Основные направления духовно-нравственного воспитания в ДОУ
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Основные направления духовно-нравственного воспитания в ДОУ" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
В.А.Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед семьей и обществом в целом. И поэтому формирование духовно-нравственной личности является одной из основных задач образования.
__________________________________
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования духовно-нравственное развитие, воспитание и социализация обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей определены как задачи первостепенной важности в соответствии с Законом "Об образовании в Российской Федерации (№273-ФЗ, 2012)".
Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 “Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей
Согласно указу, традиционные ценности — это нравственные ориентиры, которые передаются от поколения к поколению и лежат в основе общероссийской гражданской идентичности. К ним относятся:
жизнь, достоинство, права и свободы человека;
патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу;
высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд;
приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость;
коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение;
историческая память и преемственность поколений, а также единство народов России.
Согласно указу, к традиционные ценностям относятся:
Понятие «духовно-нравственное» оказывается сегодня достаточно свободно трактуемым и не имеет четких определений.
Русское слово «нравственность» описывает внешнее поведение (нрав) и поступки человека.
Духовность же закладывается теми смыслами, ценностями, внутренним содержанием, которые человек вкладывает в свои поступки.
В методических рекомендациях «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста» А.Б. Теплова определяет две основные формы духовно-нравственного воспитания в дошкольной образовательной организации:
историко-культурологическое;
образование религиозное (конфессиональное)
Каждый формат имеет право на существование в современном дошкольном образовании.
В историко-культурологическом образовании главный акцент ставится на ценности культуры и возможность выбора таких ценностей. Источником духовности является культура. Способом удержания духовности становятся ценностные ориентации. Высшие образцы культуры, примеры нравственной жизни составляют содержание в данном формате
В формате духовного образования нравственность оказывается иерархически подчиненной духовности. Источником духовности является Дух (в разных религиях может быть свой источник). Духовность диктует уклад жизни. Способом удержания духовности является вера. Высшим образцом нравственности и духовности является святость.
Основные направления воспитательной работы в ДОУ
Формирование уклада жизни в ДОУ на основе базовых ценностей.
Духовно-нравственное воспитание и развитие средствами отечественной культуры. Формирование у детей дошкольного возраста представлений о традициях, истории, культуре родной земли.
Формирование у детей духовно –нравственных качеств, становление нравственного поступка, понимания добра и зла.
1. Формирование уклада жизни в ДОУ включает:
-правила и нормы,
-традиции и ритуалы,
-система взаимоотношений в системе взрослый-ребенок, ребенок-ребенок,
-характер воспитательных процессов,
-предметно пространственная среда
Правила и нормы.
Когда ребёнок овладевает правилами и культурной поведения, это способствует образованию у него твёрдых нравственных привычек, помогает становлению взаимоотношений со сверстниками, воспитанию организованного поведения. Правила дают направление деятельности и по мере их усвоения становятся нужными самому ребёнку: он начинает опираться на них.
Принципы и формы организации работы по освоению детьми правилами и нормами.
Принципы:
-пример взрослого,
-учет возрастных особенностей,
-принцип наглядности,
- многократное повторение,
- участие родителей
Формы.
- Ознакомление детей с правилами группы (совместная выработка правил с опорой на наглядный материал картинки, схемы),
-беседы (утренний круг «вхождение в день»),
-игры дидактические «Правильно, неправильно», «Пожалуйста», «Вежливые слова»,
- обсуждение актуальных ситуаций, происходящих в группе,
- банк поступков «Поступили неправильно», «Хорошие поступки» (вечерний круг),
- обсуждение поступков героев сказок, рассказов, мультфильмов, фильмов (картотеки, банк литературы, мультипликаций).
- проигрывание эпизодов из сказок, рассказов, мультфильмов, фильмов. Режиссерская игра. Обсуждение поступков героев.
- лепбук «Правила поведения-всем на удивление», «Что такое хорошо и что такое плохо»,
-обучение компромиссному поведению,
-личный пример педагога, соблюдение этического кодекса,
-использование режимных моментов (свободная деятельность, прогулки, свободное время перед завтраком, обедом, ужином) для обсуждения поведения с позиции норм и правил.
-настольно-печатные игры по правилам, поступкам.
