Упражнения по коррекции ощущения, восприятия.
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Упражнения по коррекции ощущения, восприятия." онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Общеизвестно, что разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. К таким свойствам относятся температурный режим предметов, весовые категории, вибрационные и некоторые другие признаки. Тактильные образы объектов возникают благодаря восприятию комплекса качеств через непосредственное ощупывание, прикосновение, воздействие на кожные покровы. Рассмотрим, какую роль играет тактильное восприятие при определении температуры и веса предметов.
Адекватное восприятие температуры является жизненно важным качеством. Первые температурные ощущения ребенок получает в процессе повседневной жизни, оперируя с предметами разной температуры: холодными, теплыми, горячими, но сразу же отметим, что это единственный вид ощущений, который формируется исключительно под руководством взрослого в силу возможного нанесения урона здоровью ребенка. Педагог показывает, как надо осторожно трогать предметы, особенно предполагая, что они могут быть горячими. Дети усваивают, что одни и те же предметы (утюг, грелка, чайник, плита кухонная и др.) могут быть в разных температурных состояниях: холодные, теплые, горячие, а о температуре судят по собственному впечатлению. Только многократно произведенные под контролем взрослого человека действия по определению температуры предметов способствуют накоплению практического опыта самого ребенка.
В процессе развития восприятия температурных различий у детей вырабатывается способность концентрировать свое внимание на изменении температуры окружающей среды и собственного тела. При этом целесообразным будет знакомство с прибором для измерения температуры — термометром.
«Четыре времени года»
Детям предлагают рассмотреть репродукции картин профессиональных художников или яркие иллюстрации с изображением пейзажей в разное время года и ответить на вопросы: В какое время года бывает тепло? холодно? жарко?
«Угадай, какой это предмет»
Педагог показывает или называет предмет, а ребенок должен угадать, какой это предмет: холодный, теплый или горячий.
Холодные предметы: снег, мороженое, холодильник, лед, вода.
Теплые предметы: батарея, грелка, руки, солнышко.
Горячие предметы: утюг, огонь, чайник, печка.
«Три стакана»
Ребенку предлагают определить, какой стакан с холодной водой, какой — с теплой, какой — с горячей, сначала зрительно, потом на ощупь. Сделать выводы.
«Холодный, теплый, горячий»
Педагог предлагает ребенку показать на рисунке, какой предмет бывает теплым, горячим, холодным (утюг, костер, чайник, снеговик, мороженое, батарея, грелка, свеча, сосулька, солнце).
«Теплые кувшины»
Материал: 4 кувшина с водой различной температуры.
Педагог берет 2 кувшина с самым большим перепадом температур. Он показывает, как следует охватить кувшин рукой, и дает его в руку ребенку. Точно так же он поступает с другим кувшином и предлагает ребенку сравнить их. Констатируется различие температур кувшинов: холодный — горячий. То же самое предлагают сделать с парой кувшинов, имеющих меньший перепад температур: чуть теплым и теплым.
Варианты:
— ребенку предлагают расставить кувшины по возрастанию (уменьшению) температуры воды в них. Барические (барии (от греч. barys — тяжелый) — первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову «давление») ощущения возникают при непосредственном воздействии предмета на кожные покровы. Множественные чувствительные рецепторы, которыми снабжена рука, воспринимают ощущения тяжести, дифференцируемые и осознаваемые человеком как ощущения веса. Вес — это количество вещества, определяемое мерой массы.
«Тактильные крышечки».
Цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.
Материал: крышки, клей, ткань разной фактуры и другие материалы (кожа, мех, крупы)
Заполнить крышки этими материалами, вырезав и приклеив их внутри крышек.
а).«Найди пару»
Цель: находить одинаковые по тактильным ощущениям предметы.
Ход игры: предложить детям рассмотреть крышки, потрогать их и определить какие они
на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т.д.)и предложить найти одинаковые по ощущениям.
Усложнение: искать одинаковые крышки внутри непрозрачного мешка.
