Учебники 📚 » Презентации » Другие презентации » Читательская грамотность в доу

Читательская грамотность в доу

Читательская грамотность в доу - Класс учебник | Академический школьный учебник скачать | Сайт школьных книг учебников uchebniki.org.ua
Смотреть онлайн
Поделиться с друзьями:
Читательская грамотность в доу:
Cкачать презентацию: Читательская грамотность в доу

Презентация для классов "Читательская грамотность в доу" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua

Формирование читательской грамотности  у  дошкольников<br>Учителя-логопеды МБДОУ «Детский сад № 34»<
1 слайд

Формирование читательской грамотности у дошкольников
Учителя-логопеды МБДОУ «Детский сад № 34»
Некрашевич С.А.
Симонова Е.В.

Ачинск 2022 г

«Мы дружны с печатным словом,<br>Если б не было его<br>Ни о старом, ни о новом<br>Мы не знали б ниче
2 слайд

«Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?»
С.Михалков

Актуальны ли сегодня эти слова? Нужны ли нам книги в век информационных технологий и компьютерных программ?  А как быть с теми, кто еще пока не умеет читать? Нужно ли прививать любовь к книге детям? Ответ однозначный – да!
«Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». 

Книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира, <br>чтение развивает память,
3 слайд

Книга является для ребёнка источником знаний, развития и познания мира,
чтение развивает память, мышление, речь. А развитие речи - важное условие подготовки к обучению в школе.

Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других.

Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:<br>пассивного, когда реб
4 слайд

Процесс формирования читателя в дошкольном возрасте состоит из двух этапов:
пассивного, когда ребенок является слушателем тех произведений, которые ему читают взрослые.
активного, когда ребенок проявляет интерес к книге, постоянно просит взрослых читать ему, легко усваивает буквы, начинает читать сам.

Различаются два типа детей: <br><br>Аудиалы – воспринимают художественный текст на слух даже раньше,
5 слайд

Различаются два типа детей:

Аудиалы – воспринимают художественный текст на слух даже раньше, чем проявляют интерес к книге как к предмету. Такие дети с полугода с удовольствием слушают длинные стихотворные тексты (сказки Чуковского, стихи и поэмы Пушкина), рассказываемые им наизусть. Книга сперва заинтересовывает этих детей - как предмет, как игрушка, которую можно, складывать и раскладывать, однако ребенок не стремится рассматривать иллюстрации.

Визуалы - для восприятия текста поначалу нужна визуальная, материальная опора - книга. Ребенок - «визуал» с удовольствием знакомится и с традиционными играми-потешками («Ладушки», «Сорока-ворона», «Идет коза рогатая..») - без книг, на слух: здесь играет роль то, что эти тексты сопровождаются некой визуальной, материальной опорой - совместными жестами взрослого и ребенка.





Чтобы увлечь ребёнка книгой, <br>важно знать особенности восприятия книги в разном возрасте: <br><br
6 слайд

Чтобы увлечь ребёнка книгой,
важно знать особенности восприятия книги в разном возрасте: 

Книга интересна детям с 5-7 месяцев. Малыш, впервые знакомясь с книгой, рвёт, мнёт, грызёт, сосёт её.
К 1му году жизни книга становится любимой игрушкой. Теперь малыша лучше знакомить с сенсорными книгами. (Со звуком, шерсткой на странице, подвижными глазками героев).
к 1,5годам он не только слушает сказки, потешки и другие художественные произведения, но ещё и производит мыслительную операцию, постепенно, от одного действия к другому. Можно предлагать тематические книги про цветы, овощи, фрукты, животных и птиц, так же это могут быть и разрезные картинки. Можно предложить - разглядывание фотоальбомов с семейными фотографиями, сопровождаемое комментариями ребенка.
К 2 годам Произведения должны быть разнообразны: сказки народные и авторские, короткие реалистические рассказы, стихотворные произведении и т.д. Дети нередко помнят много стихов, не всегда целиком, и вставляют подходящие рифмы при чтении. У многих происходит пассивное выучивание текста. В сказках и рассказах сперва запоминаются или отдельные герои (колобок, персонажи «Теремка» и т.п.), или повторяющиеся слова (отворитеся, по вымечку - из сказки "Волк и козлята"), пусть и непонятные ребенку.
Только к 3 годам дети начинают различать изображение и предмет. Теперь важно текст, иллюстрации, переплет, формат, бумага, шрифт, даже место чтения и "исполнитель" важны. В лексиконе ребенка начинают появляться жесты и слова, источником которых являются текст и иллюстрации книги.

