Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Упражнения по коррекции ощущения, восприятия.

Упражнения по коррекции ощущения, восприятия.

Упражнения по коррекции ощущения, восприятия. - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Упражнения по коррекции ощущения, восприятия.:
Cкачать презентацию: Упражнения по коррекции ощущения, восприятия.

Презентация для классов "Упражнения по коррекции ощущения, восприятия." онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

 «Коррекция ощущений, восприятий, представлений» <br>
1 слайд

«Коррекция ощущений, восприятий, представлений»

Упражнения для коррекции тактильного восприятия<br>
2 слайд

Упражнения для коррекции тактильного восприятия

Общеизвестно, что разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью тольк
3 слайд

Общеизвестно, что разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью только, например, зрительного или слухового анализатора. К таким свойствам относятся температурный режим предметов, весовые категории, вибрационные и некоторые другие признаки. Тактильные образы объектов возникают благодаря восприятию комплекса качеств через непосредственное ощупывание, прикосновение, воздействие на кожные покровы. Рассмотрим, какую роль играет тактильное восприятие при определении температуры и веса предметов.

Адекватное восприятие температуры является жизненно важным качеством. Первые температурные ощущения ребенок получает в процессе повседневной жизни, оперируя с предметами разной температуры: холодными, теплыми, горячими, но сразу же отметим, что это единственный вид ощущений, который формируется исключительно под руководством взрослого в силу возможного нанесения урона здоровью ребенка. Педагог показывает, как надо осторожно трогать предметы, особенно предполагая, что они могут быть горячими. Дети усваивают, что одни и те же предметы (утюг, грелка, чайник, плита кухонная и др.) могут быть в разных температурных состояниях: холодные, теплые, горячие, а о температуре судят по собственному впечатлению. Только многократно произведенные под контролем взрослого человека действия по определению температуры предметов способствуют накоплению практического опыта самого ребенка.

В процессе развития восприятия температурных различий у детей вырабатывается способность концентрировать свое внимание на изменении температуры окружающей среды и собственного тела. При этом целесообразным будет знакомство с прибором для измерения температуры — термометром.

Игры для восприятия температурных различий.<br>
4 слайд

Игры для восприятия температурных различий.

«Четыре времени года»<br>Детям предлагают рассмотреть репродукции картин профессиональных художников
5 слайд

«Четыре времени года»
Детям предлагают рассмотреть репродукции картин профессиональных художников или яркие иллюстрации с изображением пейзажей в разное время года и ответить на вопросы: В какое время года бывает тепло? холодно? жарко?

«Угадай, какой это предмет»<br>Педагог показывает или называет предмет, а ребенок должен угадать, ка
6 слайд

«Угадай, какой это предмет»
Педагог показывает или называет предмет, а ребенок должен угадать, какой это предмет: холодный, теплый или горячий.

Холодные предметы: снег, мороженое, холодильник, лед, вода.

Теплые предметы: батарея, грелка, руки, солнышко.

Горячие предметы: утюг, огонь, чайник, печка.

«Три стакана»<br><br>Ребенку предлагают определить, какой стакан с холодной водой, какой — с теплой,
7 слайд

«Три стакана»

Ребенку предлагают определить, какой стакан с холодной водой, какой — с теплой, какой — с горячей, сначала зрительно, потом на ощупь. Сделать выводы.

«Холодный, теплый, горячий»<br><br>Педагог предлагает ребенку показать на рисунке, какой предмет быв
8 слайд

«Холодный, теплый, горячий»

Педагог предлагает ребенку показать на рисунке, какой предмет бывает теплым, горячим, холодным (утюг, костер, чайник, снеговик, мороженое, батарея, грелка, свеча, сосулька, солнце).

«Теплые кувшины»<br><br>Материал: 4 кувшина с водой различной температуры.<br>      Педагог берет 2
9 слайд

«Теплые кувшины»

Материал: 4 кувшина с водой различной температуры.
Педагог берет 2 кувшина с самым большим перепадом температур. Он показывает, как следует охватить кувшин рукой, и дает его в руку ребенку. Точно так же он поступает с другим кувшином и предлагает ребенку сравнить их. Констатируется различие температур кувшинов: холодный — горячий. То же самое предлагают сделать с парой кувшинов, имеющих меньший перепад температур: чуть теплым и теплым.

