Презентация по изобразительному искусству на тему "искусство Гжели" (5 класс)
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация по изобразительному искусству на тему "искусство Гжели" (5 класс)" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
Название народного промысла Гжель произошло от слова «жгель», «жечь» или «обжигать глину».
Белой глины было много в гончарном крае Гжель, в который входило около тридцати деревень.
Промысел начал своё развития с 1328 года.
Первые упоминания о нем найдены в летописях времен Ивана Калиты и в завещаниях Ивана Грозного.
Во времена правления Алексея Михайловича Романова гжельская волость снабжала посудой всю аптечную индустрию. С тех пор и больше никогда на её территории не существовало крепостного права.
Таким уникальным и знаковым местом гжель стала благодаря глине редкого белого цвета.
«Едва ли есть земля самая чистая и без примешания, где на свете... разве между глинами, для фарфору употребляемыми, какова у нас гжельская... которой нигде я не видел белизною превосходнее»,—
писал Михаил Васильевич Ломоносов.
Гжель никогда не была предметом роскоши. Ей пользовались в трактирах, на постоялых домах и дома.
Не изменилось это даже когда русским ремесленникам удалось разработать формулу фарфора .
Такого же качественного как в Европе и в Китае.
В XVIII веке ИНТЕРЕСНО, ЧТО И ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ФАРФОР ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ВИНОГРАДОВ
СДЕЛАЛ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ ИМЕННО ИЗ ГЖЕЛЬСКИХ ГЛИН.
ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ВИНОГРАДОВ, СОЗДАТЕЛЬ РУССКОГО ФАРФОРА.
Гончарное дело стало основным занятием гжельцев уже в XVIII веке. В начале столетия гжельцы изготавливали кирпичи, изразцы, посуду и детские игрушки, снабжая всем этим Москву.
В середине XVIII века к Гжели пришла слава как к месту, где производится майолика с многоцветной росписью по белому фону. В росписи использовали пять цветов: желтый, зеленый, синий, белый и лилово-коричневый. Изображали художники города и дома за высокими заборами, зверей и птиц, цветы. Словом, всё, что видели вокруг себя или путешествуя на торг в Москву. Говорят, что часто встречающийся сюжет домов за воротами — это впечатление от увиденных в Москве высоких заборов. «Игрушечное» прошлое отразилось в любви гжельских гончаров к украшению изделий лепными фигурками людей и животных.
ОБРАЗЦЫ ГЖЕЛЬСКОГО ПОЛУФАЯНСА, XIX ВЕК
В начале XIX века на смену майолике пришёл полуфаянс. Около деревни Минино нашли светло-серую глину, которая и стала основой для массы. Гжельцы легко отказались от производства майолики, которая сейчас вызывает у нас такие теплые чувства, посчитав её устаревшей и стремясь идти в ногу с технологиями и веяниями моды.
Белый черепок и более тонкие стенки давали бросали декораторам новые вызовы. Теперь художники не хотели «прятать» за росписью гладкие белые стенки. Так в поисках идеального декора и родились уникальные цветочные и геометрические орнаменты иногда зеленые и коричневые, но чаще синие.
В конце 20-х годов XIX века рецепт тонкого фаянса появился у Афанасия Киселёва из села Речицы. А в 1810-м году в Гжели появился первый фарфоровый завод. Основал его уроженец деревни Володино Павел Куликов, высмотревший технологию во время своей работы на фарфорового заводе Отто в селе Перово.
В те годы за технологией фарфора в Гжели шла настоящая охота. Куликов, стараясь сохранить тайну, на своём заводе всё делал сам, имея только одного рабочего, которому доверял. Но к нему всё же пробрались «два кузяевских смельчака» Храпунов и Гусятников, зарисовали устройство горна для обжига, прихватили компоненты фарфоровой массы и вскоре открыли своё собственное фарфоровое производство.
После этого новая технология была быстро освоена по всему гжельскому региону, один за другим открывались новые заводы. Мелкие предприниматели открывали живописные заведения прямо у себя дома. Расписывали белую посуду, там же обжигали и затем продавали. Стали активно использовать позолоту. Делали многокрасочную цветную роспись: гирлянды, букеты, корзины с цветами. Тогда же появилась новая для гжели мелкая пластика — куртуазные дами и кавалеры.
Наивысший расцвет производства фарфора в Гжели — 40-е годы XIX века. Крупные заводы были у Храпуновых, Сафронова, Бармина, Козлова, Дунашовых и, конечно, у Кузнецовых. Известная на весь мир династия фарфорозаводчиков родом именно из Гжельского региона. Тогда же большие предприятия отмечали свои изделия фирменными клеймами. Мелкие производители этого не делали, чтобы не платить налоги.
В середине XIX века производства стали приходить в упадок. Основная причина тому — почти полная вырубка лесов — основного топлива для обжига.
После Революции 1917 года все заводы в Гжельской регионе были национализированы. Бывшие предприятия братьев Дунашовых в Турыгине, Храпуновых-Новых в Кузяеве и другие крупные производства стали государственными и переключились на производство технического фарфора для электротехнической отрасли. А искусство гжельского промысла фактически было предано забвению.
Возрождение художественной гжели началось в 1940-1950х годах и связано с именами искусствоведа Салтыкова и московской художницы Бессарабовой. За основу они взяли полуфаянс XIX века. По нему Салтыков создал «азбуку гжельских мазков», а Бессарабова разработала ряд предметов нового ассортимента: кружки, вазы, молочники, кувшины. Бессарабова обучила «писарих» забытым приемам свободной кистевой росписи.
Гжельский фарфор с воспринимаемой как традиционной бело-синей росписью фактически создан в 1950-е годы руками пионеров восстанавливаемого промысла.
В 1980-е годы в СССР была принята программа по увеличению выпуска товаров народного потребления. Гжельским заводам, выпускающим технических фарфор, было поручено освоить производство предметов домашнего обихода. Стали делать не только посуду, но и статуэтки, декоративные тарелки и многое другое.
После распада СССР многие предприятия лишились крупных заказов на технический фарфор, а спрос на художественный пусть и медленно, но рос. Не всем удалось пережить сложные времена, но сейчас в Гжели работают несколько крупных предприятий (самое большое из которых АО «Гжельский фарфоровый завод») и несколько десятков частных мастеров.