детей дошкольного возраста
Арт-терапия: изотерапия, сказкотерапия, игровая терапия, песочная терапия, музыкальная терапия, фототерапия (проективный рисунок и элементы арт-анализа)
Телесно-ориентированная терапия (Вильгельм Райх, Александр Лоуэн)
Эмоционально-образная терапия (Николай Дмитриевич Линде)
Релаксация и медитация (медитативные упражнения)
Ароматерапия (аромапсихология)
Метод замещающего онтогенеза (Анна Владимировна Семенович)
Арт – терапия: практика
Арт-терапия (от англ. art — «искусство» + терапия) — направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на искусстве и творчестве (терапия искусством).
Виды арт-терапии:
Изотерапия
Сказкотерапия
Цветотерапия
Игровая терапия
Песочная терапия
Музыкальная терапия
Фототерапия
Изотерапия
Изотерапия – оказывает лечебное воздействие на психику человека с помощью изобразительного искусства (лепка, рисование) (Медведева Е. А.).
Изотерапия эффективна в работе с детьми:
С нормативно развивающимися детьми
С детьми, имеющими различные проблемы:
Задержку психического развития
Речевые трудности
Нарушения слуха
Умственную отсталость
Нарушение вербального общения
Изотерапия
Техника «Монотипия»
Цель: развивать у детей творческое мышление, воображение, умение создавать дополнительный смысл имеющемся объектам.
- Монотипия методом сгибанием листа пополам
- Акварельная монотипия на стекле
Изотерапия
Техника «Талисман»
Цель: Создание чувства безопасности и защищенности в настоящем. Получение мощного ресурса для приобретения уверенности в своем будущем.
Изотерапия
Тема «Цветочная поляна»
Психологическая игра «Хранительницы Сада» Зинкевич-Евстигнеева Т.
Психогимнастика: этюд «Цветы» (Чистякова М.И.)
Танцевальная терапия: самовыражение через спонтанный танец «Цветок» - «Вальс цветов»
Видеоролик с релаксационной музыкой тема «Цветы»
Сказкотерапия
Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром (Т. Ю. Синченко, В. Г. Ромек).
Посредством сказкотерапии можно работать с проблемами:
Агрессии
Неуверенности в себе
Тревожности и страхов
Застенчивости и стыдливости, лживости
Психосоматическими заболеваниями
Сказкотерапия
Программы:
Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. «Волшебная страна внутри нас» (программа эмоционально-волевого развития детей и подростков)
Зинкевич-Евстигнеева Т. «Сказки звездной страны Зодиакалии» (Медитативные сказки, направленные на раскрытие изначального потенциала личности, повышения ее самооценки, а также на исследование различных явлений нашей жизни)
Игровая терапия
Игровая терапия – это метод психотерапевтического воздействия на детей с использованием игры.
В его основе лежит признание того, что игра оказывает сильное влияние на развитие личности (Чистякова М. И.).
Игровая терапия – способ коррекции эмоциональных и поведенческих нарушений у детей.
Практические приемы игротерапии, в чём могут помочь эти игры:
обеспечить эмоциональную разрядку
снять накопившееся нервное напряжение и зарядить детей и взрослых очередной порцией жизнерадостности и оптимизма
уменьшить страх неожиданного воздействия, нападения, наказания, темноты, замкнутого пространства, одиночества
улучшить гибкость в поведении и способность быстро принимать решения
освоить групповые правила поведения
наладить контакт между родителями и детьми
развить ловкость и координацию движений
Игровая терапия
Программы:
Костина Л. М. «Игровая терапия с тревожными детьми»
Панфилова М. А. «Игротерапия общения»
Игры для коррекции страха:
«Привидение». На водящего накидывают занавеску или простыню. Такой игрок бегает за всеми, кричит, что он ужасное привидение. Задача: убежать от привидения.
«Кошки – мышки». Кот спит, мышки хулиганят. Кот проснется, мышки должны успеть убежать.
Игры для коррекции агрессии:
«Боксер». На пол положите обруч. Малыш в центре обруча имитирует удары боксера.