Игровые приемы младший возраст<br>Нужно включать художественное слово в повседневную жизнь ребенка.
7 слайд

Игровые приемы младший возраст
Нужно включать художественное слово в повседневную жизнь ребенка. Например, надевая варежки ребенку на прогулку зимой, можно обыграть стихотворение Н. Саконской «Где мой пальчик?».
Маша варежку надела.
— Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла.
— Поглядите-ка, нашла!....

Перед сном можно прочитать стихотворение:
Маленькие заиньки захотели баиньки.
Захотели баиньки, потому, что маленьки.

Быстро запоминаются стихи, которые имеют применение в их жизни: считалки, дразнилки, заклички, кричалки и другие жанры.
Самолет, самолет, отвези меня в полет,
А в полете пусто выросла капуста.



При чтении стихотворений <br>С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова… можно использовать:<
8 слайд

При чтении стихотворений
С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова… можно использовать:

«Поэтическая эстафета»: взрослый произносит первые строчки, а дети (или один ребенок) продолжают стихотворение:
Муха, Муха — Цокотуха,
Позолоченное …!
Муха по полю …,
Муха денежку ….
Пошла Муха …
И купила …:

«Веселая рифма»: читаются стихи, и там, где ребенок должен угадать слово, делается пауза:
Кто как кричит
Кур стерегу, …Ку-ка-ре-ку!
Снеслась в кустах, … Кудах-тах-тах!
Воды попить, … Пить, пить, пить!
Пугаю кур, …Мурр-мурр…

Выразительное чтение вслух. Приучает к внимательному слушанию текста, способствует созданию у ребёнка образных представлений, воздействует на эмоции и восприятие, помогает заинтересовать его (предпочтение надо отдавать иллюстрированным изданиям).

Дидактические игры старший дошкольный возраст <br>повышающие интерес к литературе<br><br>«Сочиняем с
9 слайд

Дидактические игры старший дошкольный возраст
повышающие интерес к литературе

«Сочиняем сказку»




«Что сначала, что потом» (В.Г.Сутеев) <br><br>1.<br><br><br><br>2.<br><br><br><br>
10 слайд

«Что сначала, что потом» (В.Г.Сутеев)

1.



2.



«Герои заблудились» (Раздать двум командам картинки к 2м сказкам. Дети выстраиваются в нужной послед
11 слайд

«Герои заблудились» (Раздать двум командам картинки к 2м сказкам. Дети выстраиваются в нужной последовательности),







«Письмо от Мышки»<br>Цель: развитие умения детей рассказывать по сюжетным картинкам; продолжать нача
12 слайд

«Письмо от Мышки»
Цель: развитие умения детей рассказывать по сюжетным картинкам; продолжать начатый рассказ с определённого места; закреплять правильное произношение.
Ход игры: Воспитатель говорит, что Колобок получил от Мышки письмо в картинках. Нужно помочь Колобку прочитать письмо, разложив картинки в нужной последовательности. В конце игры дети по цепочке рассказывают всю сказку, используя выбранные картинки.