Варианты:
— ребенку предлагают расставить кувшины по возрастанию (уменьшению) температуры воды в них. Барические (барии (от греч. barys — тяжелый) — первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению слову «давление») ощущения возникают при непосредственном воздействии предмета на кожные покровы. Множественные чувствительные рецепторы, которыми снабжена рука, воспринимают ощущения тяжести, дифференцируемые и осознаваемые человеком как ощущения веса. Вес — это количество вещества, определяемое мерой массы.

«Тактильные крышечки».<br>
10 слайд

«Тактильные крышечки».

«Тактильные крышечки».<br>Цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь
11 слайд

«Тактильные крышечки».
Цель: развивать у детей тактильное восприятие; обогащать активный словарь детей новыми словами, развивать память, внимание, воображение, образное мышление; мелкую моторику.
Материал: крышки, клей, ткань разной фактуры и другие материалы (кожа, мех, крупы)
Заполнить крышки этими материалами, вырезав и приклеив их внутри крышек.
а).«Найди пару»
Цель: находить одинаковые по тактильным ощущениям предметы.
Ход игры: предложить детям рассмотреть крышки, потрогать их и определить какие они
на ощупь (гладкие, пушистые, колючие, скользкие и т.д.)и предложить найти одинаковые по ощущениям.
Усложнение: искать одинаковые крышки внутри непрозрачного мешка.
б)."Найди не похожие крышечки»
Цель: найти непохожие по тактильным ощущениям предметы.
Ход игры: предложить детям найти противоположные сочетания: пушистые - гладкие,
колючие – мягкие и т. д.


 «Волшебный мешочек» <br><br>Цель: развитие тактильно-пространственного восприятия, памяти, зрительн
12 слайд

«Волшебный мешочек»

Цель: развитие тактильно-пространственного восприятия, памяти, зрительных представлений и экспрессивной речи учащихся.
Материалы: разные мелкие предметы и игрушки в непрозрачном пакете или матерчатом мешочке.
Количество предметов – 4-6, в зависимости от возраста ребенка.

Ход занятия: ребенок нащупывает предмет и описывает его: размер, поверхность, форма, пытается угадать, что за предмет, достает и вместе с педагогом проверяет.

«Узнай фигуру»<br>Цель: нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно-воспринимаемому образ
13 слайд

«Узнай фигуру»
Цель: нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу.
Материал: непрозрачный мешочек; два набора плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники и т.д.).
Ход игры: в непрозрачном мешочке лежит набор геометрических фигур. Второй такой же набор находится на столе перед ребенком. Ребенку предлагается на ощупь найти в мешочке такую же фигуру, как та, на которую указал педагог.

«Почтовый ящик»<br>Цель: различение геометрических форм на ощупь;<br>умение пользоваться методом про
14 слайд

«Почтовый ящик»
Цель: различение геометрических форм на ощупь;
умение пользоваться методом проб.
Материал: ширма; коробка с прорезями различной конфигурации; набор объемных геометрических фигур.
Ход игры: на столе перед ребенком находится набор объемных геометрических фигур и экран, за которым стоит коробка с прорезями. Ребенку предлагается протолкнуть фигуры в прорези коробки за экраном, не контролируя зрением свои действия.

«Определи на ощупь»<br>Цель: определение отличий знакомых предметов на ощупь;<br>сравнение предметов
15 слайд

«Определи на ощупь»
Цель: определение отличий знакомых предметов на ощупь;
сравнение предметов на ощупь по длине, величине, ширине.
Материал: непрозрачный мешочек и парные предметы, различающиеся одним признаком (длинный и короткий карандаши, большая и маленькая пуговицы, широкая и узкая линейки и т.д.).
Ход игры: в непрозрачном мешочке находятся парные предметы. Ребенку предлагается на ощупь определить предмет и назвать его признаки: карандаш длинный; карандаш короткий; пуговица большая и т.д.