«Обзывалки». Дети становятся в круг. Условие — обзывать своего ровесника каким-то фруктом, овощем или цветочком. Такое условие помогает агрессию перевести в позитив.
Песочная терапия
«Песочная терапия – главный помощник для процесса индивидуализации» (Weinrid, 1983).
Песочная терапия – это излечивающий метод, который активизирует психическую энергию и открывает перед человеком возможность изменения (Клэр Бейкр).
Метод подходит для детей:
тревожных и мнительных, испытывающих страх перед поставленной задачей
агрессивных (способствует снятию агрессии)
с проблемами общения и поведения
с неуравновешенной нервной системой, высокой тревожностью, переживших стрессовые ситуации
с РАС
с педагогической запущенностью
с задержкой психического развития
с умственной отсталостью
Песочная терапия
Тема «Цветочная поляна» и «Цветочный город»
Работа с фотографиями по теме «Цветы» (фототерапия)
Музыкальная терапия
Музыкальная терапия – это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний (Ворожцова О. А.).
Музыкальную терапию применяют для лечения и профилактики нарушений:
Отклонений в развитии
Эмоциональной нестабильности
Поведенческих нарушений
Сенсорного дефицита
Аутизма
Афазии
Психосоматических заболеваний
Психических отклонений
Музыкальная терапия
В моделировании эмоционально-психического состояния можно использовать следующие музыкальные произведения:
При переутомлении и нервном истощении («Утро» Э. Грига, «Полонез» М. Огинского)
При угнетенном меланхолическом настроении («К радости» Л. Бетховена, «Аве Мария» Ф. Шуберта)
При снятии подавленного, угнетенного состояния («Прелюдия до-минор» Ф. Шопена, «Мелодия» К. Глюка и др.)
При выраженной раздражительности, гневливости («Сентиментальный вальс», «Аве Мария» Ф. Шуберта)
При снижении сосредоточенности внимания («Времена года» П. Чайковского, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Грезы» Р. Шумана)
Бодрое радостное настроение появляется от прослушивания музыкальных произведений («Праздничная увертюра» Д. Шостаковича, финалы «Венгерских рапсодий» № 6, 10, 11, 12, Ф. Листа, «Чардаш» В. Монти)
Музыкальная терапия
Расслабляющее воздействие оказывают («Баркарола», «Сентиментальный вальс» П. И. Чайковского, «Пастораль» Ж. Бизе, «Лунный свет» К. Дебюсси, «Лебедь» К. Сен-Санса, «Аве Мария» Д. Каччини, «Элегия» Г. Форе, «Концерт № 2», начало 2-й части С. Рахманинова, «Ноктюрн фа-мажор», «Ноктюрн соль-минор» Ф. Шопена)
Тонизирующее воздействие реализуется с помощью («Чардаш» В. Монти, «Кумпарситы» Х. Родригеса, «Аделиты» Г. Пурселла, «Шербутских зонтиков» М. Леграна и др.)
Метод замещающего онтогенеза
Метод замещающего онтогенеза (МЗО) – базовая нейропсихологическая технология, направленная на активизацию всех ресурсов пластичности мозга. Её основной принцип: планомерное ретроспективное воспроизведение тех участков (периодов) развития ребенка, которые по тем или иным причинам не были полностью освоены (А. В. Семенович).
Идеология метода замещающего онтогенеза основывается на теории А.Р Лурия о трех функциональных блоках мозга и учении Л. С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов.
В МЗО входят дыхательные упражнения, глазодвигательные упражнения и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия, упражнения двигательного репертуара.
Метод замещающего онтогенеза
Занятия по нейропсихологической коррекции рекомендуются детям, имеющим следующие проблемы:
родовая травма
рождение с помощью кесарева сечения
повышенный или пониженный тонус
травмы головы
в анамнезе — ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, гипертензионный синдром
мало ползал или вообще не ползал
гиперактивен или излишне медлителен
импульсивен, раздражителен, конфликтует с детьми
не сразу откликается и понимает обращенную к нему речь
имеет задержку формирования мелкой моторики рук
с трудом высиживает 15 минут на одном месте
невнимателен, рассеян, не доводит дело до конца
часто отвлекается, не может сосредоточиться
неуклюж, часто спотыкается, излишне травматичен
Метод замещающего онтогенеза
1-й функциональный блок мозга – энергетический блок мозга:
блок, обеспечивающий регуляцию тонуса и бодрствования «Я хочу»
Метод замещающего онтогенеза
Нейропсихологическая коррекция предполагает трехуровневое взаимодействие на ребенка в соответствии с тремя блоками мозга:
1 уровень – активация, стабилизация и формирование базиса подкорки, коры и межполушарного взаимодействия (1-й ФБМ).