б)."Найди не похожие крышечки»
Цель: найти непохожие по тактильным ощущениям предметы.
Ход игры: предложить детям найти противоположные сочетания: пушистые - гладкие,
колючие – мягкие и т. д.
«Волшебный мешочек»
Цель: развитие тактильно-пространственного восприятия, памяти, зрительных представлений и экспрессивной речи учащихся.
Материалы: разные мелкие предметы и игрушки в непрозрачном пакете или матерчатом мешочке.
Количество предметов – 4-6, в зависимости от возраста ребенка.
Ход занятия: ребенок нащупывает предмет и описывает его: размер, поверхность, форма, пытается угадать, что за предмет, достает и вместе с педагогом проверяет.
«Узнай фигуру»
Цель: нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу.
Материал: непрозрачный мешочек; два набора плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники и т.д.).
Ход игры: в непрозрачном мешочке лежит набор геометрических фигур. Второй такой же набор находится на столе перед ребенком. Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та, на которую указал педагог.
«Почтовый ящик»
Цель: различение геометрических форм на ощупь;
умение пользоваться методом проб.
Материал: ширма; коробка с прорезями различной конфигурации; набор объемных геометрических фигур.
Ход игры: на столе перед ребенком находится набор объемных геометрических фигур и экран, за которым стоит коробка с прорезями. Ребенку предлагается протолкнуть фигуры в прорези коробки за экраном, не контролируя зрением свои действия.
«Определи на ощупь»
Цель: определение отличий знакомых предметов на ощупь;
сравнение предметов на ощупь по длине, величине, ширине.
Материал: непрозрачный мешочек и парные предметы, различающиеся одним признаком (длинный и короткий карандаши, большая и маленькая пуговицы, широкая и узкая линейки и т.д.).
Ход игры: в непрозрачном мешочке находятся парные предметы. Ребенку предлагается на ощупь определить предмет и назвать его признаки: карандаш длинный; карандаш короткий; пуговица большая и т.д.
«Платочек для куклы»
Цель: определение фактуры материала на ощупь.
Материал: непрозрачный мешочек; три куклы в разных платочках (шелковом, ситцевом, шерстяном).
Ход игры: ребенок рассматривает кукол и ощупывает их платочки. Затем платочки складываются в непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается на ощупь отыскать нужный платочек для каждой куклы.
«Перевернутые изображения»
Цель: развитие зрительного целостного восприятия предмета.
Материалы: Изображения цифр, букв, простых предметов в перевернутом и нормальном виде.
Ход занятия: если ребенок говорящий, логопед показывает ему изображения перевернутых предметов, цифр, букв (в зависимости от возраста и возможностей ребенка) и ребенок их называет. Если ребенок не говорящий, то перед ним кладутся изображения предметов в нормальном состоянии и он кладет на них перевернутые.
«Ошибки художника»
Цель: развитие зрительного восприятие.
Материалы: картинный материал «Где ошибся художник».
Ход занятия: Ребенку показывается картинный материал с нелепицами и предлагается найти ошибки, которые совершил художник. По возможности, просят объяснить почему это ошибка.
«Узнай предмет по контуру»
Цель: определение предмета по контуру.
Материал: лист бумаги, карандаш, вырезанные из картона фигурки (елочка, пирамидка, домик, рыбка, зайчик, птичка и др.).
Ход игры: ребенок закрывает глаза. Педагог дает ему в руки вырезанную из картона фигурку и спрашивает, что это за предмет. После ответа фигурка убирается, ребенок открывает глаза и рисует ее по памяти. Затем ребенка просят сравнить его рисунок с контуром и обвести фигурку карандашом.
«Наложенные» изображения»
Описание. Предъявляются 5-7 контурных изображений (предметов, наложенных друг на друга). Необходимо назвать все изображения.
«Разложи по размеру»
Цель: определение размера наполнителей на ощупь.