-подвижные игры на внимание «Автомобили», «Запретное движение», «Повторяй за мной», «Внимание! Слушай команду!», «Если нравится тебе, то делай так», «Самолеты»,
-использование технологии проблемного обучения (разрешении проблемных ситуации происходящих в группе, выработка общих правил)
Традиции и ритуалы (работа в группах).
Традиции – это правила и события, принятые в детском салу
в результате многолетнего опыта, сохраняются, уважаются
и реализуются из года в год,
и объединяют всех участников педагогического процесса
общей идеей и направленностью.
- Традиции и ритуалы ДОУ (1 группа),
-Традиции и ритуалы группы (2 группа)
Система взаимоотношений в системе взрослый-взрослый, взрослый-ребенок, ребенок-ребенок.
Принимается администрацией, педагогами групп совместно с родителями и детьми.
Система отношений может быть разработана, как для ДОУ (этический кодекс, правила трудового распорядка, договор), так и педагогами совместно с родителями (правила общения в родительских чатах, групповые правила).
Примеры для родителей:
-Решение любых вопросов с воспитателем осуществляется в вечернее время,
-Решение административных вопросов решается в рабочее время администрации,
-Претензии в адрес чужих детей обсуждаются только их родителями и воспитателями,
-Не подменяют открытый конструктивный диалог, сообщениями в чатах и соц. сетях,
-Участники профессионального –педагогического и родительского сообщества стараются обеспечить единство требований в семье и ДОУ
Для педагогов:
-Уважительное отношение к детям, называние их по имени, не допущение физического и психологического насилия (невнимание, грубое отношение)
- Решение конфликтов путем компромисса и диалога
Характер воспитательных процессов.
-Интеграция программы воспитания.
-Реализация годового плана.
-Проведение педагогического совета «Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ».
- Реализация проектов по духовно-нравственному воспитанию.
-Кружковая работа (примеры «Народный костюм», «Русский театр», «Народные ремесла»),
Предметно-пространственная среда.
- Отражает ценности на которых строится духовно-нравственное воспитание
-Представляет ребенку возможность погружения и реализации по направлениям духовно-нравственного воспитания,
-Является гармоничной, эстетически привлекательной, соответствующей возрасту, эко логичной, безопасной
Организация предметно-пространственной среды включает:
Уголки для режиссёрской игры и театрализованной деятельности;
мини-музеи «Моя семья», «Мой город», «Изба», «Символика России»; «Народные промыслы», «Природа родного края», «Русский быт».
Выставки, тематические лепбуки.
Наполнение зон для самостоятельного творчества детей.
Духовно-нравственное воспитание и развитие средствами отечественной культуры. Формирование у детей дошкольного возраста представлений о традициях, истории, культуре родной земли. Формирование семейных ценностей.
-Подборка и систематизация русских пословиц и поговорок.
-Чтение и обсуждение сказок.
-Знакомство с художественной литературой.
-Знакомство с живописью. Картинами художников: И.И. Шишкина, И.К. Айвазовского, И.И. Левитана, В.М. Васнецова, В.И. Сурикова и других.
- Знакомство с музыкальными произведениями. С формированием у детей понимания настроения музыки, музыкальной культуры прослушивания. Знакомство с русскими и советскими композиторами (Петр Чайковский, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Сергей Сергеевич Прокофьев, Дмитрий Кабалевский).
- Знакомство с историей и культурой родного края и отечества.
-Знакомство с православными традициями и праздниками.
Данная работа выстраивается систематически в соответствии с программным материалом, дополнение при необходимости.
А так же с использованием метода проектов.
Возможные тематики проектов:
«Нравственное воспитание дошкольников посредством русских народных сказок»;
· «Организация мастер-классов с родителями как современная форма работы с семьей»;
· «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе традиций народной культуры»;
· «Экологическое воспитание дошкольников через ознакомление с природой родного края»;
· «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей»
· «Приобщение дошкольников к книжной культуре»;
· «Влияние театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»);
· «Формирование нравственно-патриотических чувств дошкольников посредством ознакомления с родным краем в процессе проектной деятельности»;
«Знакомство с православными традициями и праздниками»
Формирование у детей духовно –нравственных качеств, становление нравственного поступка, понимания добра и зла.
-Интеграция областей: социально-коммуникативная, речевое развитие, художественно-эстетическое, физическое развитие.
-Трудовые поручения.
- Волонтерская деятельность.
-Акции.