«Кино- и медиапедагогика в образовательном пространстве и ее интегрирование в программу воспитания школьников»
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "«Кино- и медиапедагогика в образовательном пространстве и ее интегрирование в программу воспитания школьников»" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
«Кино- и медиапедагогика в образовательном пространстве и ее интегрирование в программу воспитания школьников»
Подготовила: Николаева Г.А, студентка З-УСКИ 20
Научный руководитель: Попова Галина Семеновна, профессор кафедры СВФУ, к.п.н., доцент
План лекции:
Сущность медиапедагогики;
Почему именно кино является в медиапедагогики опорным компонентом;
Интегрирование кино- медиапедагогики в программу воспитания школьников.
Бесспорный лидер российского медиаобразования в течение нескольких десятилетий, он окончил киноведческий факультет ВГИКа в 1972 году. Профессор, доктор педагогических наук (1989): защитил диссертацию по проблемам кинообразования школьников.
В течение ряда лет был членом Правления Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. В 1970-х – 1990-х заведовал лабораторией экранных искусств в НИИ художественного образования Российской Академии образования (Москва), руководил аспирантами и докторантами (среди его бывших аспирантов – медиапедагоги Ю. Божков, С. Одинцова, А. Федоров, М. Фоминова и др.). Преподавал в Московском кинолицее, возглавлял ряд масштабных экспериментов по кинообразованию в десятках столичных школ.
Автор нескольких книг по проблемам теории и методики кинообразования школьников и студентов. В последние годы работал над концепцией медиаобразования на аудиовизуальном материале.
Куценко Елена Вильеновна
заместитель директора ГБУ РК «Крымский киномедиацентр», член правления Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России, координатор процесса развития кинообразования, медиа и информационной грамотности в Республике Крым, заслуженный работник культуры Республики Крым.
Данн Николай Николаевич
продюсер, кинорежиссер, директор международного кинофестиваля «Ноль Плюс», член правления Ассоциации кинообразования и медиапедагогики РФ, основатель образовательного онлайн-кинотеатра zeroplus.tv, член Общественного совета Министерства культуры РФ, Тюмень.
Термин «медиа» происходит от латинского «media» (средство) и в современном мире употребляется как аналог термина СМК – средства массовой коммуникации. При этом в формулировках «медиа», принятых в разных странах нет разночтений. Они отличаются только стилистически.
Вместе с тем и педагогической науке в целом, в медиаобразовании не существует единой, принятой во всех странах мира терминологии. Как правило, не только национальные научные школы, но и отдельные ученые разных стран предлагают свои варианты формулировок таких ключевых понятий, как «медиа-образование», «медиакультура», «медиаграмотность», «медиавоспитание» и.т.д
К примеру, в документах ЮНЕСКО медиаобразование понимается как «обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации, рассматриваемыми как часть специфической и автономной области в педагогической теории и практике: его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств и преподовании других областей знаний»
Медиаобразование затрагивает ключевые позиции взаимоотношений индивида и информации, формирования способа взаимодействия личности с миром.
Развитие самого медиаобразования, по мнению исследователей, также идет по спирали. Следуя пути образных аналогий, можно сказать, что двойная спираль есть спираль развития: образовательная траектория самого предмета, усиленная посредством медиаобразования дает более интенсивный результат.
Это подтверждают педагогические эксперименты по интеграции медиаобразования с конкретными учебными предметами. Возможности открываются фантастические, создающие совершенно новую ситуацию в образовательной системе. Процесс образования индивидуализируется, личностно ориентируется
Задачи медиаобразования (tasks of media education):
обучить грамотно читать медиатекст;
развить способности к восприятию и аргументированной оценке информации, развивать самостоятельность суждений, критического мышления, предпочтений, эстетического вкуса;
интегрировать знания и умения, получаемые на различных учебных занятиях, в процессе восприятия, анализа и творческой деятельности, чему способствует именно диалогово-тренинговое построение занятий в том числе.