Материал: набор небольших непрозрачных мешочков, наполненных фасолью, горохом, рисом, манкой и т.п
Ход игры: на столе находится набор мешочков. Педагог просит ребенка ощупать мешочки, определить размер наполнителя, а затем разложить мешочки по мере увеличения его размера, например: манка, рис, горох и т.д.
«Золушка»
Цель: различение мелких предметов на ощупь.
Материал: повязка на глаза; мисочка со смесью зерен (горох, семечки и т.д.) и разделенная на секторы пластиковая тарелка (для каждого участника).
Ход игры: дети (2-5 человек) садятся за стол. Перед каждым участником - мисочка со смесью зерен и пластиковая тарелка. Игроки с завязанными глазами за ограниченное время должны разобрать семена.
Можно использовать крупные и мелкие пуговицы.
Все окружающие нас запахи можно условно разделить на две группы: приятные и неприятные (например, запах леса и запах выхлопных газов; запах свежего хлеба и испорченного мяса и др.).
Внутри каждой группы выделяется огромное количество разных дифференцируемых запахов и ароматов. Обучение детей их различению проводится поэтапно:
1-й этап: знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом;
2-й этап: сравнение разных запахов и закрепление их различения в процессе дидактических игр и упражнений;
3-й этап: различение более сложных (составных) ароматов.
Знакомство с часто встречающимися, характерными запахами изначально проводится в повседневной жизни. Дети запоминают и различают запах лука, колбасы, кофе, лекарства, цветов и др.
На коррекционных занятиях особое внимание уделяется использованию в речи разных определений, характеризующих тот или иной запах:
— запах лука — резкий, сильный, раздражающий, свежий, горьковатый;
— запах кофе — ароматный, приятный, волнующий, насыщенный;
— запах лекарства — неприятный, отталкивающий, горьковатый;
— запах апельсина — свежий, бодрящий, легкий, сладковатый и т. д.
Игра «Определи предмет по запаху».
Дети с завязанными глазами по запаху определяют какао, мяту, колбасу, крем для обуви, цветы и т. д.
Более сложный вариант: определить по запаху, идущему от рук, какой предмет держали в руках.
Игра «Вспомни, как они пахнут»
Детям предлагают по картинкам с изображением разных предметов и явлений (акварельные краски, еловая ветка, сильный дождь, дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, веточка земляники, цветущий ландыш и др.) вспомнить, как они пахнут, и объяснить словами.
Игра «Коробочки с запахами»
Материал: коробочки или баночки, наполненные остро пахнущими веществами, например кофе, какао, приправами, мылом, духами, цветами.
Педагог берет коробочку или баночку, отвинчивает крышку и четко показывает, как нужно нюхать, вдыхая через нос. Ребенок повторяет это действие. Педагог называет содержимое всех баночек, дает их понюхать. Затем дети с завязанными глазами самостоятельно определяют по запаху содержимое всех баночек.
«Определи на вкус»
Ребенок с завязанными глазами кончиком языка пробует соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук. Обозначает словом свои вкусовые ощущения.
Варианты:
— ребенок на вкус определяет сырые и вареные продукты: морковь, яйцо, картофель, макароны, лук, яблоко, гречку;
— ребенок с завязанными глазами устанавливает различный вкус сортов хлеба (ржаной, белый, сдоба), фруктов (яблоко и груша), колбасы (вареная и копченая), орехов (арахис, фундук, кедровые, грецкие), варенья (малиновое, вишневое и др.), конфет (леденец, шоколад и др.), рыбы (жареная, соленая), молочных продуктов (сметана, кефир).
«Вкусовые банки»
«Назови вкус продуктов» Ребенку предлагают по картинкам с изображением различных продуктов, овощей, фруктов назвать их вкус (при этом обращается внимание на использование разных качественных определений — характеристик вкуса).
Например:
— лимон на вкус кислый, сочный, освежающий;
— батон хлеба ароматный, душистый, приятный, свежий;
— конфета сладкая, приторная, с начинкой, леденец, шоколад;
— чеснок горький, неприятный, с резким запахом.