«Платочек для куклы»<br>Цель: определение фактуры материала на ощупь.<br>Материал: непрозрачный мешо
16 слайд

«Платочек для куклы»
Цель: определение фактуры материала на ощупь.
Материал: непрозрачный мешочек; три куклы в разных платочках (шелковом, ситцевом, шерстяном).
Ход игры: ребенок рассматривает кукол и ощупывает их платочки. Затем платочки складываются в непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается на ощупь отыскать нужный платочек для каждой куклы.

Упражнения на развитие зрительного восприятия<br>
17 слайд

Упражнения на развитие зрительного восприятия

18 слайд

19 слайд

Сложи разрезную картинку<br>
20 слайд

Сложи разрезную картинку

Сложи разрезную картинку<br>
21 слайд

Сложи разрезную картинку

Сложи разрезную картинку<br>
22 слайд

Сложи разрезную картинку

Сложи разрезную картинку<br>
23 слайд

Сложи разрезную картинку

Сложи разрезную картинку<br>
24 слайд

Сложи разрезную картинку

«Перевернутые изображения»<br>Цель: развитие зрительного целостного восприятия предмета. <br>Материа
25 слайд

«Перевернутые изображения»
Цель: развитие зрительного целостного восприятия предмета.
Материалы: Изображения цифр, букв, простых предметов в перевернутом и нормальном виде.

Ход занятия: если ребенок говорящий, логопед показывает ему изображения перевернутых предметов, цифр, букв (в зависимости от возраста и возможностей ребенка) и ребенок их называет. Если ребенок не говорящий, то перед ним кладутся изображения предметов в нормальном состоянии и он кладет на них перевернутые.

26 слайд

Найти такую же картинку<br>
27 слайд

Найти такую же картинку

Найди такую же картинку<br>
28 слайд

Найди такую же картинку

Найди такую же картинку<br>
29 слайд

Найди такую же картинку

Найди такую же картинку<br>
30 слайд

Найди такую же картинку

Найди такую же картинку<br>
31 слайд

Найди такую же картинку

Найди такую же картинку<br>
32 слайд

Найди такую же картинку

Найти похожее<br>
33 слайд

Найти похожее

Найти 2 одинаковых рисунка в каждом ряду<br>
34 слайд

Найти 2 одинаковых рисунка в каждом ряду

Найти 2 одинаковых рисунка в каждом ряду<br>
35 слайд

Найти 2 одинаковых рисунка в каждом ряду

«Ошибки художника» <br>Цель: развитие зрительного восприятие.<br>Материалы: картинный материал «Где
36 слайд

«Ошибки художника»
Цель: развитие зрительного восприятие.
Материалы: картинный материал «Где ошибся художник».

Ход занятия: Ребенку показывается картинный материал с нелепицами и предлагается найти ошибки, которые совершил художник. По возможности, просят объяснить почему это ошибка.

«Узнай предмет по контуру»<br>Цель: определение предмета по контуру.<br>Материал:  лист бумаги, кара
37 слайд

«Узнай предмет по контуру»
Цель: определение предмета по контуру.
Материал: лист бумаги, карандаш, вырезанные из картона фигурки (елочка, пирамидка, домик, рыбка, зайчик, птичка и др.).
Ход игры: ребенок закрывает глаза. Педагог дает ему в руки вырезанную из картона фигурку и спрашивает, что это за предмет. После ответа фигурка убирается, ребенок открывает глаза и рисует ее по памяти. Затем ребенка просят сравнить его рисунок с контуром и обвести фигурку карандашом.

Узнать предмет по пунктирным изображениям<br>
38 слайд

Узнать предмет по пунктирным изображениям

Узнать предмет по пунктирным изображениям<br>
39 слайд

Узнать предмет по пунктирным изображениям

Узнать предмет по их контурам<br>
40 слайд

Узнать предмет по их контурам

Узнать предмет по их контурам<br>
41 слайд

Узнать предмет по их контурам

«Наложенные» изображения»<br>Описание. Предъявляются 5-7 контурных изображений (предметов, наложенны
42 слайд

«Наложенные» изображения»
Описание. Предъявляются 5-7 контурных изображений (предметов, наложенных друг на друга). Необходимо назвать все изображения.