Исследователи к ключевым понятиям медиаобразования («key concepts of media education») относят:
«восприятие»;
«художественно-творческая деятельность»;
«воспроизведение»;
«интерпретация»;
«анализ»;
«оценка»;
«источник информации»;
«освоение информации»;
«язык медиатекста»;
«технология»;
«аудитория»;
«единство рационального и эмоционального в эстетическом восприятии и «синтез эстетического и этического».
Кроме того, необходимое понимание, что медиа – это не реальность, а ее отражение, репрезентация через систему знаков и символов.
Лидеры британской системы медиаобразования Базэлгэт и Эндрю Харт убеждены, что суть его в изучении шести так называемых ключевых понятий:
«источник медиаинформации» («media agencies»)
«категории медиа» («media categories»)
«технологии медиа» («media technologies»)
«медиаязыки» («media languages»)
«аудитория медиа» («media audiences»)
«репрезентации медиа» («media representations»).
Ведущий российский специалист в данной области Юрий Николаевич Усов считал, что медиаобразование – это процесс развития личности средствами и на материале средств массовой коммуникации.
А Сталь Никонорвич Пензин утверждает, что медиаобразование не может ограничиваться обучением аудитории грамотности, необходим «синтез эстетического и этического».
Концепция медиаобразования начала формироваться в конце 60-х гг., когда в нем возникли две относительно независимые линии – «критическая» и «визуальная грамотность». Первая из них выдвинула основной целью «формирование критического мышления» человека по отношению к средствам массовой коммуникации и получила большее распространение в Европе (Великобритания, Франция и др.), вторая рассматривала в качестве главной задачи развитие невербальных навыков коммуникации (восприятия, понимания, использования и создания визуальной и аудиовизуальной информации) и преобладала в Канаде и США
Идеология медиаобразования складывалась под влиянием работ Ролан Барта, Маршалл Маклюэна, Абраам Моля, Селестен Френе и др. Идея международного движения медиаобразования возникла в секторе информации ЮНЕСКО.
Инициаторы движения – Диозед, Моль, Норденстренг и др. В 1973 г.
Международный совет по кино и телевидению выдвинул предложение о необходимости ввести в высшей школе курса по теории средств массовой коммуникации.
Один из лидеров канадской медиапедагогики К. Ворсноп (C.Worsnop) полагает, что медиаобразование ценно не только само по себе, но и потому, что медиа сегодня – это наша окружающая среда, и было бы неразумным игнорировать то, что нас окружает.
— Николай Николаевич, расскажите для начала, что для вас кино?
— Это ожившая история, событие, мысль. Обычно художники передают это через образ, писатель — через слово. И вдруг появилась другая форма, где картинка начала двигаться. Кино — выражение движущейся мысли.
В этом аспекте кино схоже с театром, но театр не дает такого масштаба и такой ясности. Кино, в отличие от театра, более реалистично. Чтобы читать книгу, нужно воображение, а кино предлагает уже готовый образ. С этой стороны кино примитивнее книги, но с другой стороны, если правильно применять кино, то оно может учить, доносит важные и нужные образы до большего количества людей.
Кино — это иллюзия, которая передается в данный момент зрителю для переживания. И главный вопрос — каким будет это переживание.
Ю.Н.Усов делал вывод, что "содержание подобного курса должно строиться по принципу знакомства с особенностями структуры художественного образа". То есть по отношению к кинообразованию - по принципу изучения особенностей структуры аудиовизуального образа, который синтезирует в себе свойства многих видов искусства.
Аудиовизуальный или звукозрительный образ определялся Ю.Н.Усовым как "динамическая система пластических форм, которая существует в экранных условиях пространственно-временных измерений и аудиовизуальными средствами передает последовательность развития мысли художника о мире и о себе"
В этой же знаменательной работе Ю.Н.Усов отчетливо сформулировал понятие "аудиовизуальной грамотности", как культуры восприятия звукозрительного образа, включающей умения его анализа и синтеза.