1-й функциональный блок мозга участвует в организации:
Внимания
Памяти
Эмоционального состояния (особенно страх, боль, удовольствие, гнев)
Перерабатывает разнообразную информацию о состоянии внутренних органов и регулирует эти состояния, а также поддерживает общий тонус ЦНС.
Метод замещающего онтогенеза
1-й функциональный блок мозга:
Стабилизация и активация энергетического потенциала организма.
Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.
Дыхательные упражнения
Массаж и самомассаж
Растяжки (лежа-сидя-стоя)
Релаксация
Глазодвигательная гимнастика
Формирование и коррекция базовых сенсомоторных (одновременных и реципрокных) взаимодействий
Метод замещающего онтогенеза
Дыхательные упражнения – это стабилизация и активация энергетического потенциала организма.
Дыхательные упражнения – снабжают кислородом все органы и ткани организма, оптимизация тонуса мышц, снижение возбудимости, улучшение общего состояние организма.
Правильный ритм дыхания у детей является основой произвольной саморегуляции, развивает концентрацию внимания.
Дыхательные упражнения:
Ребенок лежит на спине, руки и ноги лежат прямо, не скрещиваются. По команде взрослого ребенок делает вдох через нос, выдох через широко открытый рот.
Исходное положение – сесть на пол, скрестив ноги, спина прямая. Медленное глубокое дыхание на раз-два только через левую ноздрю (4-6 раз) при этом правую ноздрю закрыть большим пальцем правой руки, потом только через правую ноздрю (4-6 раз), при этом левую ноздрю закрыть мизинцем правой руки. Упражнение повторить 4-6 раз.
Метод замещающего онтогенеза
Массаж и самомассаж – повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов.
Массаж «Волшебные точки»
точка 1 – связана со слизистой трахеи, бронхов, а также с костным мозгом. При массаже этой зоны уменьшается кашель, улучшается кроветворение
точка 2 – регулирует иммунные функции организма. Повышает сопротивляемость инфекционным заболеваниям
Метод замещающего онтогенеза
Растяжки – это работа с мышечными дистониями, патологическими ригидными телесными установками и синкинезиями.
Растяжки – позволяют скорректировать мышечный тонус, нарушения которого может являться как показателем, так и причиной нарушений психического развития или здоровья ребенка (гипо-или гипертонус): бег "на цыпочках".
Упражнение «Снеговик»
Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражнения ребенок мягко падает на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрело солнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонит облачко по небу.
Программа «Нейройога»
Метод замещающего онтогенеза
Глазодвигательные упражнения – расширяют объём зрительного восприятия, что влияет на такие психические функции как речь, внимание, память.
Тренажер «Гимнастика для глаз» Базарного В.Ф.
Упражнения для глаз «Метод У. Бейтса»
Упражнения для глаз по методу В. Жданова
Мозжечковая стимуляция
Мозжечковая стимуляция – современный метод коррекции различных нарушений в речевом и интеллектуальном развитии («ключ к обучению мозга»).
Мозжечковая стимуляция – специально комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.
Тренажеры мозжечковой стимуляции
Нейроскакалка
Баламетрикс (Балансировочная доска Бильгоу)
Балансир для рук и ног
Доска-качалка «Балансборд»
Мозжечковая стимуляция
Упражнения для мозжечковой стимуляции на доске Бильгоу выполняются в следующей последовательности:
Освоение балансировочной доски
Комплекс упражнений с сенсорными мешочками
Комплекс упражнений с мячиком – маятником
Комплекс упражнений с цветной планкой
Комплекс упражнений доской с цифрами
Комплекс упражнений с использованием стенда с кубиками