Презентация "Влияние педагогических методов и приёмов на процесс формирования самосознания ребёнка ранего возраста
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация "Влияние педагогических методов и приёмов на процесс формирования самосознания ребёнка ранего возраста" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
«Влияние педагогических методов и приемов на процесс формирования самосознания ребенка раннего возраста»
МДОУ Д/с №112 о. в г. Магнитогорска
Ранний возраст вносит существенный вклад в становление личности. Именно в раннем возрасте начинает формироваться самосознание, развитие которого происходит на протяжении всей жизни человека.
Самосознание – относительно устойчивая, более или менее осознанная система знаний о самом себе. От того, насколько развито самосознание, во многом зависит его дальнейшее психическое развитие. Чаще всего в жизни становление знаний о себе происходит, как правило, стихийно, без специальных условий со стороны взрослых.
Поэтому, начиная уже с раннего возраста, взрослые должны помочь ребенку сформировать основные знания о самом себе.
В самосознание ребенка раннего возраста входят следующие компоненты: т.е. что должен знать ребенок о самом себе.
- имя человека,
- образ своего тела,
- зрительный образ своего отражения в зеркале,
- половая роль,
- притязание на признание.
Имя человека.
В развитии самосознания особую роль играет собственное имя ребенка. Поэтому это самое первое знание в структуре самосознания. С помощью имени ребенок выделяет себя как персону, он отличает ребенка от других. Уже в 6 мес. младенец отзывается на свое имя, реагирует на свое и чужое имя по-разному. А затем ребенок уже не представляет себя вне имени, испытывает особый интерес к людям, которые носят такое же имя.
Примерно в полтора-два с половиной года ребенок называет себя своим собственным именем - так, как к нему обращаются окружающие, а в конце третьего года появляются личные местоимения, прежде всего «я» и «ты».
Образ своего тела
Образ своего тела развивается у ребенка в связи с физическим овладением своим телом, а также с развитием общих познавательных интересов. Внимание ребенка обращается на то, что все люди имеют руки, ноги, глаза, рот . т.д. Взрослый называет части тела ребенка и элементарно знакомит его со строением человека. Ребенок запоминает названия частей тела и по просьбе взрослого их показывает
Зрительный образ своего отражения в зеркале.
Узнавание себя - простейшая, первичная форма самосознания. В начале 2 г. дети, пользуясь зеркалом, рассматривают пуговицы, карманы на своей одежде, с интересом наблюдают за изменениями отражения. Разнообразными становятся игры перед зеркалом: дети подпрыгивают перед зеркалом, весело при этом, смеясь, с удовольствием меняют свой внешний вид: одевают платок, причесываются и др.
Половая роль.
Знание своей половой принадлежности, складывается уже к 1,5 годам и является наиболее устойчивым, стержневым элементом самосознания.
Двухлетний ребенок знает свой пол, но еще не умеет обосновать эту атрибуцию. Также , учатся различать пол окружающих по одежде, прическе, чертам лица.
Притязание на признание.
Начиная с 1.5 оценка поведения ребенка взрослыми становится одним из важных источников его чувств. Похвала, одобрение окружающих вызывают у детей чувство гордости, и они пытаются заслужить положительную оценку, демонстрируя взрослым свои достижения. Притязание на признание становится потребностью ребенка, определяющей успешность его развития.