При этом "в основе этого процесса лежит эвристический метод: каждый раз, рассматривая структуру кинообраза, мы побуждаем учащихся разобраться в причинах возникновения эмоциональных впечатлений, прийти к открытию для себя того или иного элемента (план, ракурс, монтаж, время, пространство) в диалектическом и семантическом единстве с другими, частично опережая будущее знакомство с ними, предваряя их изучение.
Будучи не только выдающимся теоретиком, но и талантливым педагогом-практиком, Ю.Н.Усов уже к 1980 году сумел выстроить логичную методику практической реализации своей теоретической концепции кинообразования школьников. В частности, он придумал, на мой взгляд, весьма эффективный план вводного занятия со старшеклассниками по факультативному (кружковому) курсу киноискусства.
В начале каждого года обучения аудитории предлагалось написать небольшую письменную работу. Учащиеся должны были сделать выбор из трех различных тем:
1) фильм, который произвел на меня особенно сильное впечатление,
2) фильм, который повлиял на мое отношение к себе и окружающим,
3) анализ одного эпизода из запомнившегося фильма
Бесспорно, уже сам выбор той или иной темы в какой-то степени мог раскрыть педагогу степень аудиовизуальной грамотности ученика. Первую тему обычно выбирали старшеклассники, склонные к простому пересказу событий художественного произведения (таких, как правило, большинство). Вторая тема в значительной степени интересовала школьников, для которых больше всего важны социальные и моральные проблемы, затронутые в медиатексте.
Третья тема могла привлечь только самых "продвинутых" в области экранной культуры учащихся - аудиторию с достаточно развитым художественным восприятием, способную проанализировать звукозрительный образ.
Итогом каждого года обучения становилось написание учащимися "контрольной" рецензии на один и тот же совместно просмотренный фильм. В этой рецензии должны были быть отражены вопросы, затрагивающий смысл названия фильма, раскрытие его центральной проблемы в отдельных эпизодах и в целом, в актерской, режиссерской, операторской работе
Под кинообразованностью Ю.Н.Усов понимал знания, раскрывающие особенности воздействия киноповествования, стимулирующие восприятие, интерпретацию, эстетическую оценку произведений экранных искусств.
А под аудиовизуальным мышлением - понимание и интерпретацию звукозрительной, пространственно-временной формы повествования как речевой продукции, формирование представлений о мировоззрении, эстетическом сознании автора на основе анализа произведений экранных искусств. При этом имелось в виду, что степень образованности и глубина аудиовизуального мышления определяют развитие потребности зрителя в общении с произведениями экранных искусств различного уровня, линейной или более сложной - ассоциативной, полифонической форме повествования.
Образовательный процесс, максимально приближенный к диалогической форме, может выглядеть так: делясь своими знаниями, каждый студент берет на себя часть обучающих функций педагога. Данный процесс организован и выстроен преподавателем, только он в состоянии сделать систематизированные выводы по представленной студентами информации, однако сама форма классической лекции переходит в активный групповой диалог, по форме близкий к интеллектуальному тренингу, где возможно присутствие и не одного тренера. Опора на теоретическую домашнюю заготовку студента повышает продуктивность обучения, служит дополнительным мотивирующим фактом
Имитационные игры, доведенные до уровня методических рекомендаций, с использованием записывающей аппаратуры, дальнейшего просмотра и анализа материала – хороший пример медиапедагогического процесса.
Способ обучения, когда накопленные классическим способом знания с лекционными, семинарскими, чтением литературы совмещены для закрепления в игровые процессы не нов (командно-штабные учения, полевые учения, тренажеры в подготовке к другим специальностям, деловые игры в экономике и т.д.).
В процесс обучения в таком случае включены такие качества, как воображение, соревновательность. Школьникам прививается вкус к аналитическому мышлению, умению достигать результат в интерактивном процессе, когда решение постоянно корректируется в зависимости от действия партнеров.