<br>«Наложенные» изображения»<br><br><br>
43 слайд


«Наложенные» изображения»


<br>«Наложенные» изображения»<br><br><br>
44 слайд


«Наложенные» изображения»


<br>«Наложенные» изображения»<br><br><br>
45 слайд


«Наложенные» изображения»


<br>«Наложенные» изображения»<br><br><br>
46 слайд


«Наложенные» изображения»


«Наложенные» изображения»<br>
47 слайд

«Наложенные» изображения»

«Наложенные» изображения»<br>
48 слайд

«Наложенные» изображения»

«Наложенные» изображения»<br>
49 слайд

«Наложенные» изображения»

«Наложенные» изображения»<br>
50 слайд

«Наложенные» изображения»

«Наложенные» изображения»<br>
51 слайд

«Наложенные» изображения»

«Наложенные» изображения»<br>
52 слайд

«Наложенные» изображения»

«Наложенные» изображения»<br>
53 слайд

«Наложенные» изображения»

«Наложенные» изображения»<br>
54 слайд

«Наложенные» изображения»

55 слайд

«Зашумленные» изображения<br>
56 слайд

«Зашумленные» изображения

«Зашумленные» изображения<br>
57 слайд

«Зашумленные» изображения

«Зашумленные» изображения<br>
58 слайд

«Зашумленные» изображения

«Зашумленные» изображения<br>
59 слайд

«Зашумленные» изображения

«Зашумленные» изображения<br>
60 слайд

«Зашумленные» изображения

«Зашумленные» изображения<br>
61 слайд

«Зашумленные» изображения

«Зашумленные» изображения<br>
62 слайд

«Зашумленные» изображения

«Зашумленные» изображения<br>
63 слайд

«Зашумленные» изображения

«Зашумленные» изображения<br>
64 слайд

«Зашумленные» изображения

«Зашумленные» изображения<br>
65 слайд

«Зашумленные» изображения

«Зашумленные» изображения<br>
66 слайд

«Зашумленные» изображения

«Зашумленные» изображения<br>
67 слайд

«Зашумленные» изображения

Допишите буквы<br>
68 слайд

Допишите буквы

Изображение с пропущенными деталями<br>
69 слайд

Изображение с пропущенными деталями

Изображение с пропущенными деталями<br>
70 слайд

Изображение с пропущенными деталями

Лабиринт<br>
71 слайд

Лабиринт

Лабиринт<br>
72 слайд

Лабиринт

Лабиринт<br>
73 слайд

Лабиринт

Лабиринт<br>
74 слайд

Лабиринт

Ориентирование в пространстве<br>
75 слайд

Ориентирование в пространстве

Ориентирование в пространстве<br>
76 слайд

Ориентирование в пространстве

Назовите животных<br>
77 слайд

Назовите животных

«Разложи по размеру»<br>Цель: определение размера наполнителей на ощупь.<br>Материал: набор небольши
78 слайд

«Разложи по размеру»
Цель: определение размера наполнителей на ощупь.
Материал: набор небольших непрозрачных мешочков, наполненных фасолью, горохом, рисом, манкой и т.п
Ход игры: на столе находится набор мешочков. Педагог просит ребенка ощупать мешочки, определить размер наполнителя, а затем разложить мешочки по мере увеличения его размера, например: манка, рис, горох и т.д.

«Золушка»<br>Цель: различение мелких предметов на ощупь.<br>Материал: повязка на глаза; мисочка со с
79 слайд

«Золушка»
Цель: различение мелких предметов на ощупь.
Материал: повязка на глаза; мисочка со смесью зерен (горох, семечки и т.д.) и разделенная на секторы пластиковая тарелка (для каждого участника).
Ход игры: дети (2-5 человек) садятся за стол. Перед каждым участником - мисочка со смесью зерен и пластиковая тарелка. Игроки с завязанными глазами за ограниченное время должны разобрать семена.
Можно использовать крупные и мелкие пуговицы.

