Презентация "Формулируем проблему в сочинении на ЕГЭ по русскому языку"
- Рубрика: Презентации / Другие презентации
- Просмотров: 0
Презентация для классов "Презентация "Формулируем проблему в сочинении на ЕГЭ по русскому языку"" онлайн бесплатно на сайте электронных школьных презентаций uchebniki.org.ua
14.
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
Могло бы показаться, что всё осталось в комнате (ПО)ПРЕЖНЕМУ, ЕСЛИ (Б) не странный беспорядок на письменном столе.
Весь народ, что вы видите, пришёл (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) посмотреть, как будут наказывать преступников.
Ромашову показалось, БУД(ТО) он вовсе не спал, даже не задремал ни на миг, а просто (В)ТЕЧЕНИЕ одной секунды лежал без мыслей, закрыв глаза.
Всё словно умерло; только ГДЕ(ТО) (В)ВЕРХУ, в небесной глубине, дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюблённую землю.
ЕСЛИ(БЫ) я знал, что экскурсия окажется такой утомительной, я бы придумал КАКУЮ(НИБУДЬ) отговорку, чтобы не ходить на неё.
15.
В 1857 году Шишкин за выставле(1)ую картину «В окрестностях Петербурга», в которой отраже(2)ы многогра(3)ые особе(4)ости его дарования, и за рисунки, выполне(5)ые в Дубках летом, получает две Малые серебря(6)ые медали.
На разостла(1)ой газете были разложе(2)ы и расставле(3)ы, не без уклона в сторону буржуазности, полдюжины краше(4)ых яиц, жаре(5)ая курица, кулич, увенча(6)ый сахарным розаном.
Структура сочинения на ЕГЭ
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему.
Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые,
по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации.
Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.
Объём сочинения – не менее 150 слов.
Способы выявления проблемы
1 способ
Проанализируйте поступки, отношения, речь героев
Определите, какие положительные или отрицательные человеческие
качества проявляются в этих поступках
Определите, какие абстрактные существительные называют
соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть –
равнодушие, чёрствость, эгоизм)
Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова
«Красная Шапочка»
(Ш. Перро)
Кто главные герои?
Что они делают?
Какими качествами наделены герои, если исходить из их поступков?
Качества героев
Волк наделен хитростью, умением скрывать жестокость, обман и зло.
Красная Шапочка доверчивая, добрая и честная девочка, которая безгранично любит родных и готова помочь всем в трудную минуту.
ЛЖИВОСТЬ-ЧЕСТНОСТЬ, ДОВЕРЧИВОСТЬ
НЕНАВИСТЬ К ОКРУЖАЮЩИМ-ЛЮБОВЬ К БЛИЗКИМ
Как Сформулировать проблему?
1. Сформулировать проблему через вопрос:
Нужно ли доверять всем окружающим? Эту проблему ставит Шарль Перро, автор предложенного для анализа отрывка.
2. Использовать словосочетание с сущ. В Р.п.
(под Х будем понимать тему, ключевое слово):
ПРОБЛЕМА Х…..
Проблему проявления доверчивости ставит автор данного текста.
Шаблоны
Вопросы:
Что представляет из себя Х?
Как раскрывается Х?
Как (в чем) проявляется Х?
Какую роль играет Х?
Почему так важно проявлять Х?
Почему необходимо Х?
Как соотносятся Х и Х?
Можно ли оправдать Х?.................
Шаблоны
Сущ. с предлогом в Р.п.
Слова-связки:
- проблема содержания понятия Х (честь, совесть, милосердие и т.д.)
- проблема истинных и ложных представлений о (чести, героизме, гуманизме)
- проблема восприятия Х (искусства)
- проблема оценки Х взрослыми / современникам / потомками / городским человеком / далекими от искусства людьми
- проблема влияния / воздействия Х на (современного человека / взрослого человека / формирование характера ребенка / формирование интереса к чтению)
- проблема роли/ назначения Х (в формировании характера/ в становлении личности / в становлении нравственных убеждений)
- проблема связи человека с Х (природой, Родиной, другими людьми)
- проблема обретения Х (истины, способности воспринимать красоту природы / литературы)
- проблема воспитания Х (человека / характера / чувства красоты)
- проблема сохранения Х (природы / культурных традиций)
- проблема вытеснения Х чем-либо
- проблема дефицита Х (внимания к мелочам/ к красоте / к искусству / к природе / к пожилым людям)
- проблема обесценивания Х (вечных ценностей / книг / авторитета взрослых).
2 способ определения проблемы:
определение проблемы через позицию автора
Иногда легче сформулировать сначала позицию автора, а потом сформулировать проблему.
Т.е. определяем сначала основную мысль, а потом проблему.
- Спорим, не прыгнешь? - с нарочитым равнодушием подзадоривал я Юльку. - Прыгну! - отвечала она, с вызовом глядя в проём открытого окна школьного класса. Здание нашей школы было построено в конце XIX века. До революции в нём размещалась женская гимназия. Его изображение до сих пор печатают на открытках - двухэтажная постройка из красного кирпича с просторными классами, с большими окнами и высоченными, под четыре метра, потолками. - А на каблуках слабо?- продолжал я. - На каблуках?..- засомневалась она, но, мельком взглянув на меня, задорно подмигнула, а через мгновение на подоконнике уже никого не было... Позже мне рассказали, что она так и не пришла в себя, умерла в машине скорой помощи. Никто не узнал, что я был рядом. Мог схватить, остановить, но ничего не сделал... Впрочем, кому нужно было моё запоздалое раскаяние? Уже ничего нельзя было изменить. Ничего...
КЛИШЕ ОБЩИЕ
Клише для формулировки проблемы:
Автор текста (ФИО) размышляет над проблемой (чего?)…
В данном тексте автор (ФИО) ставит ….
Автор текста (ФИО) предлагает своим читателям задуматься над проблемой (чего)…
В центре внимания автора текста (ФИО) проблема (чего?)…
Проблемный вопрос. Этой проблеме посвящен текст автора (ФИО).
Именно эта проблема привлекла внимание автора текста (ФИО).