Творческими заданиями для студентов могут быть: аннотация, «мозговой штурм», рисунок, коллаж, плакат, кроссворд, дневник, дискуссия, драматизация, эссе, интервью, репортаж, рецензия, сценарий, игра, ситуационный анализ и т.п.
Вышеперечисленные задания даются в рамках активной практики, могут быть рассмотрены как средство погружения в тему. Эти методы можно отнести к объяснительно иллюстративным методам контроля пройденного материала. Активные методы обучения чаше используются в творческих вузах, но, на наш взгляд, дают отличные результаты в дисциплинах, относящихся к коммуникативному направлению экономических, юридических и других специальностей.
Для обучения должна быть обеспечена реальная свобода выбора информации.
Концепции медиаобразования можно классифицировать согласно ступеням развития восприятия информации:
развитие аудиовизуального восприятия;
- формирование критического мышления:
- практическое освоение технологии массовой коммуникации (кино- и видеосъемки, массовой печати, радио, телевидения): - формирование собственной системы ценностных ориентаций как основы для создания медиатекстов.
Импульс развития, получаемый личностью в процессе медиаобразования, может стать основой мировоззрения в том случае, если обеспечены условия эффективности реализации этого учебного курса, а именно:
свобода выбора информации;
- соблюдение правил дискуссии;
- поощрение самостоятельности и инициативы студентов;
- равенство участников диалога перед информацией.
Однако провозгласить приоритетом принцип развития критического мышления – значит, последовательно, поэтапно провести формирование медиаобразовательных умений:
вычленять главное в информационном сообщении; - понимать цели коммуникации, направленность информационного потока;
- понимать задания в различных формулировках и контекстах;
- аргументировать собственные высказывания;
- воспринимать альтернативные точки зрения и высказывать обоснованные аргументы «за» и «против» каждой из них;
- находить ошибки в получаемой информации и вносить предложения по их исправлению;
- находить требуемую информацию в различных источниках;
- систематизировать предложенную или самостоятельно подобранную информацию по заданным признакам;
- собирать и систематизировать длительное время (семестр, учебный год или другой отрезок времени) тематическую информацию;
- устанавливать ассоциативные и практически целесообразные связи между информационными сообщениям;
- извлекать из предложенной информации данные и представлять ее в табличной или другой форме;
- составлять план информационного сообщения, предлагать форму его изложения, адекватную содержанию;
- составлять рецензии и анонсы информационных сообщений;
- переводить визуальную информацию в вербальную знаковую систему, а вербальную информацию переводить в знаковую систему;
- трансформировать информацию, видоизменяя ее объем, форму, знаковую систему, носитель и др., исходя из целей коммуникативного взаимодействия и особенностей аудитории, для которой она предназначена;
- иметь представление об инструментарии подготовки, передачи и получения информации и первоначальные умения работы с этим инструментарием
Использованная литература:
Методика использования киноискусства в идейно-эстетическом воспитании учащихся 8–10 классов. Таллин, 1980.
Методика использования искусства кино в учебно-воспитательном процессе (совместно с В.Г.Рудалевым). М., 1983.
Программа факультативного курса «Основы киноискусства». М., 1986.
Киноискусство в идейно-эстетическом воспитании учеников 7–10 классов. Таллин, 1987.
Основы аудиовизуальной культуры (совм. с Л. Баженовой, Е. Бондаренко). М., 1991.
Основы экранной культуры. М., 1993.
В мире экранных искусств. М.,1994.
Литература о Ю.Н. Усове:
Федоров А.В. Медиапедагогика Ю.Н. Усова // Искусство и образование. 2003. № 3. С. 65–74. № 4. С. 78–95.
Федоров А.В., Челышева И.В., Мурюкина Е.В., Новикова А.А., Федорцова С.С. Эстетическая концепция в российском медиаобразовании и творческое наследие Ю.Н. Усова. Таганрог, 2007.