Упражнения для коррекции обоняния<br>
80 слайд

Упражнения для коррекции обоняния

Все окружающие нас запахи можно условно разделить на две группы: приятные и неприятные (например, за
81 слайд

Все окружающие нас запахи можно условно разделить на две группы: приятные и неприятные (например, запах леса и запах выхлопных газов; запах свежего хлеба и испорченного мяса и др.).
 Внутри каждой группы выделяется огромное количество разных дифференцируемых запахов и ароматов. Обучение детей их различению проводится поэтапно:
1-й этап: знакомство с характерными запахами отдельных реальных предметов и объектов живой и неживой природы, обозначение словом;
 2-й этап: сравнение разных запахов и закрепление их различения в процессе дидактических игр и упражнений;
 3-й этап: различение более сложных (составных) ароматов.
 Знакомство с часто встречающимися, характерными запахами изначально проводится в повседневной жизни. Дети запоминают и различают запах лука, колбасы, кофе, лекарства, цветов и др.
На коррекционных занятиях особое внимание уделяется использованию в речи разных определений, характеризующих тот или иной запах:
 — запах лука — резкий, сильный, раздражающий, свежий, горьковатый;
— запах кофе — ароматный, приятный, волнующий, насыщенный;
 — запах лекарства — неприятный, отталкивающий, горьковатый;
— запах апельсина — свежий, бодрящий, легкий, сладковатый и т. д.

Игра «Определи предмет по запаху».<br>Дети с завязанными глазами по запаху определяют какао, мяту, к
82 слайд

Игра «Определи предмет по запаху».
Дети с завязанными глазами по запаху определяют какао, мяту, колбасу, крем для обуви, цветы и т. д.

Более сложный вариант: определить по запаху, идущему от рук, какой предмет держали в руках.

Игра «Вспомни, как они пахнут»<br><br>Детям предлагают по картинкам с изображением разных предметов
83 слайд

Игра «Вспомни, как они пахнут»

Детям предлагают по картинкам с изображением разных предметов и явлений (акварельные краски, еловая ветка, сильный дождь, дыня, кофе, огурец, мыло, шампунь, веточка земляники, цветущий ландыш и др.) вспомнить, как они пахнут, и объяснить словами.

Игра «Коробочки с запахами»<br><br>Материал: коробочки или баночки, наполненные остро пахнущими веще
84 слайд

Игра «Коробочки с запахами»

Материал: коробочки или баночки, наполненные остро пахнущими веществами, например кофе, какао, приправами, мылом, духами, цветами.

Педагог берет коробочку или баночку, отвинчивает крышку и четко показывает, как нужно нюхать, вдыхая через нос. Ребенок повторяет это действие. Педагог называет содержимое всех баночек, дает их понюхать. Затем дети с завязанными глазами самостоятельно определяют по запаху содержимое всех баночек.

Упражнения на коррекцию <br>вкусовых ощущений<br>
85 слайд

Упражнения на коррекцию
вкусовых ощущений

86 слайд

«Определи на вкус» <br>Ребенок с завязанными глазами кончиком языка пробует соленый огурец, сладкую
87 слайд

«Определи на вкус»
Ребенок с завязанными глазами кончиком языка пробует соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук. Обозначает словом свои вкусовые ощущения.

Варианты:

— ребенок на вкус определяет сырые и вареные продукты: морковь, яйцо, картофель, макароны, лук, яблоко, гречку;

— ребенок с завязанными глазами устанавливает различный вкус сортов хлеба (ржаной, белый, сдоба), фруктов (яблоко и груша), колбасы (вареная и копченая), орехов (арахис, фундук, кедровые, грецкие), варенья (малиновое, вишневое и др.), конфет (леденец, шоколад и др.), рыбы (жареная, соленая), молочных продуктов (сметана, кефир).

«Вкусовые банки»<br><br>«Назови вкус продуктов» Ребенку предлагают по картинкам с изображением разли
88 слайд

«Вкусовые банки»

«Назови вкус продуктов» Ребенку предлагают по картинкам с изображением различных продуктов, овощей, фруктов назвать их вкус (при этом обращается внимание на использование разных качественных определений — характеристик вкуса).

Например:

— лимон на вкус кислый, сочный, освежающий;

— батон хлеба ароматный, душистый, приятный, свежий;

— конфета сладкая, приторная, с начинкой, леденец, шоколад;

— чеснок горький, неприятный, с резким запахом.

Отзывы на uchebniki.org.ua "Упражнения по коррекции ощущения, восприятия." (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация