Читательская грамотность в доу
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Читательская грамотность в доу" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Формирование читательской грамотности у дошкольников
Учителя-логопеды МБДОУ «Детский сад № 34»
Некрашевич С.А.
Симонова Е.В.
Ачинск 2022 г
«Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?»
С.Михалков
Актуальны ли сегодня эти слова? Нужны ли нам книги в век информационных технологий и компьютерных программ? А как быть с теми, кто еще пока не умеет читать? Нужно ли прививать любовь к книге детям? Ответ однозначный – да!
«Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира,
чтение развивает память, мышление, речь. А развитие речи - важное условие подготовки к обучению в школе.
Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других.
Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:
пассивного, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые.
активного, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.
Различаются два типа детей:
Аудиалы – воспринимают художественный текст на слух даже раньше, чем проявляют интерес к книге как к предмету. Такие дети с полугода с удовольствием слушают длинные стихотворные тексты (сказки Чуковского, стихи и поэмы Пушкина), рассказываемые им наизусть. Книга сперва заинтересовывает этих детей - как предмет, как игрушка, которую можно, складывать и раскладывать, однако ребенок не стремится рассматривать иллюстрации.
Визуалы - для восприятия текста поначалу нужна визуальная, материальная опора - книга. Ребенок - «визуал» с удовольствием знакомится и с традиционными играми-потешками («Ладушки», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая..») - без книг, на слух: здесь играет роль то, что эти тексты сопровождаются некой визуальной, материальной опорой - совместными жестами взрослого и ребенка.
Чтобы увлечь ребёнка книгой,
важно знать особенности восприятия книги в разном возрасте:
Книга интересна детям с 5-7 месяцев. Малыш, впервые знакомясь с книгой, рвёт, мнёт, грызёт, сосёт её.
К 1му году жизни книга становится любимой игрушкой. Теперь малыша лучше знакомить с сенсорными книгами. (Со звуком, шерсткой на странице, подвижными глазками героев).
к 1,5годам он не только слушает сказки, потешки и другие художественные произведения, но ещё и производит мыслительную операцию, постепенно, от одного действия к другому. Можно предлагать тематические книги про цветы, овощи, фрукты, животных и птиц, так же это могут быть и разрезные картинки. Можно предложить - разглядывание фотоальбомов с семейными фотографиями, сопровождаемое комментариями ребенка.
К 2 годам Произведения должны быть разнообразны: сказки народные и авторские, короткие реалистические рассказы, стихотворные произведении и т.д. Дети нередко помнят много стихов, не всегда целиком, и вставляют подходящие рифмы при чтении. У многих происходит пассивное выучивание текста. В сказках и рассказах сперва запоминаются или отдельные герои (колобок, персонажи «Теремка» и т.п.), или повторяющиеся слова (отворитеся, по вымечку - из сказки "Волк и козлята"), пусть и непонятные ребенку.
Только к 3 годам дети начинают различать изображение и предмет. Теперь важно текст, иллюстрации, переплет, формат, бумага, шрифт, даже место чтения и "исполнитель" важны. В лексиконе ребенка начинают появляться жесты и слова, источником которых являются текст и иллюстрации книги.
Игровые приемы младший возраст
Нужно включать художественное слово в повседневную жизнь ребенка. Например, надевая варежки ребенку на прогулку зимой, можно обыграть стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?».
Маша варежку надела.
— Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
— Поглядите-ка, нашла!....
Перед сном можно прочитать стихотворение:
Маленькие заиньки захотели баиньки.
Захотели баиньки, потому, что маленьки.
Быстро запоминаются стихи, которые имеют применение в их жизни: считалки, дразнилки, заклички, кричалки и другие жанры.
Самолет, самолет, отвези меня в полет,
А в полете пусто выросла капуста.
При чтении стихотворений
С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова… можно использовать:
«Поэтическая эстафета»: взрослый произносит первые строчки, а дети (или один ребенок) продолжают стихотворение:
Муха, Муха — Цокотуха,
Позолоченное …!
Муха по полю …,
Муха денежку ….
Пошла Муха …
И купила …:
«Веселая рифма»: читаются стихи, и там, где ребенок должен угадать слово, делается пауза:
Кто как кричит
Кур стерегу, …Ку-ка-ре-ку!
Снеслась в кустах, … Кудах-тах-тах!
Воды попить, … Пить, пить, пить!
Пугаю кур, …Мурр-мурр…
Выразительное чтение вслух. Приучает к внимательному слушанию текста, способствует созданию у ребёнка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать его (предпочтение надо отдавать иллюстрированным изданиям).
Дидактические игры старший дошкольный возраст
повышающие интерес к литературе
«Сочиняем сказку»
«Герои заблудились» (Раздать двум командам картинки к 2м сказкам. Дети выстраиваются в нужной последовательности),
«Письмо от Мышки»
Цель: развитие умения детей рассказывать по сюжетным картинкам; продолжать начатый рассказ с определённого места; закреплять правильное произношение.
Ход игры: Воспитатель говорит, что Колобок получил от Мышки письмо в картинках. Нужно помочь Колобку прочитать письмо, разложив картинки в нужной последовательности. В конце игры дети по цепочке рассказывают всю сказку, используя выбранные картинки.
«Незнайкины предложения»
Цель: совершенствование умений анализировать прочитанное и выявлять, что не является правдой, работа над пониманием текса.
Ход занятия: Послушать предложения и найти смысловую ошибку:
«Рассказы с картинками»
Цель:
повышение интереса к литературе, развитие навыка согласования слов, автоматизация звуков.
Ход занятия: Ребенок слушает сказку, заменяя картинки словами.
Можно нарисовать иллюстрации к прочитанному произведению (создать свою книжку).
Игры с подбором рифм
к названным словам.
Работа по драматизации (перевоплотиться в героев, спеть песню от лица лисы…).
Рассказать сказку от лица Зайки из «Заюшкиной избушки»
Метод моделирования (начиная с младшего возраста) - можно использовать геометрические фигуры. (К каждому персонажу подобрать геометрическую фигуру подходящего цвета, колобок – маленький круг, медведь – коричневый большой круг…).
Позволяет повысить интерес к произведению, понять его содержание, последовательность событий в сказках
мнемодорожки с изображенными рисунками-символами или ассоциациями, которые могут возникнуть при заучивании стихотворения (снижает утомляемость, облегчает и ускоряет процесс запоминания).
В лесу темно, все спят давно, одна сова не спит, на суку сидит, на нас глядит.
сказочные пазлы, лото, домино по мотивам фольклорных и авторских произведений,
недели русских народных сказок,
сказок отдельных авторов,
вечера чтения, выставки книг.
Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать:
аналитическое умение (задавать вопросы к тексту, размышлять над прочитанным, понимать мотивировку событий, поступков героев);
умение адекватно воспринимать устную и письменную речь;
умение пересказывать;
- умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- точно, правильно, логично излагать свою точку зрения;
- соблюдать в процессе коммуникации нормы устной речи
эмоциональную отзывчивость;
доверительное отношение со взрослыми, членами семьи проводящими время за совместным чтением.
Литература
Васильева М.А, Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. М. Мозаика –синтез, 2007.
Кузьменкова Е, Рысина Г. Воспитание будущего читателя. Дошкольное образование №4, 2005. Библиотека «Первое сентября».
Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Первова Г.М. Работа с книгой в детском саду. Тамбов, 2007.
Прудовская С. Книжкины затеи. Дошкольное образование №2, 2007. Библиотека «Первое сентября».