 «Незнайкины предложения»<br>Цель: совершенствование умений анализировать прочитанное и выявлять, чт
13 слайд

 «Незнайкины предложения»
Цель: совершенствование умений анализировать прочитанное и выявлять, что не является правдой, работа над пониманием текса.
Ход занятия: Послушать предложения и найти смысловую ошибку:





  «Собери вагончики»      <br>  <br><br>
14 слайд

«Собери вагончики»


                                                     «Рассказы с картинками»<br>Цель: <br>повышение
15 слайд

  «Рассказы с картинками»
Цель:
повышение интереса к литературе, развитие навыка согласования слов, автоматизация звуков.
Ход занятия: Ребенок слушает сказку, заменяя картинки словами.

Можно нарисовать иллюстрации к прочитанному произведению (создать свою книжку).<br><br><br><br>Игры
16 слайд

Можно нарисовать иллюстрации к прочитанному произведению (создать свою книжку).



Игры с подбором рифм
к названным словам.













Работа по драматизации (перевоплотиться в героев,  спеть песню от лица лисы…).<br> Рассказать сказку
17 слайд

Работа по драматизации (перевоплотиться в героев, спеть песню от лица лисы…).
Рассказать сказку от лица Зайки из «Заюшкиной избушки»



Одна команда придумывает начало сказки, а другая продолжает ее.<br><br><br><br>
18 слайд

Одна команда придумывает начало сказки, а другая продолжает ее.



Метод моделирования (начиная с младшего возраста) - можно использовать геометрические фигуры. (К каж
19 слайд

Метод моделирования (начиная с младшего возраста) - можно использовать геометрические фигуры. (К каждому персонажу подобрать геометрическую фигуру подходящего цвета, колобок – маленький круг, медведь – коричневый большой круг…).
Позволяет повысить интерес к произведению, понять его содержание, последовательность событий в сказках

С детьми старшего возраста используются мнемотаблицы<br><br>
20 слайд

С детьми старшего возраста используются мнемотаблицы

<br>мнемодорожки с изображенными рисунками-символами или ассоциациями, которые могут возникнуть при
21 слайд


мнемодорожки с изображенными рисунками-символами или ассоциациями, которые могут возникнуть при заучивании стихотворения (снижает утомляемость, облегчает и ускоряет процесс запоминания).







В лесу темно, все спят давно, одна сова не спит, на суку сидит, на нас глядит.



<br>сказочные пазлы, лото, домино по мотивам фольклорных и авторских произведений,<br><br>недели рус
22 слайд


сказочные пазлы, лото, домино по мотивам фольклорных и авторских произведений,

недели русских народных сказок,
сказок отдельных авторов,
вечера чтения, выставки книг.

Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформирова
23 слайд

Целенаправленная работа по формированию читательской грамотности у дошкольников позволяет сформировать:

аналитическое умение (задавать вопросы к тексту, размышлять над прочитанным, понимать мотивировку событий, поступков героев);
умение адекватно воспринимать устную и письменную речь;
умение пересказывать;
- умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- точно, правильно, логично излагать свою точку зрения;
- соблюдать в процессе коммуникации нормы устной речи
эмоциональную отзывчивость;
доверительное отношение со взрослыми, членами семьи проводящими время за совместным чтением.


Литература<br><br>Васильева М.А, Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детск
24 слайд

Литература

Васильева М.А, Гербова В.В., Комарова Т.С. Программа воспитания и обучения в детском саду. М. Мозаика –синтез, 2007.
Кузьменкова Е, Рысина Г. Воспитание будущего читателя. Дошкольное образование №4, 2005. Библиотека «Первое сентября».
Осипова Л.Е. Работа детского сада с семьей. М.; «Издательство Скрипторий 2003», 2008.
Первова Г.М. Работа с книгой в детском саду. Тамбов, 2007.
Прудовская С. Книжкины затеи. Дошкольное образование №2, 2007. Библиотека «Первое сентября».

25 слайд

Отзывы на uchebniki.org.ua "Читательская грамотность в доу" (0)
Оставить отзыв
Прокомментировать
Регистрация
Вход
Авторизация